Найти тему

Проповедь по притче о неблагоразумном богаче (2003.11.30). Протоиерей Димитрий Смирнов

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию притчу о богатом человеке, которую рассказал Господь Своим ученикам. В этой притче Господь призывает и предлагает каждому человеку подумать над тем, зачем он живёт. Не всегда человек живёт бездумно и безалаберно, некоторые очень внимательны и делятся своими наблюдениями. И вот заметили люди, что в мире действует и добро, и зло, есть сфера жизни духовная, есть сфера жизни материальная. Вообще, в жизни человека есть такая некая дисгармония. От этого человек страдает. Конечно, человек не мог каким-то образом примириться со страданием. Даже возникали мысли, целые религии такие возникали, которые утверждали, что существует два бога: бог добра и бог зла, и между ними возникают всё время какие-то противоречия, какие-то столкновения, а человек, как некий заложник этой битвы, поэтому он должен как-то лавировать между добром и злом, стараться даже зло умилостивить. Чтобы умилостивить зло, приносили в жертву злым богам людей с той мыслью, что, мол, всё равно зло направлено против человека, уж лучше мы сами добровольно что-то такое совершим, тогда всем остальным будет полегче. В силу того, что человек не знал истины, он часто приходил к таким чудовищным вещам, которые ещё больше и больше ухудшали состояние души человека, состояние общественной человеческой жизни и так далее.

Сейчас, конечно, эта притча звучит совсем иначе, чем тогда, в те древние времена, когда народ Израиля был окружён язычниками, которые жили во власти всяких демонических сил. Многие люди подвергались просто опасности даже быть принесёнными в жертву каким-то богам. Это не в самом Израиле, но в окружающем мире среди других народов вот такие крайние формы язычества присутствовали. Поэтому, когда сегодня мы слышим, что там или ещё где-то начинает возрождаться язычество как некие народные верования, сразу понимаем, что, к сожалению, это в конце концов и очень быстро, даже в течение жизни одного человека, может привести к человеческим жертвам.

После издания книги Парнова «Трон Люцифера» сразу в разных городах стали возникать секты служителей сатаны. Собирались молодые люди, всякие обряды повторяли, которые изложены в этой книге, а потом начали друг друга убивать. Время от времени слышим, что то там, то там заводят уголовное дело. Собрались мальчики-девочки, кого-то убили, часто даже одного из своих участников вот этой секты. Да, к сожалению, это так. Почему? Потому что заблуждение человека заключается в том, что он мысли, которые внушает ему дьявол, принимает за свои собственные. Поэтому огромная масса людей, не миллионы, а миллиарды людей верой и правдой служат дьяволу и об этом не подозревают. Сам по себе дьявол настолько ужасен и безобразен, что открыто старается не действовать. Почему? Потому что каждый человек создан Богом, и у каждого человека, пока его природа окончательно не извратилась, есть иммунитет ко злу. У него есть внутреннее сопротивление психическое злу. Поэтому, когда взрослому человеку показывают какой-нибудь фильм ужасов, у него ничего, кроме отвращения, это не вызывает. А если показать это тринадцатилетнему человеку, то постепенно можно вызвать в нём вкус к этому, а потом ожидать последствия, что он своему папе голову отрежет или ещё что-то, школьников перестреляет в собственном классе и так далее, потому что его психика не выдержала вот этих ужасов. Поэтому дьявол старается действовать таким образом и внушать человеку мысль, что вообще никакого дьявола не существует. Но это совсем не так.

Казалось бы, эта притча, которую мы сегодня читали, далека от этой проблемы, но здесь тоже противопоставление, на это нам нужно обратить очень серьёзное внимание. Вот притча повествует, что у одного богатого человека был хороший урожай в поле (Лк. 12, 16). Какая красота, cлава Богу! Все могут об этом, кто трудится на селе, только мечтать. И он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих» (Лк. 12, 17). Он был богатый человек, у него ещё остались плоды предыдущего урожая, выросло ещё больше. Такой был урожай, что тех помещений для продуктов, которые он собрал, не хватало. Он думал, куда это деть. Разумно? Конечно, вполне. Похвально? Тоже похвально. Он не был председателем какого-то колхоза, которому на это всё наплевать, в землю это всё закопать или пусть в поле останется. Нет, он был рачительный хозяин. И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро моё» (Лк. 12, 18). Правильно? Правильно, заранее заготовить житницы, потому что в следующем году может быть ещё больше урожай, нужно его сохранить. Старые ветхие нужно сломать, построить новые. Правильно он рассуждал? Конечно, правильно. Похвально? Конечно, похвально.

