Найти в Дзене

Civ4 мод Dawn of Civilization. Россия на сложности Paragon.

Кочевники представляют огромную угрозу. Численность армии монголов от уровня сложности зависит. На Heir это 6 юнитов армии захватчиков, которая при установлении дипломатического контакта появляется, на Regent уже 12, а на Monarch 24. С другой стороны, армия завоевания сельджуков и на Emperor и на Paragon равна 12 отрядам – в войне с Аравией и Византией выходит 24.

Девизом версий 1.7X стало повышение сложности. В первом патче появление новых цивилизаций без права воспрепятствования забирает города в их земле появления, и при этом подчиняет даже юниты в существующих городах. Во 2 патче численность варварских кочевников в Северном Причерноморье с 4 до 5 конных лучников за волну варварского набега повысилась – куда уж больше.

Заглядывая вперед – особой разницы между Monarch и Paragon нет, и заметно это в особенности за столь сильную страну как Россия. Технологии на четверть дороже всего, и это компенсируется улучшенным навыком игры. Fortification на низкой сложности есть смысл изучать первой, чтобы выменять за нее у ИИ более приоритетные для них технологии, но на Paragon ИИ и жадны, и умны.

В данном случае это первая на канале дата начала с 600 г. н. э. В раннем 3000 до н. э. все сбалансировано в пользу древних цивилизаций, и начинает Россия с Феодализмом и без трех юго-восточных технологий Античности: в прошлом выпуске я ошибся, так как в 600 н. э. у нее в Античности нет только Политики.

ВВОДНЫЕ К ИГРЕ

За Египет я начал четвертую партию, за Майя вторую, а за Россию это шестая уже, но предыдущие были на низкой сложности. Мне нравится Civilization IV тем, что часть перфекционизма для новичков не вызывает интереса у опытных игроков. Во-первых, если Викинги даже основали Хельсинки, все равно есть возможность основать Санкт-Петербург до того, как Хельсинки достигнет III уровня культуры, а это 300 единиц. То же самое относится к Краснодару – он не входит в зону Туркестана, и может соседствовать Газиантепу или Итилю.

Итак, предварительная разметка предусмотрела возведение двадцати городов на территории России, проектирование Херсона и Краснодара появилось еще в то время. Но уже находясь в состоянии игры, я передвинул Гомель в Минск (оба этих города предотвращают появление Independent Киева), и объединил три второстепенных города – Астрахань, Казань и Рудный – в один идеальный город Самару. Как известно, в RFC DOC город с 4 ресурсами в доступности 2 клеток считается хорошим, а с 6 ресурсами прекрасным. У Самары доступны Камень, Нефть, 2 Железа, Камень, Пшеница, и со временем появляются Шелк и Кукуруза – итого целых 8 ресурсов. Это лучше Лондона и Эдинбурга.

Да, у Лондона с ростом явно не задалось, ведь англичане основали Эксетер.
Да, у Лондона с ростом явно не задалось, ведь англичане основали Эксетер.

Во-вторых, нет необходимости ценить военные юниты, так как это нагрузка на экономику. А чтобы нагрузки не было, есть смысл принять парадигмы, для которых обозначено «Low», в крайнем случае «Med» стоимость содержания. Республика (Republic), Гражданство (Citizenship), Касты (Caste System) – это символ не совсем успешных обществ. У них и плохое улучшение стабильности от сочетания парадигм. Если в начальной эре больше всего стабильности дает Slavery (Рабство), то в середине игры это уже Vassalage (Вассалитет).

-3

В совсем древних версиях Россия на старте получала 4 поселенцев, 3 рабочих, 2 мечников, 2 арбалетчиков без Машиностроения и 3 конных лучников, но при изменении до 4 поселенцев, 2 рабочих, 2 лучников и 4 конных лучников, была и балансировка, при которой Vassalage стал приносить 1 молоток от ферм.

НАЧАЛО ИГРЫ

Каждые 20 ходов на Marathon (до 1000 года ход идет за 4 года, затем за 3 года) в причерноморской степи появляются отряды для двух параллельных веток. В первой из них авары, затем болгары – появляются на юго-западе от Херсона, и интересует их в основном Византия. Во второй ветке только Cuman, которые одновременно символизируют хазар, печенегов и половцев. Они появляются на широте Херсона, от Карпат до Дона. В XII столетии болгары исчезают.

Я приберег Санкт-Петербург напоследок, и не стал переходить Дон чтобы не попасть под удар среднеазиатских кочевий. Два первых города руководились целью остановить появление Киева в 882 и остановить продвижение поляков на восток, когда они появятся в 1025. Блистательный Минск может получить в своем диапазоне помимо русских пшеницы, оленей и свиней, еще и польские пшеницу, коней и коров – шесть ресурсов. Когда Германия появится 1700, то культура переметнувшегося Медвегалиса упадет, потеряв восточные земли.

Что касается Херсона, пусть в нем мало ресурсов, но это первый русский порт и стратегически важная точка. При расширении культуры до третьего уровня он получит лошадей на юго-востоке, в случае если культура Константинополя упадет при захвате османами, и также может построить Wharf (50% дохода от торговых путей) и Lighthouse на один торговый путь. Его идеальное население 4 жителя – этого достаточно чтобы обрабатывать все доступные ресурсы: в т. ч. пшеницу, железо, свиней и коней. Меньшие порты: Петербург и Краснодар.

В начале парадигмы можно поменять без анархии в новых версиях DOC. Так что я собрал сбалансированный билд и по экономике, и по стабильности. Плюс на первом же ходу я встретил Франкскую Империю Карла Великого, и в 872 г н. э. увел у нее в одной клетке последнюю Tribal Village (племенную деревню) на территории Северной Азии. Русские стартуют на 612 ходу (306 на скорости Epic) это 856 год на Epic и 860 на Marathon, а 872, это соответственно 615 ход.

-4

Справа вверху показываются оставшиеся ходы, но не в именах сохранений. Те учитывают всю партию в 500/750/1500 ходов и 5020 лет (до 2020 года, когда коронавирус по идее изменил человечество и перевернул его долгую историю)

ДИПЛОМАТИЯ

Когда нация еще языческая, к ней не применяются негативные модификаторы за разницу в религии: каждый еще стремится ее перевербовать. Небольшая, но для бедных экономик Темных Веков очень внушительная сумма в размере 90 монет улучшает отношения на 3 единицы из 4 максимальных торговой сделки, а 3 единиц уже достаточно обычно для открытых границ. У России на старте 600 монет. Я заключил открытые границы с каждой известной цивилизацией, причем Франция, Испания, Аравия и Кордова потребовали 360 монет из 600.

Если нация дружелюбная сама по себе, то религия на склонность к торговле не влияет. Это относится к Англии, Португалии, Китаю, раннему Туркестану лидера Бамина (Bumin), Викингам; Священной Римской Империи Барбароссы.

-5

В 896 у бедствующей Византии выпросили 20 золотых за обмен их Scholarship на нашу Politics. Теперь все технологии античности позади, но в последующем обменов технологиями не будет, так как Россия готовится к борьбе с кочевьем и не может озаботиться экономикой.

-6

В X веке появились два квеста. Первый предусматривал захват железа близ Трапезунда, и несмотря на выданное время в 300 ходов был провален сразу же как в XI столетии сельджуки заняли Trapezund и переименовали в Trabzon.

-7

Второй более удачный. Постройка 7 конюшен (Stable) обеспечит семь конных лучников (Horse Archer), а это заметно так как у армии завоевателей монголов Золотой Орды в России всего 24 юнита. Даже притом, что бойцы обладать не будут опытом, 3-4 врагов уничтожить они сумеют. Именно потому основал я седьмой город, Краснодар, хотя он сильно ослабил мою экономику.

-8

ПЕРВЫЙ ЭТАП ИГРЫ

Одним из четырех начальных городов стала Vologda. Она способна освоить 2 единицы мехов (Fur), которые снабжают счастьем до трех городов каждый.

Я основал 6 городов помимо столицы, и не одном не отходил от стандартного списка из 2 первых проектов. Сначала рабочий (Worker), с Manorialism равна его цена 59 молоткам, и перевыполнения от ускорения на 90 молотков одним жителем и трех начальных жителей из городов Средневековья как раз хватает чтобы предпоследним жителем ускорить Монумент за 108 молотков.

В оригинальной унылой игре Монумент дает всего 1 культуры и устаревает с Календарем. В RFC DOC он добавляет 2 культуры на протяжении всей игры.

Поправочка! Для трех первых городов я ускорял Святилище Перуна, меняя его даже местом с рабочим, и пожертвовал 1 жителем единственный раз в Москве, ради Святилища Перуна. А все почему? Когда православие распространилось в первый город, Херсон, Святилище Перуна пропало.

Затем, в 940 эмиссары с Византийского Крита устроили в Москве выступление тореадоров – «Running With the Bulls»; бег с быками, и правительство решило регулярно проводить данные соревнования в Москве, заплатив 51 gold, взамен же получив 300 культуры – достаточно для третьего ее уровня.
Затем, в 940 эмиссары с Византийского Крита устроили в Москве выступление тореадоров – «Running With the Bulls»; бег с быками, и правительство решило регулярно проводить данные соревнования в Москве, заплатив 51 gold, взамен же получив 300 культуры – достаточно для третьего ее уровня.

-10

Через 12 лет, близ Херсона появилась орда Cumans. Но бог миловал, они ушли в Византию, и сгинули на Дунае. После этого установилась торговля Великого Княжества Московского и Византии, что привело к принятию православия в Москве в 997 году. Святилище Перуна преобразилось в Православную церковь.

-11

Этот 100 ход оказался весьма успешен. Россия начинает на 65 ходу в сценарии 600 AD Marathon (он же 32 ход в Epic), так что всего за 35 ходов мне удалось построить хорошую экономику, выдающую 43 науки на 100% – без библиотек притом и Elective, который добавляя 2 золота за Пастбище (Pasture) и 1 золота за каждую клетку без улучшения. К 101 ходу построится Кузница в Москве и далее Конюшни до 5 жителей. На 1000 году одного жителя я переставлю в Инженеры, и через 80 ходов, к 1240 году появится Великий Инженер.

