В этом выпуске будет много ролевых игр: тут и новый проект авторов Tower of Time, и соулслайк в Древней Греции, и японская RPG, отчасти похожая на NieR: Automata, и инди, навеянное ранними работами FromSoftware. Но также вы узнаете о ремастере одной культовой стратегии, роуглайт-шутере, сумевшем переплюнуть Gunfire Reborn, нуар-приключении с любопытной горничной в главной роли и о других интересных играх.
Dark Envoy
Где вышла: ПК (Steam GOG).
Чем интересна: небезупречная, но затягивающая RPG от авторов Tower of Time.
Сначала хочется рассказать об играх, которые вышли в самом конце октября и не успели попасть в прошлый выпуск. И первой в этом списке идёт Dark Envoy — новый проект авторов Tower of Time, о которой я уже рассказывал.
В целом игра во многом похожа на предыдущую работу студии Event Horizon, хотя есть и очевидные различия. Главное сходство — это, конечно, боевая система. В Dark Envoy сражения проходят не на отдельных аренах, как в Tower of Time, а на текущей локации, но принципы те же. Дерёмся в реальном времени, но игру можно замедлить или поставить на паузу.
Мы и враги движемся друг к другу, при этом важно грамотно применять умения и использовать окружение, где полно ловушек, турелей, взрывающихся бочек, алтарей, накладывающих разные эффекты или даже засасывающих всех в чёрную дыру. А к противникам периодически подходят подкрепления.
Кроме того, это тоже партийная RPG с болтливыми союзниками, которые могут спорить между собой. Мы начинаем игру в компании брата и сестры, которые, как это часто бывает, далеко не во всём друг с другом согласны. На месте и нелинейность — конечно, не как в Baldur’s Gate III, но всё же. Уже в первом сюжетном квесте мы вольны вступить в драку с разбойниками или уладить дело миром.
Сюжет тоже не претендует на лавры лучшего в жанре. Dark Envoy ставит в первую очередь на исследование локаций в поисках сундуков и ресурсов, а также на увлекательные сражения. При этом игра в разы красивее предшественницы и вышла из подземелий на свежий воздух, а в ролевой системе куда больше свободы и разнообразия.
Crymachina
Где вышла: ПК (Steam), PS4, PS5, NSW.
Чем интересна: яркая японская RPG, отчасти похожая на NieR: Automata.
Уже по названию игры можно догадаться, при чём тут NieR: Automata. Да, в Crymachina мы тоже играем за симпатичных девушек-андроидов, которые должны восстановить погибшее человечество. Там, на самом деле, всё запутанно: в синопсисе фигурируют Deus ex machina, виртуальные миры, смертельные вирусы и даже инопланетяне.
Но суть сводится к тому, что наши героини погибли, спустя много лет их сознание оживили и поместили в тела андроидов, чтобы они сражались — это, дескать, позволит системе идентифицировать их как настоящих людей. Причём им прямо говорят, что нужно накапливать «экспу». «Это как гриндить в RPG?» — вопрошают они. То есть тут есть чисто гиковская ирония.
Но и драма тоже есть. С получением уровней к девушкам возвращается память — например, о сёстрах и родителях, погибших во время смертельной для человечества эпидемии. И с возвращением всех этих эмоций они действительно становятся более человечными.
Именно такие ситуации, разговоры между девушками (например, о том, могут ли роботы плакать и испытывать эмоции), сам сюжет, а также шикарное аудиовизуальное исполнение и привлекают в Crymachina в первую очередь.
Потому что непосредственно к геймплею есть вопросы. Да, на уровнях присутствуют ответвления с ловушками, загадками, дополнительными испытаниями и возможностью найти новую экипировку, но в целом они слишком уж линейные. Сражения динамичные и эффектные, и это не совсем бездумный слэшер — делать идеальные парирования и уклонения в схватках с боссами тоже приходится. Но хаоса в них много, а вызова порой не хватает.
Что касается ролевой системы — ну, она просто есть. Прокачивать можно много всего — правда, не всегда понятно, что это реально даёт. И всё же я провёл время в Crymachina не без удовольствия — со времён Automata мне слишком уж нравятся девушки-андроиды, пытающиеся спасти человечество. Пусть даже его давно нет…
Lunacid
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: атмосферный dungeon crawler от разработчика-одиночки, навеянный ранними играми FromSoftware.
Lunacid действительно во многом играется и выглядит как King’s Field и Shadow Tower. Естественно, действие происходит в мрачном мире, где всё окутано ядовитым туманом. А начинается история с того, что полумёртвого главного героя сбрасывают вместе с трупами в какие-то катакомбы. Откуда мы и пытаемся выбраться. Точнее, поначалу пытаемся хотя бы понять, где мы, кто мы и куда вообще идти.
А потом находим рогатую и хвостатую девушку, которая отводит нас в убежище, где можно не только поторговать, заняться крафтом и алхимией, но и прибухнуть с болтливым скелетом в баре. Не всё так уж мрачно в этом увядающем мире…
Ну и в целом Lunacid, выстроенная на свободном исследовании и поисках секретов, дарит не напряжение и страх, а чувство радости — каждый найденный меч, скляночка или магическое кольцо, каждая побеждённая улитка, каждая открытая дверь, вскрытый сундук или появившийся свет в конце тоннеля заставляют учащённо биться сердце. Пусть даже дальше ждут новые катакомбы…
This Bed We Made
Где вышла: ПК (Steam), PS4, PS5, XBOXSX.
Чем интересна: интригующая детективная история с привкусом нуара и пресловутой повестки.
Ещё до выхода This Bed We Made получила много номинаций и наград, в том числе за лучшую актёрскую игру. И это неудивительно — перед нами замечательно сыгранная и очень киношная история. И её вполне можно было бы отнести к жанру чистого нуара (действие происходит в 50-х в Америке), если бы не ряд обстоятельств. Играем мы не за пьющего детектива, а за любопытную горничную отеля. И она может завести роман с другой девушкой (или с мужчиной — это уже зависит от нашего выбора).
Впрочем, вся эта романтика тут скорее сопутствующее обстоятельство — на первом месте всё-таки детективная история. Наша горничная по имени Софи во время уборки номеров частенько трогает чужие вещи и читает чужие письма. В итоге она обнаруживает комнату, увешанную фотографиями с ней. Причём человек, живущий в этом номере, кажется, следит и за другими постояльцами. Потом Софи кто-то звонит по телефону и мрачно дышит в трубку…
Горничная начинает расследование, успевая при этом флиртовать с коллегами, подслушивать их разговоры, разносить сплетни (а может и не разносить — выбор опять же за нами) и участвовать — где-то сочувственным словом, а где-то и делом — в чужих жизнях. Ведь, как в любом трудовом коллективе, здесь кипят страсти, интриги и любовные драмы.
Весь геймплей строится на общении, решении довольно логичных, аккуратно вписанных в повествование головоломок, поиске подсказок к кодам и постоянном выборе. Снять ли вышеупомянутые фото со своим изображением или какие-то оставить? Забрать пистолет из сейфа в номере подозрительного жильца или скорее закрыть его? Всё влияет на концовку истории.
Влияет даже то, как мы убираем номера. Да-да, Софи нужно и своими прямыми обязанностями заниматься — мыть ванные, убирать бутылки и чашки, выкидывать мусор из корзин и застилать постели. В общем, This Bed We Made — уникальная игра; жаль только, что довольно короткая.
The Iron Oath
Где вышла: ПК (Steam, GOG).
Чем интересна: хардкоргная и разноплановая RPG, где нужно убить дракона, пока герои не ушли на пенсию.
Я уже рассказывал о ранней версии The Iron Oath, и вот в ноябре игра наконец вышла в релиз. В целом авторы выполнили все основные обещания, и мы получили непростую, богатую на детали и затягивающую RPG в духе Battle Brothers и Wartales. Тут есть и пошаговые бои, где можно использовать окружение, сталкивая врагов в ямы, и пошаговое же исследование подземелий с возможностью устраивать привал, взламывать сундуки и преодолевать ловушки.
На глобальной карте мы перемещаемся между городами, выполняем квесты для поднятия репутации и прокачки собственной гильдии наёмников. А в самих городах в тавернах можно не только нанимать новичков, но и пить всем отрядом, чтобы улучшать отношения с подопечными — это важно, учитывая, что бойцам нужно платить зарплату, и периодически они что-то просят, высказывают и хотят отступных при расторжении контракта.
В общем, деталей масса, включая влияние дней недели, праздников, погоды и прочих факторов на общую ситуацию, стоимость наёмников и цены в городах. А главное, что здесь влияет вообще на всё, — это периодические нападения дракона. Нужно успеть разобраться с ним, пока наши герои не уйдут на пенсию. Если включить соответствующую опцию, то с наступлением пенсионного возраста их действительно придётся отправить на отдых. И вы можете представить, как это тяжело делать, когда вы прошли с бойцом десятки непростых сражений.
