Найти в Дзене

Совместные проекты композиторов, как возможность выживания академических традиций. Вспомним историю: «Могучая кучка» и «Шестёрка»

Оглавление

Как для композитора, для меня очень важен этот вопрос на практическом уровне. Ведь академическая музыкальная культура десятилетиями, а впоследствии столетиями выстраивается в целую систему, которую можно обозначить, как историю музыки, как часть истории мирового искусства.

Иллюстрация категории лицензии Creative Commons
Иллюстрация категории лицензии Creative Commons

Сообщество академической культуры

Образованность и взаимодействие, как основное условие его существования.

В этом контексте, речь пойдёт по большей части о традиции сотрудничества академических композиторов, то есть – квалифицированных специалистов, получивших соответствующее образование.

Однако, понятие квалифицированного композитора довольно относительно, ведь не каждый дипломированный композитор в сущности является композитором в то время, как самообразованный в определённой степени музыкант может по праву быть одним из участников композиторского сообщества в случае соответствия нормам и требованиям оного в отношении знаний и практических навыков.

Вспомним, например, значимые фигуры в истории музыки – Мусоргского и Сати. И вместе с ними «Могучую кучку» и её европейский вариант – французскую «Шестёрку».

Немного ностальгической истории 🎶

Французское сообщество объединило в себе композиторов 1910-х и начала 1920-х годов в Париже (Луи Дюрей, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк, Жермен Тайфер).

Название коллектива было предложено музыкальным критиком Анри Колле по аналогии с «пятёркой» (фр. Les cinq), как во Франции было принято называть композиторов «Могучей кучки» (Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи)

Статья Колле 1920 года имеет любопытный заголовок: «Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати»

Говорю о них здесь не случайно.

Далее представлены скрины из архива, где можно найти вышеупомянутую статью Колле.

Источник: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7653354r/f2.item.zoom (для тех, кто может читать по-французски)

Модест Петрович Мусоргский, один из основателей и участников знаменитой «Могучей кучки» не имел полноценного музыкального системного образования.

Эрик Сати, идейный вдохновитель французской «Шестёрки» и основатель направления музыкального минимализма – дважды поступал в Парижскую консерваторию, но, поступив, дважды не окончил её! По всей видимости его творческая и активная общественная жизнь не могла совмещаться с рутинным трудоёмким учебным процессом.

Однако, это не помешало ему оказать значительное влияние на развитие академической музыкальной культуры своего времени.

Ниже следуют изображения рекламного плаката и самого парижского кабаре конца XIX века «Чёрный кот» (Le Chat Noir, 1881-1897), нередко являвшимся местом встреч предшественников и идейных вдохновителей «Шестёрки», включая Эрика Сати, который, ко всему, там работал пианистом. Гнездо французской богемы...

Подумать только, каким уровнем общей образованности, то есть полноты системы представлений и знаний по крайней мере о культуре и её истории, должен обладать человек, чтобы не получив формального музыкального образования предстать вполне состоявшимся лицом в ряде выдающихся деятелей искусства?!

Это возможное явление для общества, в котором пусть не для всех «сословий» того времени, а именно XIX – начало XX века (с его остаточными явлениями сословности в отечественной истории), но всё же существовала возможность для создания условий такого формирования.

Здесь палка в двух концах. C одной стороны, уровень сознания человека и так называемого «менталитета» определятся запросами среды, которой принадлежит и в которой живёт индивид. То есть нет смысла претензий к государственной системе за абсолютную необразованность определённой категории людей, которым она, образованность, в принципе не нужна. И это не хорошо, и не плохо, это жизнь по потребностям [я в каске].

Но, с другой стороны, именно среда формирует этот уровень сознания человека, если, конечно, он в ней формируется [а вот право на существование та или иная среда получает именно с согласием государственной системы; магический круг, который практически невозможно переиграть]

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также продолжение статейной темы:

О канале: