Найти в Дзене
Друг Истории

Финальный аккорд “Екатерина. Фавориты 4”. Борьба со злом с помощью грязи, смешанной с полуистиной. Завещание императрицы

Можно только воображать, в какой растерянности находится зритель сериала "Екатерина. Фавориты 4". Чему верить - обычный вопрос после просмотра художественных фильмов, - особенно уместен при рассмотрении вопросов державного уровня. И хотя величественный вид короны Российской империи, кажется, снимает вопрос о людских слабостях даже государей, нелишне знать обстоятельства их проявления. Разберём последние мгновения жизни Великой.

Марина Александрова в роли Екатерины II. Никто не спорит, что она была Великой, но голос за кадром в финале сообщает, что она заняла трон по праву. Можно добавить, по праву сильного. Это, безусловно, политическое утверждение. Портрет настоящей Екатерины, которую играла Александрова, в финале так и не показали - по праву кино)
Марина Александрова в роли Екатерины II. Никто не спорит, что она была Великой, но голос за кадром в финале сообщает, что она заняла трон по праву. Можно добавить, по праву сильного. Это, безусловно, политическое утверждение. Портрет настоящей Екатерины, которую играла Александрова, в финале так и не показали - по праву кино)

Продолжение - предыдущий очерк см. Избранники Екатерины II и сериал “Екатерина. Фавориты 4”. Переиначенное собрание слухов о прекрасной даме

Основной тезис финала фильма гласит, что Екатерина желала передать трон внуку Александра, но тот сам отрекся от него в пользу отца, Павла. Это утверждение не вызывает протеста; поскольку тому есть немало свидетельств. Согласно законам жанра, для увлекательности сюжета сценаристы пытаются раскрутить интригу вокруг выбора правопреемника через отвращение статс-секретаря Безбородко к всесильному фавориту Зубову. Художественно можно дать играм престола, конечно, и такой оборот. Тем не менее, всё равно как расценивать показанные в сериале грязные домогательства П.Зубова к жене вел.кн. Александра Елизавете? Больше полутора лет фаворит оказывал настойчивые знаки внимания Елизавете, об этом знало все Царское село, ее муж и, наконец, узнала Екатерина. И .. ничего. До попыток грубого насилия, как показано на экране, конечно, не дошло, иначе бы судьба фаворита была другой.

Екатерина застает Зубова на месте преступления с великой княжной Елизаветой. По мысли сериала - это был финальный удар для неё. Ранее подобные измены она переживала с Корсаковым и Мамоновым.
Екатерина застает Зубова на месте преступления с великой княжной Елизаветой. По мысли сериала - это был финальный удар для неё. Ранее подобные измены она переживала с Корсаковым и Мамоновым.

Домогательства - плод современного жёлтого воображения сценаристов? Хотя на экране Павел, свёкор Елизаветы, пылает ненавистью к Зубову, став императором, он довольно милостиво обращается с сердечным другом матери. Поводом для удаления "вдового" фаворита от двора становится 18 тыс.недостача в подведомственном последнему артиллерийском ведомстве, хотя её Зубов тут же возместил из своего кармана.

Павел (Павел Табаков) Платону Зубову (Никита Крахмалев): "Ничтожный человечишка, воришка, подлец!" Павел отличался своей раздражительностью, тем не менее эта сцена после отказа шведов подписывать брачный договор относится к художественным выдумкам.
Павел (Павел Табаков) Платону Зубову (Никита Крахмалев): "Ничтожный человечишка, воришка, подлец!" Павел отличался своей раздражительностью, тем не менее эта сцена после отказа шведов подписывать брачный договор относится к художественным выдумкам.

Может быть, в художественном вымысле надо было заходить с другого “бока”? Вам не пришла в голову шальная мысль о том, что сама Екатерина на старости лет могла вспомнить свою юность, когда ее саму при живом муже обихаживал по заданию императрицы Елизаветы Салтыков. Неужели Зубов, приставая к Елизавете, выполнял её спецзадание?

Екатерина Александру (Руслан Чагилов): "Густав справляется и ты сможешь, А Платон Александрович тебе в первые годы поможет." Как сообщают некоторые источники, 24 сентября 1796г. Александр дал письменное согласие на проект лишения отца престола. Без ареста Павла это был неуклюжий проект, поэтому неслучайно Зубов в сериале предлагает убить Павла Петровича Екатерине. Вроде как был готов документ на арест Павла и заключение его в замке Лоде, он попал в руки Павла Петровича посредством настоящего Зубова 5-6 ноября 1796г.
Екатерина Александру (Руслан Чагилов): "Густав справляется и ты сможешь, А Платон Александрович тебе в первые годы поможет." Как сообщают некоторые источники, 24 сентября 1796г. Александр дал письменное согласие на проект лишения отца престола. Без ареста Павла это был неуклюжий проект, поэтому неслучайно Зубов в сериале предлагает убить Павла Петровича Екатерине. Вроде как был готов документ на арест Павла и заключение его в замке Лоде, он попал в руки Павла Петровича посредством настоящего Зубова 5-6 ноября 1796г.
Жена Александра Елизавета (Оливия Будина): "Ваше Величество, а нельзя ли графа Безбородко или Николая Ивановича (Салтыкова) регентом быть?" Любопытно, что здесь Елизавета не вспоминает главного кандидата в регенты - свекровь Марию Федоровну. И что характерно, она не осмеливается здесь жаловаться на домогательства всесильного фаворита. Последующий ответ императрицы - твое дело дитя выносить и родить - звучит как то двусмысленно во всей этой ситуации.
Жена Александра Елизавета (Оливия Будина): "Ваше Величество, а нельзя ли графа Безбородко или Николая Ивановича (Салтыкова) регентом быть?" Любопытно, что здесь Елизавета не вспоминает главного кандидата в регенты - свекровь Марию Федоровну. И что характерно, она не осмеливается здесь жаловаться на домогательства всесильного фаворита. Последующий ответ императрицы - твое дело дитя выносить и родить - звучит как то двусмысленно во всей этой ситуации.

По поводу страсти Зубова к Елизавете остались подробные записки фрейлины, графини В.Н.Головиной, свидетельствующие только о том, как дурно сценаристы осведомлены о той эпохе. Зачтем здесь характерный эпизод в ряду подобных. “На другой день (1794-95гг.), в воскресенье, был маленький бал. Танцуя англез с Колычевым, я увидела в его кармане (Зубова) сверток нот. Он время от времени вынимал его, стараясь, чтобы его заметила великая княгиня (Елизавета), стоявшая возле меня. Не достигнув этого, он собрался было предложить ей эти ноты, но я его предупредила, шепнув великой княгине:-- Не берите этих нот; вечером вы узнаете, что это такое.” Второй куплет стихов в нотах романса имел характер любовная записки – “Судьба преступно поступает со мной, воспламеняя мое сердце, и предоставляя своей жертве Роковое право любить”.

Великая княжна Елизавета Алексеевна (1779-1826) кисти Виже-Ле Брюна (1795)
Великая княжна Елизавета Алексеевна (1779-1826) кисти Виже-Ле Брюна (1795)

В целом страсть Зубова выражалась в том, что он старался чаще попадаться на глаза Елизавете и бросать на неё томные взоры, что не тянет на так называемый харассмент. Приведем ещё одну цитату из записок фрейлины – “Позволю себе поместить здесь одно размышление. Клеветникам удалось убедить нескольких презренных людей, способных поверить злу, будто императрица Екатерина поощряла страсть Зубова к великой княгине Елисавете, потому что, дескать, у ее внука не было детей, а она желала их появления во что бы то ни стало. Разговор, приведенный мною и происходивший 9 июня 1796 года, мне кажется достаточным, чтобы опровергнуть эту ужасную ложь. Скажу больше: императрица сама говорила с Зубовым в конце 1795 года насчет недостойного чувства к великой княгине и заставила его всецело изменить свое поведение. Когда мы вернулись в Царское Село, не было и помину ни о прогулках, ни о томных взглядах, ни о вздохах."

Разговор с Головиной 9 июня 1796г. “Императрица положила свою прекрасную руку на мою и сказала с волнением, растрогавшим меня: “Я знаю, графиня, что вы не созданы для разрушения семейного счастья. Я все вижу, я знаю больше, чем думают, поэтому мое благоволение к вам неизменно.”” Головина была хранительницей покоя Елизаветы и единственно, похоже, в чем она ошибается, это дата разговора Екатерины с Зубовым. Вероятно, он случился зимой-весной 1796г. Моё предположение вытекает из письма Ростопчина Воронцову 1 февраля 1796г. – “Поведение Зубова относительно предмета его безумной страсти совершенно нелепо: он забывается до того, что ведет постоянную переписку с графиней Шуваловой .” Гофмейстерина двора Елизаветы Шувалова Е.П. небескорыстно помогала Зубову попадаться на глаза великой княгине. Итак, в кино безобразная сцена насилия со стороны Зубова добивает Екатерину и сводит её в могилу. В жизни ничего подобного не было.

Зубов статс-секретарю Безбородко (Николай Иванов): "Я понял вас, господин граф".
Зубов статс-секретарю Безбородко (Николай Иванов): "Я понял вас, господин граф".