В финальной версии драки, кажется, стали ещё сложнее — я играл на предпоследнем уровне сложности и периодически страдал. После выхода из очередного подземелья лучшая половина отряда, как правило, сразу отправляется в госпиталь на несколько недель (кстати, бойцы тут смертны). Также стало чуть больше повторяющихся побочных квестов и случайных событий, а вот сам сюжет про месть разворачивается довольно медленно. Но в такие игры и не приходят за историями.
Sanabi
Где вышла: ПК (Steam), NSW.
Чем интересна: драматичный экшн/платформер, напоминающий одновременно о «Карателе», «Джоне Уике» и Katana ZERO.
Что объединяет корейский платформер с вышеназванными фильмами? Естественно, всепоглощающая, пожирающая героя изнутри боль от личной утраты и вскормленная этим чувством жажда мести. А в Sanabi авторы и вовсе используют запрещённый приём, за который им надо бы настучать по голове — если поиграете, поймёте сами. В любом случае история сразу же прибивает вас к креслу, как при просмотре того же «Джона Уика». И подаётся всё очень мощно, по-киношному — пусть и через пиксель-арт.
В этом смысле Sanabi напоминает крайне эмоциональный экшн/платформер Katana ZERO, где тоже были привкус нуара и глубокая история, от которой не оторваться.
Но есть и геймплейные сходства. В Sanabi тоже можно мгновенно убить врага, но для этого герой, отставной спецагент, взявшийся за последнее задание, использует не меч, а механическую руку и прикреплённый к ней крюк. С его помощью можно мгновенно притягиваться к стенам, потолкам, строительным кранам, турелям и противникам.
На использовании крюка всё по большому счёту и построено. Но всё равно скучать не приходится, ведь постепенно появляются новые возможности и способности. И в целом платформер получился крайне динамичным и местами хардкорным, да и боссы способны удивить. Хотя для меня на первом месте всё равно история и отлично прописанные персонажи — например, забавная болтливая девушка-инженер Мари, которая очень напоминает… Впрочем, без спойлеров.
Stronghold: Definitive Edition
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: ремастер культовой стратегии.
Представлять Stronghold, наверное, не надо — первая часть во многом повлияла на весь жанр градостроительных стратегий. Здесь мы возводим города и замки в средневековой Англии, добываем ресурсы, набираем армию, наполняем казну, воюем и следим за благосостоянием своих подданных.
В ноябре вышел ремастер, который вобрал в себя лучшее за 20 лет, украсив всё новой графикой, свежими функциями и новым прочтением музыки Роберта Л. Эвино (Robert L. Euvino). К тому же помимо двух классических кампаний добавилась новая сюжетная линия от соучредителей студии Firefly Studios — Саймона Брэдбери (Simon Bradbury) и Эрика Уэлетта (Eric Ouellette). Наконец, в ремастере есть полная поддержка мультиплеера и «Мастерской» Steam.
The Last Faith
Где вышла: ПК (Steam, GOG), PS4, PS5, XBOX, XBOXSX, NSW.
Чем интересна: стильная готическая метроидвания в духе Blasphemous.
The Last Faith устроена по канонам соулслайк-метроидваний — прыжки, сражения, ловушки, сбор «душ», которые теряем после смерти; возвращение в ранее недоступные места после обретения новых способностей; страшные боссы; прокачка, помогающая с ними справиться.
Правда, улучшаем характеристики мы не на «кострах» (они тут работают только как чекпоинты и телепорты), а у странной, но красивой дамочки в карете, которая общается с нами так, что ничего толком не понятно, но очень хочется слушать ещё и ещё, проникаясь этой декадентской красотой. Исследуя локации, можно встретить и других странных персонажей, которые говорят о смерти и страданиях, просят что-то для них сделать или вдруг начинают бить себя ножом с криками «Не подходи! Я знаю, ты один из них!».
Именно эта готическая атмосфера и стилистика, а также сам сюжет, в котором поначалу мало что ясно, — одни из главных преимуществ The Last Faith. Другое — общее ощущение удобства. Да, некоторые приёмы в бою, вроде контратаки, требуют нажатия сразу двух клавиш, и это не лучшее решение, но в целом играть комфортно.