Но далее он говорит: И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19). Правильно? Нет, не правильно. То, что ты собрал большой урожай, это не повод для того, чтобы всю оставшуюся жизнь превратить себе в праздник, чтобы уже больше не трудиться, а чтобы только гулять, чтобы только ни о чём не заботиться. Нет, урожай дан Богом вполне с определённой целью – чтобы так же рачительно, так же умело, так же с большим соображением и опытом этим богатством распорядиться на пользу и других людей, а не для себя. Вот это неправильно. Почему Господь дал этому человеку такой урожай? А потому что Господь видел, что у этого человека даром это не пропадёт.

И далее Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20). Почему Господь его прибрал в ту же ночь, не дал ему воспользоваться этим урожаем? Не потому что Господь ему отомстил за эти слова, нет. Господь не хотел, чтобы его душа пропала, пропала в эгоизме, пропала в лени, пропала бы в пустом пьянстве, в ничегонеделании. Господь захотел, чтобы этот человек умер и трудолюбивым, и хорошим, чтобы он не испортился, не стал хуже. Если бы он сказал: «О, как мне привалило, сколько я могу теперь накормить больных, инвалидов, нищих», Господь ему продлил бы жизнь и сделал бы жизнь его очень долгой, если бы он вот так бы воскликнул. Но Господь увидел, что ему это богатство пойдёт не в пользу.

Мы часто воспринимаем, когда кто-то умер, что это несчастье. Говорят: “У нас несчастье случилось, человек умер”. Разве когда человек умирает – это несчастье? Нет, это не несчастье. Во-первых, это естественная закономерность, потому что все люди умрут, а, во-вторых, Господь забирает человека в самый лучший и нужный для его души момент его жизни. Если человеку продлевает Господь жизнь, то это имеет только две цели: либо чтобы человек покаялся в своих грехах, даёт ему время на покаяние, либо для того, чтобы человек ещё и ещё побольше сделал добра. Не для того, чтобы он в своей конуре сидел, потом ходил по магазинам, что-то там себе выбирал, куда-то ездил, глядел и так далее. Нет, совершенно не для этого. Жизнь дана человеку каждому, чтобы послужить. Вот для чего Господь призвал нас на землю.

И Сам Он пришёл на землю с небес для того, чтобы послужить. А почему так? Таково Его свойство. Где бы на земле, какого бы возраста, звания, человек какой бы веры ни обращался к Богу с любой просьбой, православный он, не православный, правильно молится, не правильно, хороший он или плохой, если человек молится Богу, Господь спешит ему помочь, как самый последний слуга. Что такое человек перед Богом, Который шире всей вселенной? Человек может, зевая, открыть молитвослов, начинает молиться, Господь его слышит, Господь желает ему помочь. Почему? Господь его любит. Вот эта любовь уравнивает, поэтому человек, по отношению к Богу ничтожное вполне существо и грешное, имеет дерзновение обращаться к Самому Богу.

Дальше евангелист Лука излагает нам заключение этой притчи: Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 21). Здесь тоже между добром и злом противопоставляется жизнь духовная и жизнь материальная. Если бы человек сохранил своё целомудрие, у него бы не возникало такой проблемы, он бы был в послушании у Бога и служил бы Богу и людям на радость и самому себе, на радость и всем остальным. Поэтому все люди такие и разные, для того чтобы иметь возможность проявить любовь. Если бы мы были все одинаковые, тогда бы мы не имели этой возможности, а так один послабее, другой посильнее. Тот, кто сильный, имеет возможность взять и помочь слабому, а слабый имеет возможность в ноги ему поклониться и поблагодарить. Один в себе тем самым развивает милосердие, а другой благодарность. А если бы были одинаковые, равновеликие, равносильные? И этот всё сделал бы сам, и тому было бы не за что и благодарить. Один здоровый, другой больной, один богатый, другой бедный – это так попущено Богом, чтобы один учился смиряться, другой бы учился милосердствовать, чтобы в человеке развивались божественные свойства, которые он утратил. Действительно, логика вещей такова: человек, зачем тебе столько средств, которые ты не сможешь истратить? Нужен какой-то этому смысл, потому что твоя жизнь очень ограничена во времени. Надо успеть что-то сделать в этой жизни хорошее и этим самым прославить имя Божие, чтобы, как сказано в Писании, люди видели твои добрые дела и прославили Отца твоего Небесного, Который на небесах (см. Мф. 5, 16). Вот смысл, но человек, к сожалению, больше существо плотское, чем духовное, поэтому алчет и жаждет он не духовного, а телесного. Телесное всё перед глазами, всё это можно потрогать руками. Зависть, внушаемая дьяволом, понуждает человека обладать то тем, то тем, а время ограничено. Сердце, которое заполнено любовью исключительно к тому, что материально, оно не может в себя вместить ещё и духовное. Вот в этом-то проблема. Вот эта притча как раз об этом. Она показывает: ну вот урожай, всё делал человек правильно, но очень важно, во имя чего он это делает. Собрал хороший урожай – правильно, построил новые большие житницы – правильно. Во имя чего? Чтобы тебе веселиться?

