Привет! С вами я – Андрей и в этой статье расскажу, как выбрать звезды для велосипеда, чтобы было легче крутить педали.
Да-да, не смущайтесь, масса людей ищет такую информацию в интернете. Этот миф родом из 90-х годов, когда стали появляться первые «горные» велосипеды с «количеством скоростей». Считалось, что чем больше скоростей – тем велик «круче». Некоторые до сих пор так считают.
В этой статье я напишу не только о том, почему этот миф укоренился в головах людей, но и расскажу про передаточные отношения, которые и позволяют легче или тяжелее крутить педали.
Для справки. Мы Андрей и Елена, ездим в велопоходы. Уже прошли Крым и Алтай. Если вам нравится походно - велосипедная тематика, подписывайтесь на нас здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Будем рады! За лайк статьи - отдельное спасибо.
Итак, поехали!
МИФ: МНОГО СКОРОСТЕЙ – ХОРОШИЙ ВЕЛОСИПЕД
Один наш подписчик рассказал историю, как в 90-х годах он заехал на велосипеде в глубокую деревню. Там его окружила местная шпана, которая задала вопрос: «Сколько скоростей на велосипеде?». Когда услышали, что 18, а не 21, интерес к велосипеду резко охладел.
В те времена качество велосипеда оценивалось «скоростями». Иметь многоскоростной велик после советских односкоростных, считалось престижным и модным. И редко кто задавал вопрос: «Где я эти скорости буду использовать?».
Поэтому мы до сих пор наблюдаем подростков на «многоскоростных горных» велосипедах, которые ездят по равнине и используют максимум 2-3 звезды кассеты на заднем колесе. Мы, кстати, тоже из таких, хоть далеко уже не подростки.
«Количество скоростей» не говорит о том, что велосипед будет ехать быстрее или медленнее. Ведь сам «конь педальный» не будет крутить за вас, только если он – не электробайк. Поэтому, ходовые характеристики велосипеда зависят исключительно от вашей выносливости и состояния мускулатуры ног.
Тогда зачем столько звёзд? – Они нужны, чтобы создавать гармоничные передаточные отношения.
ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Передаточные отношения в велосипеде – это соотношение одного оборота педалей вокруг своей оси к полному обороту колеса. Оно зависит от размера задействованных звёзд: ведущей и ведомой.
Зачем нужны передаточные отношения? – Для того, чтобы разгоняться по шоссе или забираться в гору. При этом, без приложения СВЕРХУСИЛИЙ, давя на педали.
Грубо говоря, правильные передаточные отношения нужны для того, чтобы вам было не тяжело крутить педали, вне зависимости от того, по какому рельефу вы едете. Вот почему на «горных – МТБ» велосипедах на заднем колесе стоит кассета из 6-12 звёзд. Эти звёзды, переключаясь на них, помогают облегчить тягу кручения педалей.
КАК ЛУЧШЕ КРУТИТЬ ПЕДАЛИ И РАССЧИТАТЬ КАДЕНС?
Вопрос вопросов: «Что лучше: сильно давить на «тугие» педали или крутить их легко, но чаще?». Здесь всё зависит от вашего комфорта. Все мы - разные и с не одинаковой физической подготовкой. Для людей, имеющих накачанные бедра, возможно, комфортнее давить на педали, а остальным – крутить чаще.
Можно воспользоваться онлайн-калькулятором каденса и попробовать математически рассчитать оптимальное передаточное соотношение для себя, исходя из скорости на которой хотите ехать. А можно просто поездить на велосипеде и понять, как что крутится и что хотелось бы изменить. Хотелось бы вам, чтобы на определенной передаче было «полегче» или, наоборот «потруднее» — это интуитивный выбор. По крайней мере – это именно наш вариант.
ЧТО ТАКОЕ КАДЕНС?
От английского "cadens" - темп, ритм. Это частота вращения педалей. В среднем, комфортный каденс: 80-100 оборотов в минуту.
