Всем привет. С вами я – Андрей. В предыдущей статье про разборную систему велосипеда на алюминиевых шатунах, я уже писал, что сомневаюсь в её надёжности. Но, не попробуешь – не узнаешь. Обещал рассказать о своем опыте эксплуатации, что и делаю.
Сейчас, проделав более 1000 км на такой системе, расскажу, подтвердились ли опасения или нет.
Напомню, что сомневался в долговечности таких шатунов. Не развалятся ли они в пути? Не расшатается ли отверстие под квадрат? Если интересно, про сам переход можете почитать предыдущую статью:
Если вам интересна тема велосипедов, походов, путешествий, подписывайтесь здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Мы с Леной рады новым участникам!
АЛЮМИНИЕВАЯ ВЕЛО - СИСТЕМА ЗВЕЗД ENERGY
Итак, система Energy, купленная на Озоне по цене около 2 000 руб., прошла Горный Алтай. Это примерно 750 км. В общем счёте, на этих шатунах пройден километраж под 1200 км. Выводы, следующие…
Ничего не развалилось, не погнулось, не сломалось. Но, в процессе эксплуатации наблюдались странности. Например, шатуны скрипели, когда к ним прилагалось существенное усилие. Особенно при заезде в гору. Сначала я думал, что скрипит подседельный штырь и туда попал песок. Но вернувшись домой, выяснил, что скрип создавали ИМЕННО ШАТУНЫ!
Банально, как и предполагалось, алюминий — это не сталь и разбивка посадочных мест имелась. Конечно, рычаги не ходили ходуном и не проваливались, но скрипели, как заржавелая дверь. Они перестали это делать только после закрутки стягивающих их винтов М8.
Я уже говорил, что было странно видеть алюминиевые шатуны под квадрат, закручивающиеся винтом ПОД ШЕСТИГРАННИК. А ведь такие системы есть в продаже!
С каким усилием нужно затягивать шестигранный винт в этом случае? И чем? Обычным мультитулом? 😊 Поэтому изначально не ставил винты под шестигранник. Но даже с обычными М8, шатуны разболтались, что досадно!
СТОИТ ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Скрипы пропали только после нормального «дожатия» винта. При этом замечу – посадочные места ОБЯЗАТЕЛЬНО смазывал графитной смазкой во избежание их прикипания к оси каретки.
Но это ещё не всё. Я читал отзыв, где человек выкинул алюминиевую систему под квадрат только потому, что она «максимально села на ось», представляете? Грубо говоря, отверстие в шатуне постепенно разбалтывалось, он подтягивал, но до тех пор, ПОКА НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ ЗАПАС на клинообразной оси каретки. Вот так.
Могло ли подобное случиться со стальными шатунами, как считаете?
Забавно, что алюминиевые шатуны Energy садятся ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на ось каретки 110-118 мм. Из-за перекоса цепи. Очевидно, что на совсем малой длине оси (например, 110-й), срок службы таких шатунов сокращается.
Мой опыт показал, что с этой системой можно жить. Но в походы ОБЯЗАТЕЛЬНО придется брать съемник шатунов, на всякий случай. Алюминиевая разборная система до сих пор стоит на велосипеде. При катании возле дома, она не доставляет хлопот.
ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВЕЛОСИПЕДА
Большинство людей ставят разборную систему, чтобы сделать трансмиссию с одной или двумя ведущими звездами спереди: 2 х 10 или 1 х 10. Однако, если выкинуть самую маленькую звезду на 22 зуба, вы сэкономите всего 50 грамм.
В основном, на такую систему переходят для получения нужного числа передаточных отношений. Например, в моём варианте передние звёзды с 22 – 32 – 42 звездами. А в трещотке самая маленькая звезда на 14 зубьев. 32-14 для меня самый ходовой вариант. Такая сцепка используется чаще всего.
Большая звезда на 42 зуба используется только на шоссе, когда нужно разогнаться, либо при спуске с горных перевалов.
Для совсем новичков, поясню, что значит передаточные отношения. Это комбинация передних и задних звёзд, оптимальных для педалирования. Чем БОЛЬШЕ звезда спереди и чем МЕНЬШЕ сзади – тем сложнее крутить педали. Для каждого велосипедиста передаточные отношения свои. Это зависит, как от ходовых характеристик велосипеда, так и от веса ездока и его накачанных ног.
К примеру, если у вас сильно накачаны ноги, то 32 зубов звезды спереди и 14 сзади, может не хватить. Педали будут слишком быстро и легко крутиться. В этом случае, спереди ставят звезду на 34-38 зубьев.
Передаточные отношения ещё зависят от рельефа, по которому ездит велосипедист. Для гор и холмов лучше, чтобы передняя звезда была с МЕНЬШИМ количеством зубов, а задняя с БОЛЬШИМ. Ну а по соотношению сцепки передняя-задняя звезда, каждый ориентируется по личным ощущениям.
Собственно говоря, чтобы иметь возможность менять звёзды, переходят на разборную систему.
Если вам интересна тема передаточных отношений, а также интересует вопрос, какие звезды ставить на велосипед, с каким количеством зубьев, есть статья:
ИТОГ
Как я уже сказал, жить с алюминиевой системой звёзд можно. Но нужно учитывать несколько нюансов.
- Во-первых, следует изначально максимально плотно затягивать шатуны.
- Во-вторых, обязательно смазывать посадочные места, чтобы потом шатуны можно было снять, не слизав резьбу съемником.
- В-третьих, если вы пользуетесь обычным тройником звёзд и желаете перейти на разборную систему, чтобы выкинуть мелкую звезду - не следует этого делать. Много веса не сэкономите.
В будущем я планирую перейти на одну звезду 14T сзади и три спереди, выбрав звёзды на 28- 30 - 32. Обязательно поделюсь впечатлениями, что из этого получилось.
UPD: делюсь! Вот ссылка:
Спасибо, что прочитали. Надеюсь, поможет.
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