Некоторые говорят: “Ой, я так плохо себя чувствую, у меня это болит, там болит. Как бы помолиться, чтобы мне выздороветь и не болеть?” Тебе нужно здоровье? Да, как все говорят, главное – здоровье. Хорошо, зачем? Вот что ты, дорогой, будешь делать со своим здоровьем? Вот это очень важно. Здоровье можно употребить и на пьянство, здоровье можно употребить и на разбой, здоровье можно употребить на то, чтобы две ночи не спать. Это что, для того чтобы две смены за больным ухаживать, что ли, в ночной палате? Говорит: “Да нет, в карты могу играть”. Спрашивается, кому нужно это здоровье? Уж лучше бы он поболел, похуже себя почувствовал, меньше бы проиграл. Это же совершенно очевидно. К сожалению, человек разбрасывается не на то, а жизнь одна.

Господь, как любящий Отец, всё время хочет нас направить на духовное, для того чтобы мы вошли во вкус не зла. Действительно, некоторый человек привык осуждать и уже настолько сладострастно к этому относится, что не может в этом остановиться. Бесконечно сплетничает, всех обсуждает, на всех жалуется. В этом утверждается и состоит его жизнь. Ну не лучше ли эту всю энергию потратить на что-то другое? Всё равно язык у тебя непрестанно работает, ты возьми книжечку и ребёночку вслух почитай. Физически то же самое, но из этого больше будет пользы, чем просто так.

Или бесконечные поиски продуктов, их приготовление, потом съедание бесконечное. Ну зачем? Тебе для поддержания жизни нужно вчетверо меньше, чем ты ешь. Зачем столько много? Ну остановись! Ведь сколько времени, сколько денег, электроэнергии – для чего? Для того чтобы расстроить собственное здоровье. Ну не лучше ли немножко себя ограничить, а это сэкономленное истратить на что-то полезное? Да, это лучше. Вот для этого в Церкви предпринимается и пост, четыре периода в году, очень небольшие. Вот этот пост сорокадневный – Рождественский.

Недаром в начале поста вот эта притча прочитывается, чтобы нам напомнить, что мы должны богатеть в Бога, что материальную сферу нашей жизни нужно постараться ограничить. Не потому что материя – это плохо, не потому что мы дуалисты, нет. Бог создал и духовный мир, Бог же создал и мир материальный, но предпочтение нужно духовному отдавать из чисто прагматических соображений, потому что духовное вечно, а всё материальное весьма и весьма ограничено во времени. Поэтому богатеть в Бога – это приобретать сокровища духовные: терпение, смирение, милосердие, кротость, воздержание, щедрость, любовь, молитвенность, трудолюбие. Сколько угодно нужно приобрести качеств для души и можно, чтобы мы с годами становились лучше, а не хуже, чтобы с годами человек превращался не в Бабу Ягу и в Бармалея, от которых всем вокруг и дома, и в подъезде, на садовом участке, где он там живёт, в монастыре, всем только тошно было, чтобы человек, глядя на тебя, вздыхая, не думал про себя: «Когда же тебя приберут?», а чтобы человек был всем в радость, чтобы все стремились с ним пообщаться, стремились наполнить душу тем благоуханием божественным, которое от него исходит. Вот для чего. Чтобы каждый человек, каждый из нас, стал бы благословен для всех остальных. Тогда такой человек не будет никого раздражать, не будет никого обижать, никто никогда не скажет: “Ой, когда же эта вся мука кончится?” Мы всё время должны думать о том, не представляю ли я для своих окружающих горе и мороку.