Это касается и хорошо выдержанного баланса сложности — если не перекачиваться, то вы всегда будете получать вызов (уж на боссах точно), чтобы не уснуть или, наоборот, не сломать геймпад о стену.
Действительно смущает разве что необходимость гриндить расходники. Также не очень понятно, почему представители всех четырёх классов, различаясь стартовыми характеристиками, начинают с одним и тем же оружием. Впрочем, всё это не мешает играть и получать удовольствие.
Achilles: Legends Untold
Где вышла: ПК (Steam, GOG, EGS), PS5, XBOXSX.
Чем интересна: затягивающий древнегреческий соулслайк.
Achilles: Legends Untold больше года находилась в раннем доступе и получила противоречивые отзывы, но на релизе в ноябре мы получили очень даже увлекательную и красивую экшн/RPG в древнегреческом сеттинге. Из очевидных проблем можно отметить разве что не доведённый до ума (хотя обещали) кооператив и периодические застревания персонажа в текстурах. Впрочем, это дело поправимое (есть даже специальная функция — «освободиться»).
Кто-то бы, наверное, назвал проблемой и вторичность игры: уклонения и менеджмент «стамины», а также прокачка навыков на кострах взяты сами знаете откуда; само это древо навыков — из Path of Exile, а общая атмосфера и отчасти сюжет — не только из книги «Легенды и мифы Древней Греции», но также из Titan Quest.
Но, как я говорю в таких ситуация, какая разница, что и откуда заимствовано, если от игры очень сложно оторваться? Причина прежде всего в одновременно глубокой и доступной, удобной боевой системе. Глубокой хотя бы потому, что каждое оружие ощущается по-разному — копьё, например, лучше не использовать против нескольких врагов.
Кроме того, тут, как в Греции, почти всё есть — много экипировки, побочных квестов, интересных боссов, которых очень хочется победить, а также тропинок, отходящих от основной дороги. Вы всегда можете свернуть и исследовать большие локации в поисках сундуков, ресурсов для крафта, скрытых подземелий, подвалов с новыми испытаниями и так далее.
Wedding Witch
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: пикантный клон Vampire Survivors про ведьмочку, готовящуюся к первой брачной ночи.
Устали от серьёзных игр и удивляетесь, где же привычное аниме с красивыми девушками? Конечно, я не мог забыть об этом — встречайте Wedding Witch, где мы играем за ведьмочку, которая по совету крылатого помощника накануне первой брачной ночи отправилась в проклятый лес к бабушке-суккубу за соблазняющими зельями.
В процессе мы сражаемся с ордой постоянно окружающих врагов по всем законам Vampire Survivors, но, как говорится, есть нюанс. Дерётся наша героиня свадебным букетом, и мы можем найти на локациях цветы для него, которые дают новые умения. На уровнях также выдаются задания вроде необходимости уничтожить босса или победить нужное число врагов.
А само продвижение между локациями устроено как в Slay the Spire — мы сами выбираем, куда двигаться, стоит ли сейчас нарываться на элитных врагов и так далее. А самое главное, после прохождения каждой важной стадии ведьмочка выпивает зелье, которое не только даёт новые умения и бонусы, но и меняет её внешность — например, увеличивает/уменьшает грудь или постепенно превращает её в кошкодевочку. Хотя никакого хентая нет. Wedding Witch вполне способна бросить серьёзный вызов, а выглядит и играется очень приятно.
Roboquest
Где вышла: ПК (Steam, GOG, EGS), XBOX, XBOXSX.
Чем интересна: стильный, динамичный роуглайт-шутер в духе Gunfire Reborn — и даже лучше.
Французы из RyseUp Studios явно видели Gunfire Reborn (про неё мы тоже писали) — их Roboquest тоже представляет собой динамичный, стильный и довольно ироничный шутер-рогалик от первого лица, где есть кооператив, много героев со своими умениями, масса оружия с интересными свойствами и возможность всё это прокачивать, разучивая способности прямо во время драки. И всё это скрепляется сюжетом, в котором присутствуют постапокалипсис, забавная девчушка и робот-хранитель — за него мы и играем.
Сами сражения проходят крайне динамично и не надоедают благодаря богатому арсеналу — в одной вылазке вы делали ставку на винтовку, замораживающую врагов, а сейчас не нарадуетесь пушке, которая периодически при перезарядке метает бомбы. Эффектов и их сочетаний — тьма: некоторые даже усиливают основные умения персонажа. Но при этом в Roboquest едва ли не важнее экипировки мастерство самого игрока — в этом плане игра точно лучше, чем Gunfire Reborn.