Дополнение: в продвинутом старте выбрал казармы (Barracks) и пастбище на южных Cow (Коровах) (3 молотка и 4 пищи) в Москве.

ВТОРОЙ ЭТАП ИГРЫ

Пятый город Санкт-Петербург, шестой город Самара и в особенности седьмой город Краснодар подорвали возможности страны. Экономика выдерживает в относительном профиците 90% на науку с пятью городами, 80% с шестью, но с основанием Краснодара с трудом стало возможным поддерживать 60%.

Начало войны обновляет счетчик стабильности, поэтому тестовая ветка, на которой разведчика убили монголы в Мекке, пригодилась и в данном случае. Экономический рост +12!
Начало войны обновляет счетчик стабильности, поэтому тестовая ветка, на которой разведчика убили монголы в Мекке, пригодилась и в данном случае. Экономический рост +12!

Инфляция к 1200 приблизилась к 70%, съедая целую четверть науки – 15 gold, а общая наука составляет на 60% - 60 единиц.

И все же, данный результат достигнут уже без специалистов-ученых. Простор для их деятельности огромен, и когда я запущу 14 ученых в семи городах своих – то это будет 35 науки с библиотеками или 28 базово. В позднем Ренессансе будет доступен Эгалитаризм. С ним Library откроет 4 ученых, каждый из них принесет 4 науки (+2 за специалиста) и еще будет +50% от Library и Academy.

Каждый такой город будет приносить 24 науки при нулевых затратах на нее. Так как это будет примерно XVIII век, то 15 городов означают 360 науки!

К 1200 году у меня 9 рабочих: 7 от 7 городов и 2 стартовых рабочих, но этого все равно не полностью хватает. Осталось около 15 ходов до атаки монголов, и этого хватит только на 10 улучшений. К восточной части империи – Самаре, Краснодару и Вологде, дороги еще не построены. Более того, три последних города – Санкт-Петербург, Самара и Краснодар, малы, недовольны вследствие воздействия деспотизма. Краснодар вырастет до 2 жителей снова лишь в 1243 году, и квест не ранее того времени будет выполнен.

ЭПИЛОГ

-13

1240 год, 181 ход. У меня появился Великий Инженер Ivan Starov, изучены три технологии средневековья и с легкостью разрушено славящееся набегами, и к тому уязвимое для захвата странствующим французским рыцарем Казанское Ханство. Но вся милитаризация, многочисленные ускорения ценой населения в 1230-е и выполнение квеста уже к 1246 оказались беспочвенной затеей.

Дела у монголов не задались. Еще в 1190-е они атаковали Благородную Мекку армией всего из 4 юнитов, которые не сумели занять даже слабозащищенный этот город и были истреблены через 3 хода, когда Саладин подвел конницу из Александрии. После этого Саладин настолько возгордился, что объявил свою независимость в лицо Алп-Аслану. Но потеря вассала, Аравии, не помешала Сельджукской Империи вернуть Самарканд и Мерв. Сейчас последний город, из которого монголы могут отправить скаута к Самаре, это Ордукент, но даже если они не потеряют этот город, встреча состоится примерно через 15 ходов.

-14

Я ожидал, что на Марафонской скорости монголы атакуют раньше, но это не так, если не встретиться с ними в Мекке. Так-то, 15 ходов, почти 10 юнитов, в двух городах произведенных. А у меня городов семь, и я уже получил овец в Краснодаре, отбив их культурным влиянием у Туркменского Газиантепа.

К слову, влияние Турции распространяется лишь на Кафу, не на Краснодар.

ПРИМЕЧАНИЯ

Германия: королевство Пруссия, в 1700 после пресечения династии вассалов Речи Посполитой унаследованное князьями Саксонии.

Медвегалис: крупнейшая крепость в Литовской Жемайтии, разрушенная 1329 Тевтонским орденом. Для того, чтобы Великое Княжество Литовское утратило Жемайтию, пришлось объединить силы многих германских феодалов. Вел их король Иоанн Люксембургский и Богемский (личная уния).

Пруссия: в 1525 магистр Тевтонского ордена Альберт, провел секуляризацию и объединил владения ордена со своими собственными в Бранденбурге.

Бранденбург: один из городов-государств сорбов, славян к северу от чехов, к востоку от поляков и к югу от ободритов. В игре становится Берлином в 1700.

Иван Старов: в течение XVIII столетия население России выросло более чем в два раза – с 15 около 1700 до 40 миллионов в 1810; потребовалось расширить старые города на северо-западе России. Выполнив эту задачу, зодчий сыграл и главную роль в создании с нуля городов Новороссии: Херсона и Николаева.

Херсон: всегда уступал по населению более древней Одессе.

Польша: около 1000 г. сильнейшее из западнославянских государств, также как Русь лидировала среди восточных славян, а Болгария среди южных. (Старт 1025)