Другой гротеск – Зубов сидит на троне в пустом зале. Входит Безбородко и объявляет, что служит Романовым, а не Зубовым, намекая на домогательства Зубова к Елизавете. От слов Безбородко переходит к делу и сообщает юному шведскому королю Густаву -Адольфу о махинациях Зубова с его брачным договором. Вроде как шведам дали один договор (черновой) для ознакомления, а для исполнения имеют другой текст. Согласно нему жена шведского короля, великая княжна Александра Павловна остаётся православной. Как понимать замысел сценаристов? Неужели они полагают, что можно было подсунуть такой договор шведам в последний момент, чтобы они его в спешке подписали? Вобщем то зрителю демонстрируется какая-то несуразица с целью лишний раз поругать Зубова. Да, Зубов был не слишком опытен в дипломатии, и был сильно мотивирован заключить этот брак внучки Екатерины, поскольку после обручения ожидалось присвоение ему звания фельдмаршала! Но источником заблуждений была сама Екатерина.

Вместо брачного договора Безбородко почему-то вручает шведам Брачный обыск со сведениями о женихе и невесте на русском языке. И как они будут это читать? В брачном обыске содержатся сведения о вероисповедании жениха и невесты. Но это не брачный договор в том смысле, как подразумевается в этом случае.
Вместо брачного договора Безбородко почему-то вручает шведам Брачный обыск со сведениями о женихе и невесте на русском языке. И как они будут это читать? В брачном обыске содержатся сведения о вероисповедании жениха и невесты. Но это не брачный договор в том смысле, как подразумевается в этом случае.
Проект брачного договора великой княжны Елены Павловны с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридериком Людвигом. 1799 г. https://romanovy.rusarchives.ru/pavel-i/proekt-brachnogo-dogovora-velikoy-knyazhny-eleny-pavlovny-s-naslednym-princem-meklenburg
Проект брачного договора великой княжны Елены Павловны с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридериком Людвигом. 1799 г. https://romanovy.rusarchives.ru/pavel-i/proekt-brachnogo-dogovora-velikoy-knyazhny-eleny-pavlovny-s-naslednym-princem-meklenburg

Как пишет Массон: “Шведы вовсе не думали, что Екатерина проявит щепетильность в этом вопросе (вера Александры), и король дал понять, что из-за уважения к предрассудкам русских он пойдет на то, что великая княжна не должна будет делать формального отречения (от православия). Екатерина, убежденная, что дела уже не повернуть назад, предоставила своим любимым министрам -Зубову и Моркову – улаживать контракт по их рассмотрения.”

Король  Густав IV (Стефан Дюфорт) и Александра Павловна (Анжелика Печка). Шведский король Густав-Адольф (1778-1837) приехал в Россию с регентом. Он был покорен красотой Александры, вкупе с большим приданым это давало Екатерине большие надежды на успех этого междинастического брака
Король Густав IV (Стефан Дюфорт) и Александра Павловна (Анжелика Печка). Шведский король Густав-Адольф (1778-1837) приехал в Россию с регентом. Он был покорен красотой Александры, вкупе с большим приданым это давало Екатерине большие надежды на успех этого междинастического брака
Александра Павловна (1783-1801, слева в синем) со своей сестрой Еленой Павловной (1784-1803). Портрет кисти Элизабет Виже-Лебрен, 1796
Александра Павловна (1783-1801, слева в синем) со своей сестрой Еленой Павловной (1784-1803). Портрет кисти Элизабет Виже-Лебрен, 1796

Не дожидаясь улаживания дела по всем пунктам обручение короля и вел.княжны было назначено на 10/21 сентября 1796г. О дальнейшем подробно повествует Ф.В.Ростопчин. “В полдень (10 сентября) собрались у князя Зубова для обсуждения статей брачного договора. Комитет этот составляли: князь Зубов, графы Остерман, Безбородко и Морков, барон Штединг, барон Рейтергольм и граф Эссен. Оказалось, что соглашение имелось лишь по самым незначительным статьям, а другие статьи противоречили намерениям и короля и министров. В четыре часа разошлись, не порешив ничего…. До семи часов Императрице ровно ничего не докладывали о происходившем.

На балу в честь обручения:  Посол Пруссии граф Тауэнцин  Богислав Фридрих Эмануэль фон Виттенберг. А шведского короля всё нет.
На балу в честь обручения: Посол Пруссии граф Тауэнцин Богислав Фридрих Эмануэль фон Виттенберг. А шведского короля всё нет.

Наконец князь Зубов, не отваживаясь сам идти с такою дурною вестью, возложил ее на графа Моркова, который объявил Императрице, что король согласен быть на ужин и на балу, но что он не хочет обручаться, пока все не уладится. Тогда Императрица разгневалась до такой степени, что приближенные опасались за её жизнь. Моркова опять послали к королю с собственноручною запискою Императрицы и с её пометами на всех статьях. Дочитав до статьи, где для великой княжны, когда она будет Шведскою королевою, требовалось свободное исповедание её веры, король взял перо и вычеркнул эту статью. Морков возвратился, отправился опять, и только в 9 часов послали сказать королю, что он может оставаться у себя." Итак, дело было не совсем в том, что Густав-Адольф не соглашался со свободой совести жены, она могла думать про себя, что угодно. Он не соглашался с вытекающей из свободы совести возможности свободы отправления религиозных обрядов, то есть устройства православной часовни и клира в своём дворце.

Закончились эти брачные игры тем, что король сказал, что ему надо посоветоваться в консистории и отбыл на родину. Хотя переговоры формально не были завершены, Екатерина и Александра получили сильнейший шок от публичного унижения на балу с участием иностранных дипломатов. От этого шока Екатерина так и не смогла вполне оправиться. 5 ноября 1796г. она утром поговорила минуту с Зубовым, затем общалась с секретарями и уединилась. Через некоторое время обеспокоенный камердинер заглянул в покои и увидел распростертую на полу императрицу. Она не могла говорить и только хрипела. В 21.45 6 ноября Великой не стало.

В отличие от Петра I Екатерина II позаботилась о том, чтобы оставить внятное завещание, но оно не было обнародовано. Гуляет несколько версий о том, как желание Екатерины сделать наследником внука Александра было похоронено вместе с ней. В кино мы видим сборную солянку фантазий о том, что Зубов изгнан Екатериной, а Павел при умирающей сжигает её завещание. Читаем гоф-курьерский журнал “6 ноября, утром после заявлений врачей, что надежды больше нет, бумаги императрицы были опечатаны заботами великого князя Александра, графа Безбородко и генерал-прокурора графа Самойлова и в присутствии князя Платона Зубова.” Вероятно, присутствовал при сем и Павел. Вел. князь примчался из Гатчины по сообщениям от Александра и Зубова, в покоях матери наследника принимали как императора вечером 5 ноября. Павел просмотрел некоторые запечатанные бумаги матери, их (вкл. о водворение в замке Лоде Павла) ему почтительно подал Зубов. Было ли среди них то самое завещание?

Павел сжигает завещание, в котором императору Александру до его совершеннолетия (21 года) назначается регентом П.Зубов. Это версия сериала. По основной версии регентом должна была стать (по мысли Екатерины) жена Павла - Мария Федоровна,а не фаворит.
Павел сжигает завещание, в котором императору Александру до его совершеннолетия (21 года) назначается регентом П.Зубов. Это версия сериала. По основной версии регентом должна была стать (по мысли Екатерины) жена Павла - Мария Федоровна,а не фаворит.
Мария Федоровна (Надежда Лумпова) мужу Павлу: "Как вы порой невыносимы". Мария Федоровна была слабое звено в замыслах Екатерины, она отказалась играть против мужа в качестве регента. Во многом поэтому замыслы Екатерины провалились, не успели реализоваться.
Мария Федоровна (Надежда Лумпова) мужу Павлу: "Как вы порой невыносимы". Мария Федоровна была слабое звено в замыслах Екатерины, она отказалась играть против мужа в качестве регента. Во многом поэтому замыслы Екатерины провалились, не успели реализоваться.

По записанным Полуденским устным рассказам князя С.Голицына (камер-юнкера в 1796), завещание было найдено в опечатанных бумагах через несколько дней Александром в “компании” Куракина и Ростопчина, посланных Павлом для осмотра бумаг. В нем было сказано о наследовании престола Александром при регентстве его матери Марии Фёдоровны. Александр эту бумагу сжёг и ответил отцу на вопрос: “Вы ничего не нашли, касающееся меня?” , - что ничего не нашел. Этот рассказ почитают неправдоподобным. Однако я вижу в нем стремление показать щепетильность Павла в отношении воли матери. Возможно, он не хотел сам уничтожать важнейший документ Российской империи.

Безбородко отдает завещание Павлу у постели Екатерины. По одному из преданий, Безбородко передал все бумаги ещё живой императрицы Павлу - по уговорам Ф.В.Ростопчина. В фильме Екатерина на одре сохранила какую-то способность шептать, чего не было в реальности.
Безбородко отдает завещание Павлу у постели Екатерины. По одному из преданий, Безбородко передал все бумаги ещё живой императрицы Павлу - по уговорам Ф.В.Ростопчина. В фильме Екатерина на одре сохранила какую-то способность шептать, чего не было в реальности.

По теме сериала см. также

Материал включен в Подборку Исторические сериалы. Смотрите обзоры по историческим фильмам на Друг Истории

Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.

Душин Олег, журнал №216 Друг Истории, анонсы публикаций также Tелеграмм канал Друг Истории