Backpack Hero
Где вышла: ПК (Steam), NSW.
Чем интересна: крайне оригинальный карточный рогалик про менеджмент инвентаря.
В Backpack Hero мы играем за мышку с большим рюкзаком, которая очень хочет помочь родной мышиной деревне и найти пропавшую маму. Для этого нужно зачищать случайно сгенерированные подземелья, сражаться, добывать лут и всякие сокровища, а потом приносить всё это в родные края. Там мы нажитое непосильным трудом продаём и на вырученные средства возводим в полезные здания, которые привлекают новых жителей или открывают новые возможности, испытания, задания и даже классы персонажа.
Но всё самое интересное происходит именно в подземельях. С одной стороны, сражения вполне понятные и напоминают карточные — мы тратим максимум три очка энергии на атаку, защиту и другие действия, только в качестве карт выступают предметы в инвентаре. Фишка в том, что инвентарь поначалу сильно ограничен, но с каждым уровнем мы получаем возможность его немного расширить по своему усмотрению.
И тут важно учитывать, что многие предметы получают или не получают бонусы в зависимости от расположения — например, соседствующие или расположенные по диагонали предметы брони. Или есть перчатка, которая даёт тем больше защиты, чем больше ячеек расположено слева от неё.
После каждого боя в инвентарь можно добавить много новых предметов, но лут обычно приходится выкидывать — всё не влезает, а имеющееся предметы слишком гармонично расположены и сочетаются друг с другом. А ведь помимо оружия и брони разного уровня редкости есть ещё какие-то реликвии и сокровища, необходимые в городе, а также еда, дающая бонусы к энергии в бою.
Получилась очень свежая оригинальная игра, где серьёзно напрягают уже первые боссы.
Risk of Rain Returns
Где вышла: ПК (Steam), NSW.
Чем интересна: отличный ремейк знаменитого рогалика.
Risk of Rain вышла в 2013 году и быстро стала одним из самых популярных рогаликов, сделав ставку на обилие постепенно открывающихся классов и увлекательный кооператив для 10 игроков. Этот 2D-платформер продался в Steam более чем трёхмиллионным тиражом.
В 2020 году вышла вторая часть, где геймплей во многом изменился (я тоже писал про неё). И вот мы получили ремейк оригинала, который делает игру ещё более масштабной и добавляет новые локации, артефакты, выживших и мощные предметы, в том числе из второй части.
Теперь здесь 15 персонажей (по сути, классов), среди которых появился, например, собирающий хлам для крафта бродяга. Кроме того, авторы обновили многопользовательский режим, ввели новые умения и испытания, сделали карты более вариативными.
Aetheris
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: высокохудожественный рогалик.
Да, это очередной рогалик, но погодите забрасывать меня мокрыми тряпками. Лучше посмотрите, как Aetheris выглядит. Яркие, замысловатые фигуры персонажей и не менее замысловатое окружение — игра местами почти что произведение искусства. Особенно когда на героев во время похода начинает надвигаться странная, но завораживающе красивая масса… цветов, птиц? Вот что вы видите на этом скриншоте?
Это нечто постоянно преследует группу храбрецов. И если настигнет, то нам придётся сражаться с врагом, у которого раз в пять больше здоровья. Это резко опускает с небес на землю, ведь поначалу-то всё кажется слишком простым — выбираем прокачанных и притом бесплатно доступных героев и идём всех крошить в пошаговых сражениях. Не особо мешает даже то, что во всех боях четверо наших воинов оказываются разделены.
Кроме того, помимо битв и случайных встреч частенько доступен отдых, позволяющий потренироваться или восстановить здоровье. Но уже со второго этапа похода в гонку включается вышеописанная художественная тьма — и вечер перестаёт быть томным.
Первую встречу с ней я еле пережил — вместо четверых здоровых подопечных остались двое потрёпанных. И надо же было по дурости в следующей же случайной встречи выбрать ответ, предполагающий бросок кубика! Выпало мало, все погибли, а я вернулся в деревню ни с чем. При этом потерял почти всех высокоуровневых персонажей. Так что Aetheris — это не только выразительная эстетика, но и хардкор, рандом и тактика.
Автор: Кирилл Волошин
Оригинал: Хорошие игры, которые вы могли пропустить в ноябре