КАК РАССЧИТАТЬ КАДЕНС?
Поставьте секундомер на телефоне и отсчитайте минуту. Затем езжайте на велосипеде так, как вам комфортно. При этом считайте, сколько раз вы подняли правую ногу на педали. Насчитали 80 раз? - Ваш каденс равен 80.
Теперь, когда каденс известен, нужно узнать диаметр колёс и ширину покрышек, а также количество зубьев на звездах: передних и задних. Затем вбить данные в калькулятор. Получим ориентировочную среднюю скорость движения по равнине. К примеру, я вбил свои данные и получил ту самую цифру, которую показывает велокомпьютер.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЗНАТЬ КАДЕНС?
Ответ очень прост – чтобы вы могли рассчитать скорость на планируемом пути. Если едете со средней скоростью 20 км/ч, то 100 км преодолеете примерно за 5 часов.
Эти данные полезны, когда вы планируете какой-то длительный поход или бревет между городами. Где важно доехать из одного пункта в другой до наступления темноты.
Сочетание разных ведущих и ведомых звёзд (скоростей), позволят сохранять нужную среднюю скорость в пути.
КАКИЕ ЗВЕЗДЫ СТАВИТЬ НА ВЕЛОСИПЕД?
Раньше велосипеды имели неразборный тройник ведущих звёзд спереди и трещотку на заднем колесе. Большинство бюджетных велосипедов сейчас – также на такой системе.
Однако «прогресс не стоит на месте» и на смену неразборному тройнику, пришла разборная система звёзд.
А вместо трещоток начали ставить разборные кассеты задних звёзд. Таким образом, появилось больше возможностей для велосипедиста в установке предпочтительных передаточных отношений.
Тогда закономерен вопрос: «Какие конкретно звезды поставить на велосипед?». Мы рассмотрим все возможные варианты ниже, но для начала нужно рассказать о «чейнлайне», т.е. линии цепи, а также о геометрии рам.
ГЕОМЕТРИЯ РАМЫ
Количество задних звезд, которые можно поставить на велосипед, для разных моделей – ограничено. Всё дело в раме. Расстояние между перьями на разных рамах не одинаковое. Одни велосипеды могут вместить в этот промежуток колесо с кассетой 12 звезд, в другие же – максимум 7. Прежде, чем покупать кассеты или трещотки, нужно понимать, какая у тебя рама и сколько звёзд она может вместить.
К слову, велосипедные трещотки (кассеты со встроенным храповым механизмом) могут иметь количество звёзд до 9-ти. А вот съемные кассеты – до 12-ти.
ЧТО ТАКОЕ ЛИНИЯ ЦЕПИ?
Линия цепи – это угол наклона цепи по диагонали, если смотреть на велосипед сверху.
Чем больше цепь натянута по диагонали от звезды до звезды, тем она более подвержена разрыву. Когда человек садится на велосипед и переключает цепь на САМУЮ БОЛЬШУЮ звезду спереди (например, с 42 зубьями) и на САМУЮ БОЛЬШУЮ сзади, это создает чрезмерную деформацию линии цепи.
Если «наваливать» на таком передаточном соотношении, цепь не выдержит и порвётся. Поэтому во всех инструкциях к велосипедам пишут, что ездить на крайних передачах КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя.
Тем не менее, цепи для многоскоростных велосипедов стараются делать «эластичными» на фронтальную деформацию. Как раз по причине необходимого перекоса. Чтобы цепь могла перескакивать по звёздам.
Идеальное состояние трансмиссии, когда линия цепи между ведущими и ведомыми звездами, изогнута минимально. На это влияет длина каретки.
Уменьшая вал (ось каретки), можно добиться минимального изгиба цепи. Подробнее про каретку велосипеда здесь:
ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ КОМБИНАЦИИ ЗВЕЗД НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Теперь давайте рассмотрим самые популярные комбинации ведущих и ведомых звёзд на велосипеде.
ОДНА ЗВЕЗДА СПЕРЕДИ – ОДНА СЗАДИ
Это т.н. велосипеды односкоростные «фиксы», либо BMX. Также эта трансмиссия встречается на прогулочных городских велосипедах и даже на шоссейных.
ТРИ ЗВЕЗДЫ СПЕРЕДИ – 5-7 СЗАДИ
Это самая распространенная трансмиссия, которую можно назвать «классической». Тройник ведущих звезд спереди и трещотка, либо съемная кассета звезд, сзади. Такая система подразумевает наличие переднего и заднего переключателя скоростей.
ОДНА ЗВЕЗДА СПЕРЕДИ – 5-12 СЗАДИ
Это одна из новых разновидностей трансмиссии, которая пришла на смену предыдущей. Конструкторы подумали: «А что, если убрать две малые звезды спереди, но компенсировать это добавлением звёзд сзади?». Сказано – сделано.
Теперь такие сочетания звезд встречаются на туристических велосипедах, различных гревелах. Вдобавок данный вид трансмиссии позволяет избавиться от переднего переключателя, а вместе с ним – троса и оплётки. Небольшая, но экономия в весе и эргономике!
ДВЕ ЗВЕЗДЫ СПЕРЕДИ – 5-12 СЗАДИ
Этот вариант для людей, которым всё-таки не хватило одной звезды спереди. Люди подумали: «Зачем так сильно искажать линию цепи, когда можно поставить вторую звезду? Это более надежно и добавляет возможностей». В итоге, получилась трансмиссия 2 х 10-12. То есть, велосипед с 24 «скоростями», вместо 12 в предыдущем случае.
При этом, не нужно искать возможности впихнуть в перья велосипеда, широкую звезду на 12 звездочек. Система 2 х 10 универсальна под большинство моделей велосипедов.
ТРИ (ДВЕ) ЗВЕЗДЫ СПЕРЕДИ – ОДНА СЗАДИ
Это не распространенный вид трансмиссии. Я сделал такой велосипед, чтобы посмотреть, как это будет работать.
О результатах и выводе писал в отдельной статье, вот тут:
ОДНА ЗВЕЗДА СПЕРЕДИ – ТРИ СЗАДИ
Ещё один не часто встречающийся вариант. В данном случае, на заднее колесо ставится трещотка из 3-х звезд, а на переднее – одна звезда.
Встречается на городских велосипедах, где местность приближена к равнинной, но есть небольшие холмы и подъемы.
ДВЕ - ТРИ ЗВЕЗДЫ СПЕРЕДИ – ТРИ СЗАДИ
Аналогичный предыдущему вариант, только с добавлением переднего переключателя.
КОЛИЧЕСТВО ЗУБЬЕВ
Как понять, сколько зубьев должно быть на звездах велосипеда? На самом деле, мы предлагаем определять это интуитивно. В среднем, производители делают передние звезды с таким соотношением (от большой к маленькой): 42Т – 32Т -22Т. А на задней кассете диапазон, как правило (от маленькой к большой): 14Т-34Т. Этих соотношений, как правило, хватает новичку, чтобы выбрать «комфортный способ педалирования».
Как я уже писал в начале, для каждого человека передаточные отношения свои. Это зависит от физической выносливости и мышечной силы ног. Чем больше человек тренируется, тем легче ему крутить педали и нужно переходить на новые передаточные отношения.
Например, в моём случае, я определил, что для езды по равнине, мне комфортно при ведущей звезде в 36Т, а ведомой в 14Т. То же самое отношение по силе тяги получим, если увеличим число звезд там и сям.
Например, в соотношении 38Т-16Т. Допустим, если в этом примере я поменяю только ведущую звезду на 38Т и оставлю старую на 14Т сзади, то мне будет тяжелее крутить педали. Всё просто.
Таким образом и подбираются комфортные передаточные отношения. Причём, чем больше звезд на заднем колесе – тем больше УНИВЕРСАЛЬНЫХ передаточных отношений под велосипедиста любой формации.
СИСТЕМА РАЗБОРНЫХ ЗВЕЗД
Устанавливать свои звёзды можно ТОЛЬКО на системы разборных звезд. В классических «устаревших» моделях велосипеда, всегда использовался неразборный тройник передних звезд на клёпках. В такие системы установить свои звезды нельзя и нужно покупать подходящую модель звёзд – шатунов.
В разборной системе звездочки крепятся не на заклепки, а на винты, называемые «бонками». Бонки откручиваются шестигранным ключом.
При выборе звезд для таких систем, обращайте внимание на BCD (bolt circle diametr) – это расстояние между винтами на звездах и шатунах. К примеру, самый распространенный размер BCD – это 104 мм. Для маленькой звезды – 96 и 64 BCD.
О том, как я переходил на систему разборных звёзд, читайте здесь:
ФОРМА И МАТЕРИАЛ ЗВЕЗД
Классические передние звезды велосипеда – стальные. Сейчас же наиболее распространены алюминиевые звезды. Они легче, но менее прочные, чем сталь. Тем не менее, рассчитаны на достаточно большой ресурс использования. Учитывая, что это расходник, такие звезды придется менять чаще, чем стальные.
Также звезды делятся по форме. Например, недавно появился стандарт Narrow Wide, где звезда имеет, как «широкие», так и «узкие» шипы. Толстые зубья проваливаются только в широкое звено цепи, а узкое в соответствующее.
Таким образом, цепь лучше огибает звезду и не слетает. Такие звезды очень полезны при агрессивном катании, при прыжках, где требуется максимум возможного, чтобы цепь не слетала.
Передние звезды бывают как классические круглые, так и овальные. Овальная форма также предназначена для лучшего обхвата и натяжения цепи.
НЕМНОГО О ЦЕПИ
Для разных систем – разные цепи. Для односкоростных велосипедов используется стандарт 1/2 – 1/8 дюймов, а для многоскоростных – более узкие и гибкие цепи. Подробнее о том, как понять, какая цепь подходит под звёзды велосипеда, можете почитать в статье:
ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ВСЕ?
В начале я упоминал подростков 90-х, у которых считалось, что чем больше «скоростей» на велосипеде, тем велосипед «круче». В действительности, при заезде в гору, требуется выносливость. Несмотря на наличие малых звезд в кассете, в гору приходится крутить педали чаще и интенсивнее.
В некоторых случаях в походе, ситуация может доходить до смешного. Когда скорость едущего велосипедиста в гору, равна скорости толкающего велосипед, т.е. равна скорости пешехода. НЕТ СМЫСЛА перетруждаться, если речь не идёт о спортивных дисциплинах. И дело совсем не в лени.
При низком каденсе, т.е. на малых оборотах, идёт сильная нагрузка на колени. При чрезмерном "наваливании", это приведёт к проблемам суставов: артриты, артрозы и иже с ними. При частом каденсе и интенсивном кручении педалей - повышается пульс и нагрузка на сердце. Поэтому, если вы не спортсмен и не знаете этих вещей - лучше не экспериментируйте со своим здоровьем! Пусть велосипед приносит только радость, а не вред.
Если живете в городе и в нем нет гор, вам вполне подойдут обычные односкоростные велосипеды, либо многоскоростные на 3 скорости. А тем, кто катается по холмам, лесам, грязи – вот для них все эти новшества с Narrow Wide и овальными алю-звездами искомый вариант.
А вообще, прежде, чем что-то менять, я пытаюсь ответить самому себе на вопрос: «А зачем?». Иногда "лучшее - враг хорошего".
Спасибо, что прочитали. Надеюсь, было полезно. Если есть, что дополнить / возразить – пишите в комментариях. Ну и лайкните, если не сложно.
С уважением, Андрей (и Лена).
Канал велопутешествий и походов.
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