Найти тему
93,4K подписчиков

Психологический разбор сериала “Слово пацана. Кровь на асфальте.”

775 прочитали

Сериал “Слово пацана” стал очень популярен, причём изначально его активно смотрели школьники, молодежь, а теперь волна интереса дошла и до тех, кто непосредственно прикасался к тому периоду времени, был в более менее осознанном возрасте в конце 80-х. Сериал довольно жёсткий. Так в чем же секрет его популярности?

Всё циклично! Как то незаметно в нашу жизнь вернулась мода на культурные коды 80-90х: каверы песен, стиль одежды, и фильмы о том периоде жизни нашей страны. Этот период можно видеть как период свободы и самовыражения. Отчасти так и было. Но была и оборотная сторона бедность и преступность. Ресурсов было очень мало, за них приходилось много бороться: работать, выкручиваться, доставать. Большей части населения просто нечего было терять. И при этом очень большая незащищенность, обратиться за помощью по большому счёту было некуда, законы и их исполнение в то время были сильно несовершенны. Поэтому жили “по понятиям”, по правилам той жизни.

В те годы я сама была маленькой, и меня лично не коснулись в полной мере, жестокости происходящие вокруг. А вот поколение старше сталкивались и с давлением группировок, кто-то даже был в них.

Сериал снят очень ярко и довольно реалистично, в атмосферу периода погружает глубоко - образы героев, интерьеры, костюмы. Мы как будто снова контактируем со своим детством или молодостью, жизнью своих родителей. Кто то глядя сериал вспоминает свои истории, и сюжеты.

Погружение в атмосферу прошлого обычно вспоминается как что-то позитивное, но здесь и сейчас, я уже сама мама, и возникает вопрос можно ли было тогда уберечь ребенка от опасных дворовых разборок.

Есть мнение, что главная задача родителей - уберечь ребенка от дурной компании, тогда всё будет хорошо. Но это не всегда так. Если держать ребенка дома, изолировать от дурной компании, то как он справится потом с воздействиями среды. И какие-то люди правда справляются, а кто-то поддается влиянию толпы.

Поговорим о нескольких героях. Главный персонаж - Андрей. Скромный, хороший мальчик, приличный, учится в музыкальной школе. Его вместе с маленькой сестрой мама воспитывает одна. Кажется ниченго не предвещало, что он попадет в плохую компанию. Андрей несколько оторван от жизни, его интересует учеба, музыка. Но он сталкивается с тем, что с него начинают требовать деньги, и ему просто некуда обратиться со своей проблемой. Он не мог сказать маме, так как мама сама еле справлялась. Полиция не в почете. Учителя осуждают, но пускают всё на самотёк. Поскольку помощи нет, нужно или достать деньги, или научиться противодействовать.

То есть изначально у Андрея нет поддержки, некуда пойти за помощью. Чтобы выйти из ситуации ему приходится стать частью группировки. И как последствие от него отказывается условно нормальная часть общества. Мать начинает расстраиваться, критиковать, пытаться контролировать. В музыкальной школе его называют “недочеловеком”, что его новые товарищи “звери”, “волки”. В творческой среде высмеивают, унижают, навешивают шаблоны. Как будто бы та часть общества которая должна защищать от шпаны сама вытесняет ребенка и ему просто некуда больше идти, кроме как на улицу.

Показательный момент. Андрей ужинает с мамой, она начинает нервничать, пытается что то предпринять. И тут он срывается и уезжает в Москву на запланированное мероприятие группировки. Возможно в момент он сомневался, с кем быть: с ними или с ней. И не получив поддержки от близких, значимых взрослых, учителей, преподавателей музыкальной школы, он просто был вынужден уйти. Быть битым и платить или быть на стороне силы? Потребность в принятии очень важна для людей. Если принятия нет от близких, то ребенок уходит туда, где оно есть.

Контроль, критика, обвинения со стороны мамы идут из самых лучших побуждений. Но в такой ситуации данные действия идут на разрыв контакта. Здесь контакта нет, а там, в группировке есть. Андрей чувствует себя частью большой команды, где учитываются его интересы. А в привычной атмосфере нет ничего, кроме запретов.

Можно возразить, что все проблемы Андрея начинаются с того, что он связался в плохой компанией, с дружбы с Маратом. И это тоже была история про настоящий контакт, дружбу, не безразличие к себе. В лице Марата он встретил человека, который может дать эмоции, а не только давать и ограничивать.

О Маратике. На первый взгляд может показаться, что он из неблагополучной семьи. Но это не так. Он живет в хорошей квартире. У него папа, который очень старается дать своим детям лучшее. Папа очень много работает, дома его почти нет. Соответственно, нет и контакта между ним и детьми. Есть воздействие в виде ора, критики, покупок. И это другая грань. Если в случае с Андреем общение, взаимосвязь мамы и ребенка заменяется гиперопекой, когда главное как ребенок учится, как себя ведет. А у Марата вместо общения, построения отношений с ребенком идет материальная сторона. Но обе ситуации - проявление безучастного отношения к детям. Никакие деньги не заменят контакта. Отец Марата отказывается общаться с ними, когда узнает о постыдных сторонах своего ребенка. И мама вынуждена тайком видеться с сыном. Это ли не ужас, когда твой собственный родитель не желает тебя видеть.

Если говорить о брате Марата, то у нас нет полной информации. Это ребенок от первого брака, где сейчас мать не известно. Он спортсмен, что придает ему вес, так как у спортсменов больше шансов победить в бое. Вова Адидас служил в Афганистане, а значит имеет одновременно и сильные принципы, волю и опыт жестокости, и столкновение со смертью.

Жизненные обстоятельства Марата, его брата и Андрея не самые тяжелые. Жизнь Ералаша - мальчика 12 лет сложнее. Из близких у него только бабушка, и он очень переживает за нее, мечтает купить ей утюг. Есть ли у него родители, какие они? Не известно. Зато точно понятно, что это человек с нарушенной привязанностью, вынужденный занимать позицию заботящегося взрослого при бабушке. К кому он пойдет в случае беды? К бабушке? Нет. А его забавная кличка только усиливает жестокость ситуации. Клички- отголосок периода жизни нашей страны, когда были сильные репрессии. Порядки, словесные обороты тюрьмы проникли в жизнь обычных людей. А бандитские группировки стремились часть порядков сделать законом в своем окружении.

Несмотря на все обаяние главных героев, на их непростую судьбу нельзя отрицать их жестокость. То как они бьют других людей, говорит не о решении вопросов, а о выходе очень сильной внутренней агрессии.

Актуален ли сейчас этот фильм? Да, времена другие. Но произойти может все что угодно. И главное для нас родителей сохранять контакт со своими детьми. Ни репутация, ни оценки, ни какие-то еще элементы внешнего благополучия не имеют такого большого значения как искреннее общение. Важно, чтобы ребенок всегда мог к вам обратиться в сложной, непонятной ситуации и был уверен, что его полюбят и примут любым. Именно любым, а не только непьющим, некурящим, дружащим с правильными людьми.

Конечно, быть родителями тяжело. Нам нужно зарабатывать, чтобы содержать детей, покупать те же музыкальные инструменты, одежду. Но как бы ни было трудно, общение - главное!

Автор: Ольга Бобина
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru