Это рассказ о белорусской железнодорожной глубинке. И о поездке автора по пасторальной линии в окрестностях Припяти, по местам тоже пострадавшим от техногенной катастрофы, но которые не стали закрытыми и пустынными. Наоборот, сюда даже переехала часть людей из чернобыльской зоны отчуждения.
Полюбуйтесь вместе со мной красотой Беларуской чыгунки и посмотрите как выглядит местность всего в нескольких десятках километров от знаменитой ЧАЭС. Их в сети ещё никто не показывал.
Тупиковая железнодорожная линия Василевичи — Хойники находится в Гомельской области республики Беларусь. Протяжённость — 45 километров. Линия однопутная, неэлектрифицированная, как и большая часть стальных магистралей Беларуси. Является частью сети общего пользования национальной компании Беларуская Чыгунка (аналог РЖД).
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», дата открытия конечной станции Хойники — 1911 год. Изначально линия принадлежала частной Полесской железной дороге, позже была национализирована и включена в Народный комиссариат путей сообщения (с 1946 - министерство путей сообщения).
По состоянию на 2018 год (поездка автора), этот малодеятельный тупиковый участок поддерживался в отличном состоянии, как и все государственные железные дороги в Беларуси. Несмотря на почти полное отсутствие грузовых перевозок и небольшое население на остановочных пунктах вдоль ветки, в ходу было четыре пригородных поезда ежедневно, плюс одна пара по пятницам и выходным (прямой рейс Гомель — Хойники) — что для подобной линии очень много. В реалиях РФ, скорее всего, оставили бы одну, либо вовсе отменили.
1. Вечером прибываю на узловую станцию Василевичи из соседнего города Речица - нефтяной столицы Беларуси. Да в стране есть собственная добыча нефти. Подробнее писал здесь.
2. Пересадка на "дизель" в сторону станции Хойники. Дизелями в Беларуси называют все пригородные поезда, порой, даже электрички.
Поезд на Хойники, внезапно, представляет из себя новую автомотрису ДП1. Этот импозантный технологичный состав изначально предназначался для так называемых "региональных линий бизнес-класса", читай - комфортный экспресс, но в итоге парочку отправили на малодеятельные "тупики" в Гомельскую область, чтобы возили простых селян.
3. Еду до одной из промежуточных остановок Избынь.
4. Поезд уходит дальше, в Хойники. Я единственный пассажир, вышедший здесь.
5. Избынь была выбрана не случайно: планировалось переночевать на природе, а это был остановочный пункт, где нет ничего, кроме леса и грунтовки, исчезающей в чаще. То что надо!
6. Вечером место предстало мне донельзя атмосферным, даже мистичным. Вересковые пустоши, болота, яркая полная луна. Любо.
Словно призрак через час проплывает обратный пустой состав:
7. Утро сделало местность обыденной, но не безликой. Всё равно Избынь - приятная локация.
8. Получилась комфортная ночёвка с полноценным ужином и завтраком, приготовленном на костре.
9. Мы находимся довольно близко к знаменитой атомной электростанции. До неё около 50 км. До зоны отчуждения, государственной границы - 30. Сообщают, что район значительно пострадал в результате данной катастрофы, но "закрывать" его не стали. Жители получают пенсию как "чернобыльцы".
10.
11. Ночевал на пригорочке прямо рядом с платформой.
12. Утренний поезд. Можно сверять часы. Я опять единственный и неповторимый, как и ДП.
13. Мотриса ДП1 - очень "крутая". Ну а что, бизнес-класс же. Построена она здесь же, в Беларуси. Хотелось бы, чтобы в России тоже производили что-то подобное ну или закупили у коллег, пару десятков штук, хотя столько в природе их и не существует, серия получилась неприлично куцая...
14. Внутри - пусто, красота. Обилечивает, кстати, помощник машиниста. Именно обилечивает, а не собирает за проезд. Кассира нет как и людей.
За окном - весенние яркие пейзажи. Перелески. Фактурные сосны. Бездорожная местность, редкие деревеньки. Едем медленно и размеренно: тук тук, тук тук... хотя вроде бы рельсы ровные...
15. На линии несколько раздельных пунктов. Всё это обычные остановки. Когда-то имелась промежуточная станция — Авраамовская, и разъезд Макановичи.
Ныне пунктов с путевым развитием между Василевичами и Хойниками не осталось, объёмы движения не те. Т.е. линия представляет из себя один длинный 45-километровый перегон, разъехаться, если что, негде.
16. Прибываем на конечную Хойники.
17. Вероятно раньше со станции отправлялись составы с лесной продукцией, а теперь только несколько пассажирских поездов и какие-то локальные грузы. "Батька" бережёт лес (?). Станция пустынна. Только пару "бабушек" вышли, другие зашли.
18. Изящная ДП прямо приковывает к себе мой взгляд (и объектив). Прямой же поезд Гомель — Хойники — Гомель, который в ходу по пятницам и выходным — существует в виде стандартного для Беларуси рижского дизель-поезда ДР1.
19. Хотя линия построена больше ста лет назад, старинной архитектуры нигде не было обнаружено. Скорее всего, всё было разрушено в ходе ВОВ и не восстанавливалось.
20. Современные здания и территория — как и везде на "чугунке" аккуратные и комфортные в пассажирской части.
21. Состояние на 2023 год: объём движения сократился до двух пар пригородных поездов ежедневно плюс одной пары (Гомель — Хойники) по пятницам, субботам, воскресеньям. Негативные тенденции дошли и до Беларуси, но и то, что остаётся - всё равно очень хорошо! В России о таком только мечтать.
Поезд уходит обратно, а я, осмотрев небольшой старинный город-село Хойники, немного выросший после аварии на ЧАЭС, автостопом уезжаю в Мозырь. Спасибо.
Ваша любимая рубрика железнодорожье: