Найти тему
АртеФакты

Почему Леонардо Да Винчи восхищался уродством: вдохновение за гранью красоты

Рисунок, сгенерированный нейросетью
Рисунок, сгенерированный нейросетью

Похвала уродству в творчестве Да Винчи

Леонардо испытывал настоящую страсть к странным и непривлекательным лицам. Если он замечал на улице человека с необычной внешностью, он мог следовать за ним целый день, чтобы запомнить и уловить все его особенности и выражение лица. По возвращении домой вечером он набрасывал его портрет в свою записную книжку.

«Он испытывал такое удовольствие, когда видел в натуре людей со странными лицами, бородатыми или волосатыми, что готов был целыми днями ходить по пятам такого понравившегося ему человека и запоминал его настолько, – рассказывает Вазари, – что потом, вернувшись домой, зарисовывал его так, словно имел его перед глазами".

Леонардо создал множество листов, на которых изображены лица, настолько необычные, что кажутся вымышленными. На самом деле это превосходная коллекция изображений, похожих на карикатуры, собранных на множестве страниц, и привлекающих внимание своей уродливостью.

Леонардо да Винчи Набросок шеи, плеча, грудной клетки и руки 1509–1510 перо, тушь, карандаш, бумага 29×20 см Королевская библиотека Виндзорский замок
Леонардо да Винчи Набросок шеи, плеча, грудной клетки и руки 1509–1510 перо, тушь, карандаш, бумага 29×20 см Королевская библиотека Виндзорский замок

Эти звероподобные лица с кривыми носами, беззубыми ртами, заплетенными волосами и гротескными головами могли бы стать идеальными масками для театральных представлений, с которыми Леонардо был тесно связан в течение своей карьеры. Во время карнавала во Флоренции показывались сатирические представления, в которых сам Лоренцо Великолепный выступал со сцены собственными шуточными текстами. Детали, с которыми художник изображает эти необычные лица, раскрывают его ироничное и безжалостное отношение к уродству.

На одном листке изображены целых пять лиц. Старуха без зубов злобно ухмыляется, а за ней человек с взъерошенными волосами широко раскрыл рот в жутком крике или сальной усмешке. В центре находится античный профиль, строго смотрящий как поэт, увенчанный венком из дубовых листьев - символ самой грязной похоти. Напротив него видна морда обезьяны с длинными ухоженными волосами, туго завязанными на лбу. На заднем плане можно разглядеть пристальный взгляд старика с скупой улыбкой и оттопыренными ушами, нарисованный так легкими штрихами, что он кажется прозрачным.

Рисунок, сгенерированный нейросетью
Рисунок, сгенерированный нейросетью
«Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, – пишет Леонардо, – то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи, которые устрашают, или шутовские и смешные, или поистине жалкие, то и над ними он – властелин и бог».

Очарование уродства и комедии идут рука об руку. Рисунок - это не только лучшее средство создания идеальных природных форм, геометрических структур и фигур с безупречными пропорциями, но и возможность исследовать физические несовершенства, изъяны человека, его темную сторону.

Однако флорентийское общество, стремясь окружить себя красивыми людьми, драгоценными материалами и великолепными декорациями, еще не было готово принять такие провокации от Винчи. Даже великие и прозорливые меценаты, такие как Медичи.

Леонардо да Винчи Половой акт в разрезе ок. 1490 перо, тушь, бумага 28×20 см Королевская библиотека Виндзорский замок
Леонардо да Винчи Половой акт в разрезе ок. 1490 перо, тушь, бумага 28×20 см Королевская библиотека Виндзорский замок