Найти в Дзене

Ей 36, ему 13: Провокационный фильм "Май, декабрь"

Честно говоря, я ничего не знала о содержании фильма "Май, декабрь" до просмотра. Увидела на постере Джулианну Мур и Натали Портман и нажала на кнопку "пуск". И уже потом поняла, где слышала словосочетание "май, декабрь": так в английском языке называют пары с большой разницей в возрасте - кто-то совсем юный, только начинающий взрослую жизнь (весна, май), вступает в отношения с человеком зрелым, намного старше, все про эту жизнь знающим (зима, декабрь). В основе фильма лежит реальное событие: прототипом послужило уголовное дело Мэри Кей Летурно 1996-го года. Тогда 34-летняя учительница литературы начала встречаться с 12-летним учеником. В кинокартине семиклассник Джо устраивается на подработку в зоомагазин и влюбляется в Грейси, работающую там же. Но режиссера Тодда Хейнса интересует не столько начало их отношений, сколько последствия: действие фильма происходит спустя четверть века после случившегося. В идиллическом на первый взгляд настоящем Грейси (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелто

Честно говоря, я ничего не знала о содержании фильма "Май, декабрь" до просмотра. Увидела на постере Джулианну Мур и Натали Портман и нажала на кнопку "пуск". И уже потом поняла, где слышала словосочетание "май, декабрь": так в английском языке называют пары с большой разницей в возрасте - кто-то совсем юный, только начинающий взрослую жизнь (весна, май), вступает в отношения с человеком зрелым, намного старше, все про эту жизнь знающим (зима, декабрь).

Рекламный постер, "Кинопоиск"
Рекламный постер, "Кинопоиск"

В основе фильма лежит реальное событие: прототипом послужило уголовное дело Мэри Кей Летурно 1996-го года. Тогда 34-летняя учительница литературы начала встречаться с 12-летним учеником. В кинокартине семиклассник Джо устраивается на подработку в зоомагазин и влюбляется в Грейси, работающую там же.

Но режиссера Тодда Хейнса интересует не столько начало их отношений, сколько последствия: действие фильма происходит спустя четверть века после случившегося.

Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"
Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"

В идиллическом на первый взгляд настоящем Грейси (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон) преодолели все трудности, связанные с инцидентом в прошлом, и доказали обществу, что имеют право на любовь друг к другу. Они женаты 24 года, соответственно Грейси 60 лет, а Джо 36 - столько же, сколько было Грейси, когда они начали встречаться. У пары трое детей: старшая дочь учится в университете, а двое близнецов, мальчик и девочка, готовятся к школьному выпускному.

Заканчивают школу и внуки Грейси от первого брака: они учились в параллели с близнецами, как когда-то в параллели учился и муж Джо с ее старшим сыном Джорджи (Кори Майкл Смит).

Привычную жизнь нарушает приезд известной актрисы Элизабет Берри (Натали Портман): ей предложили сыграть роль Грейси в телевизионном проекте, и Элизабет решила познакомиться со своей героиней поближе.

Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"
Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"

Актрисе 36 лет, и это не просто совпадение. Зрителям придется снова и снова возвращаться к мыслям о возрасте главных героев, осмысливать временные параллели:

- Мы с тобой одногодки - мне тоже тридцать шесть. И забавно, я только начинаю задумываться о детях, а ты своих в универ отправляешь (из разговора Джо с актрисой).

Элизабет Берри впервые появляется в доме Атертонов в разгар барбекью: в доме много гостей, к детям Грейси и Джо пришли школьные друзья. Праздник нарушает сама актриса: она приносит хозяевам посылку, лежащую у парадного входа - захватила по пути, чтобы отдать. Только вот оказывается, что коробку принес не курьер, а кто-то из жителей маленького городка, где живет необычная пара, и находится в ней не посылка, а дерьмо. И судя по реакции Грейси и Джо, подобное случается не редко.

Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"
Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"

Такие символичные моменты - где-то грубее, где-то тоньше, будут происходить на протяжении всего фильма. Режиссер не говорит о своем отношении к главным героям прямо, но передает его через детали. Вроде бы у Грейси и Джо все хорошо. Актриса, которой хочется докопаться до истины, не может найти ничего такого, чего бы уже не было напечатано в газетах - обычной хроники событий тех лет и последовавшего за ними судебного разбирательства.

Элизабет встречается с участниками скандальной истории двадцатилетней давности, но за редким исключением никто не говорит чего-то порочащего о Грейси или Джо, несмотря на то, что поступок пары оставил огромный след в их жизни, если не разрушил ее. Единственный, кто до сих пор не может простить Грейси, это ее сын Джорджи. Во всех своих неудачах он продолжает винить мать.

Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"
Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"

Грейси, понимая, что актриса копается в старом грязном белье, пытается подстраховаться и отвести от себя подозрения.

- У нас любовь,

- говорит она Элизабет, а немного позже намекает, кто был инициатором отношений:

- У Джо до меня было две девочки, а у меня только Том (бывший муж).

То есть тринадцатилетний подросток, которому нравились до встречи с Грейси две девочки, по ее словам, был искушеннее в любовных делах, чем взрослая замужняя женщина.

Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"
Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"

Джо рассказывает о начале их отношений по-другому. На небольшом острове, где все друг друга знают, его семья была первой корейской семьей - чужаками, приезжими, и мальчику приходилось непросто. Очень сбивчиво он пытается объяснить Элизабет, почему привязался к Грейси:

- Люди считают меня жертвой. Я отличаюсь от окружающих, и девочки никогда... А вот она меня увидела. Я сам хотел этого...

И добавляет:

- Наверное...
Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"
Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"

Джо, как и режиссер, до поры до времени не говорит напрямую о том, что его тяготят эти отношения. Но зрители видят, как в главном герое происходят перемены. Сначала на настроение Джо влияют мысли о скором отъезде близнецов: осенью они покидают родительский дом и начинают учебу в университете, а значит он останется один, без их поддержки и без общения с ними - а у Джо очень теплые отношения с обоими, особенно с сыном. Из-за небольшой разницы в возрасте это, скорее, товарищеские отношения, а не родительские. Да и Грейси не воспринимает Джо серьезно в роли отца - зовет и мужа, и сына одинаково: "Мальчики, вы там?"

Потом к мыслям об отъезде детей добавляется расследование актрисы, которая копается в прошлом, и волей-неволей и Джо начинает погружаться в воспоминания. Один из сильных моментов в фильме связан с разбором семейных фотографий. Они хранятся в коробке, и фотографии детей Джо разглядывает со счастливой улыбкой, а письмо Грейси с признанием в любви к нему, тринадцатилетнему, откладывает в сторону, не дочитав до конца.

Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"
Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"

Элизабет спрашивает, как повлияла ситуация с женитьбой на родителей Джо? И выясняется, что за все эти годы они ни разу не обсудили случившееся с сыном. Это оказалось слишком тяжело. Мать вскоре умерла, а с отцом он хоть и продолжает видеться, но сказать им друг другу по большому счету нечего. В очередной приезд домой мы видим пепельницу, полную окурков. Отец тяжело переживает за сына и за свою не сложившуюся жизнь, и когда Джо делится с ним мыслями о скором прощании с близнецами, говорит о том, что зато у Джо теперь будет время хорошенько подумать.

И вот уже Джо говорит жене:

- Если мы так влюблены, как уверяем...

Эта фраза приводит Грейси в бешенство. Она ставит под сомнение все, за что она так яростно боролась: и их с Джо любовь, и то, что это чувство искреннее, а не разыгрывается в свое оправдание перед окружающими.

Она нападает на Джо, но тот, возможно впервые в жизни, смеет ей возразить:

- Что если я не был готов к таким решениям, а потом уже было поздно, появились дети?
- Ты же был главным, ты меня соблазнил!
- Мне было 13 лет!

У Джо есть хобби: он занимается выращиванием редкого вида бабочек-монархов, которым грозит исчезновение. В день выпускного из кокона уродливой гусеницы в его доме появляется красивая бабочка.

Джо не присоединяется к Грейси на вручении аттестатов: и он, и дети готовы выпорхнуть из старых токсичных отношений и расправить крылья, чтобы принять новую жизнь. Режиссер использует несколько тяжеловесную, прямолинейную метафору, но она окончательно расставляет все точки над "и" - продолжения не будет.

Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"
Кадр из фильма, "Кино-Театр.РУ"

Такое вот необычное кино. А что думаете вы о проблеме, которая в нем поднимается? Встречались ли вам счастливые браки с большой разницей в возрасте между мужем и женой?

Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу: в нем собраны уморительные истории и интересные факты о животных и людях - жмите на синие буквы!