Найти тему
Sputnik Азербайджан

История о том, как кинематограф завоевал сердца бакинцев

Одно из величайших изобретений ХIХ века – появление кинематографа - не могло пройти мимо Баку. Показы необычных "туманных картин" начались здесь менее чем через год после того, как в Париже на бульваре Капуцинок в 1895 году в "Гранд кафе" состоялся первый сеанс кинопоказа. Чуть позже зародился собственный кинематограф и появились необычные "кинотеатры".

Первые демонстрации киносеансов жители называли "туманными картинками", "ожившими фотографиями" или "движущимися картинами". Изначально появление кинематографа было воспринято как чудо, но уже очень скоро, в 1896 году бакинцы начинают широко пользоваться новым техническим достижением. Спустя еще год в городе во всю обсуждают сеансы "живой движущейся фотографии" братьев Люмьер. На афишах писалось буквально следующее: "первый раз в Баку – "настоящий синематограф Люмьера".

Новое развлечение – "живая фотография" – быстро завоевало сердца бакинцев, и в городе начались киносеансы французских фильмов, проходившие в самых разных местах, потому что специального здания для кинематографа еще не было построено. Фильмы демонстрировались в клубах и на уличных площадках. Но вскоре желающих стало так много, что показы синематографа "переехали" в… цирк. Это был знаменитый в Баку театр-цирк Васильева-Вятского. А следом "золотую жилу" в киносеансах разглядели крупные предприниматели, и кино стали крутить в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева – известного нефтепромышленника и мецената.

Памятник Гаджи Зейналабдин Тагиеву в Баку
Памятник Гаджи Зейналабдин Тагиеву в Баку

Любопытно, что в рамках киносеансов "синематографа Люмьера" в театре-цирке Васильева-Вятского в 1898 году 2 августа были показаны фильмы, снятые в этом же году фотографом и кинематографистом Александром Мишоном для предстоящей Всемирной выставки в Париже. Позже указом президента Азербайджанской Республики именно этот день будут считать днем рождения национальной кинематографии и ежегодно отмечать, как "День национального кино".

Стоит отдельно рассказать о личности фотографа из России Александра Мишона. Ему отводится важное место в зарождении азербайджанского кинематографа. Историки считают, что именно Мишон впервые завез в Баку киноаппарат братьев Люмьер. Произошло это во второй половине 1896 года. К тому времени в Баку уже пять лет как существовал научный фотокружок, созданный все тем же Мишоном. На киносеансе 2 августа 1898 года Мишон показал несколько картин, снятых им самим. Это "Пожар нефтяного фонтана на Биби-Эйбате 27 июля 1898 г.", "Проводы его высочества эмира Бухарского на пароходе "Великий князь Алексей", "Кавказская пляска" и "Попался" – юмористический случай в бакинском городском саду.

Кадр из фильма «Пожар на нефтяном фонтане в Бибиэйбате» (1898)
Кадр из фильма «Пожар на нефтяном фонтане в Бибиэйбате» (1898)

Длящийся всего минуту фильм "Попался" – первый азербайджанский игровой фильм со сценарием и с режиссерской работой. По сюжету фильма к девушке в саду подкрался вор и захотел украсть кошелек. Но за ним следил жандарм, который схватил вора за руку и сказал: "Попался!".

Все фильмы были показаны в Париже в 1900 году и вызвали большой успех. Лентами заинтересовались братья Люмьер и выкупили пленки, которые долгое время лежали во французском архиве. Лишь в 2001 г. по инициативе Азербайджанского кинофонда они были возвращены из Парижа в Баку.

Синематограф уверенно шагал по миру. В Азербайджане появилось много предпринимателей, которые развернули активную деятельность в кинематографической сфере. В 1915 году в Баку было зарегистрировано акционерное общество "Фильма", которое занималось кинопрокатом и производством фильмов. За несколько лет на деньги местного бизнеса были сняты такие картины, как "В царстве нефти и миллионов" и "Аршин мал алан" по мотивам знаменитой музыкальной комедии великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова.

С приходом советской власти кинематограф не перестал развиваться. Производство фильмов было национализировано, а в 1922 году правительство открывает кинофабрику, под названием "Азербайджанфильм". К этому времени в Баку уже существовали свои кинотеатры.

Кадр из фильма «Севиль», снятый по одноименному произведению Джафара Джаббарлы. 1929 год
Кадр из фильма «Севиль», снятый по одноименному произведению Джафара Джаббарлы. 1929 год

Всего за годы существования азербайджанского кино было снято около 400 художественных картин, свыше 1200 документальных и сотни мультипликационных фильмов. В "золотой фонд" объявленных государственным достоянием картин входят 11 работ. Это "Севиль" (1929); "Лятиф" (1930); "Исмет" (1934); "У самого синего моря" (1935); "Алмас" (1936); "Бакинцы" (1938); "Крестьяне" (1939); "Сабухи" (1941); "Одна семья" (1943); "Аршин мал алан" (1945) и "Встреча" (1955).