Ведь каждый из нас может вспомнить, сколько нам наши собственные дети доставляли всяких огорчений, а мы всё время старались воспитывать. Вот это делать нельзя, потому что это нехорошо. Там не прыгай, ты упадёшь. Вот это не тронь, ты разобьёшь. Мы старались их приучать – для чего? Чтобы от них не исходило зло, хаос, разрушение. Да, вот мы их так воспитывали. А мы-то сами какие для остальных, если взять круг людей пошире? Это же тоже очень важно, потому что жизнь окружающая создана Богом не для того, чтобы это всё принадлежало нам, а мы бы из этого делали, что хотели. Совсем нет. Это мы вызваны к жизни для того, чтобы этому всему послужить. Господь создал Адама, из Адама Еву для того, чтобы они приукрасили эту жизнь. Не испортили, а приукрасили, поэтому каждый из нас должен трудиться в меру своих сил. Другой скажет: “Мне восемьдесят шесть лет, ну что я могу? Чем я могу приукрасить? Дубовую рощу посадить? Я лопату не могу в руках держать”. Лопату не могу держать, а пустую полиэтиленовую бутылку я могу в мусорный бак положить? Могу. Вот это по силам, вот и сделай. Представляете себе, десять миллионов москвичей выходят, каждый поднял одну бумажку. У нас будет чистота лучше, чем в Хельсинки, лучше, чем в любом городе, где люди за этим следят. Причём мгновенно, причём бесплатно. Не нужно ни механизмов каких-то уборочных, ни зарплат, ни премий, ни пенсий. Каждый один раз наклонился, поднял и бросил в урну, всё вылизано моментально. Это же можно. И так во всем, начиная от самого маленького пустяка. Ты не можешь мост через реку построить, чтобы люди ходили? Да, не можешь. Нет ни денег, ни разума, ни образования. А что ты можешь? Пуговица оторвана, ты можешь пришить? Можешь. И вот уже из хаоса возникает нечто такое очень важное. То рукав болтался, а теперь хорошо сидит. Сделал незаметно и положил, никто не заметил, что самое ценное, никто тебе за это спасибо не сказал. Вот как это важно. Почему важно? А потому что это видит Бог, потому что, если тебя здесь, на земле, поблагодарили, если тебе заплатили, то ты уже получил награду свою. А вот если ты сделал так, что не видел никто, только Бог, тогда Он тебя за это возблагодарит. Почему? Потому что ты приобретаешь сокровища духовные. Когда ты получаешь от людей – это сокровища душевные, когда ты получаешь деньги – это сокровища материальные. Это всё временно. Людское ненадёжно. Сегодня они за тебя голосуют, завтра они тебя через мясорубку готовы пропустить. Те же самые люди, абсолютно, прям пофамильно, по спискам, по номеру паспорта, все те же самые люди. Они же это с удовольствием сделают. А вот духовное не меняется. Если человек добрый, то он и добрый. Если человек кроткий, то он и кроткий. Это вечно, это пойдёт с нами и в жизнь вечную, даже туда, в жизнь загробную.

Господь хочет, чтобы вот это мы все стяжали. Путь к этому идёт и через материальное тоже, потому что когда человек от себя что-то отрывает материальное и другому отдаёт это же материальное, то возникают духовные отношения. Ни одно животное, ни одно насекомое так не может. Ворона от себя корку хлеба оторвала бы и отнесла воробью: “На, воробей, поешь”. Возможно такое? Нет, невозможно. Это только возможно среди людей. Вот это нас и отличает от животных. Вот так и следует поступать – по доброте душевной, по свойствам своего сердца, либо даже не по свойствам своего сердца, а просто, понимая рассудком, что это правильно, что это заповедь Божия, что я хочу устремиться в мир духовный, для этого я понуждаю своё сердце сделать так. И должно так поступать не изредка по праздникам, как цветок к восьмому марта. Достал, купил, долг исполнил, а теперь «пей, душа, веселись». Что ты нам сегодня приготовила на праздничек? Давай сейчас выпьем и закусим. Я цветочки принёс за пятьсот рублей, а вот сейчас на тысячу двести мы погуляем. Это, конечно, уже нарушение справедливости, так быть не может. Человек должен, если он хочет что-то в душе построить, если он хочет в семье своей что-то построить, он для этого должен трудиться ежедневно и ежечасно. У нас же, к сожалению, так бывает, что мы немножко что-то построили, а потом всё начинаем разрушать, а бывает это и ежедневно. С утра вроде у человека хорошее настроение, он ласковый и добрый, к вечеру чуть устал, от него искры сыплются, домашние не знают, куда от него деваться, куда от него спрятаться. Какой же в этом смысл? Смысл только в том, если мы будем созидать в своём сердце добро. Этому Господь хочет нас и научить через эту притчу. Для этого мы и предпринимаем Рождественский пост. Это не только для того чтобы мы похудели или, оголодав без мяса, пельменей, творога, бросались друг на друга, нет. Господь хочет, чтобы мы к Рождеству преуспели немножечко в любви.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/