Найти в Дзене

2. Совместные проекты композиторов, как возможность выживания академических традиций. Современные сообщества

Как в наши дни сохраняются музыкальные академические традиции в рамках совместных проектов для современных композиторов, и каково значение этих проектов? Данная статья продолжает тематику ей предшествующей (ссылка в конце текущей публикации). Если в предыдущей части мы вспомнили такие композиторские сообщества конца XIX начала XX века как «Могучая кучка» и альтернативную ей французскую «Шестёрку», здесь поговорим о современности. О проблематике сохранения академических традиций в музыке Несмотря ни на что, академическое музыкальное искусство живёт своей жизнью. Можно сказать, в параллельной реальности. И не старается ничего никому доказать. При этом вопрос сохранения и модернизации традиций академической школы музыки остаётся открытым. Так происходило всегда, именно по причине существования этой многовековой школы вопреки тенденций времени. Безусловно, любое искусство подобно зеркалу отражает сквозь призму личного творческого мира художника особо яркие, напряжённые, узловые аспекты а
Оглавление

Как в наши дни сохраняются музыкальные академические традиции в рамках совместных проектов для современных композиторов, и каково значение этих проектов?

Данная статья продолжает тематику ей предшествующей (ссылка в конце текущей публикации).

Если в предыдущей части мы вспомнили такие композиторские сообщества конца XIX начала XX века как «Могучая кучка» и альтернативную ей французскую «Шестёрку», здесь поговорим о современности.

О проблематике сохранения академических традиций в музыке

Иллюстрация категории лицензии Creative Commons
Иллюстрация категории лицензии Creative Commons

Несмотря ни на что, академическое музыкальное искусство живёт своей жизнью. Можно сказать, в параллельной реальности. И не старается ничего никому доказать. При этом вопрос сохранения и модернизации традиций академической школы музыки остаётся открытым.

Так происходило всегда, именно по причине существования этой многовековой школы вопреки тенденций времени.

Безусловно, любое искусство подобно зеркалу отражает сквозь призму личного творческого мира художника особо яркие, напряжённые, узловые аспекты актуальных тем современности. Это может быть как социальная проблематика, так и проблема назначения, самой миссии академического искусства.

Автор в тумане своих мыслей в день открытия Седьмого международного фестиваля молодых композиторов «Одна восьмая». Ростовская государственная филармония
Автор в тумане своих мыслей в день открытия Седьмого международного фестиваля молодых композиторов «Одна восьмая». Ростовская государственная филармония

Но с учётом консервативности, традиционности академизма в целом – ему приходится сталкиваться с проблемой непостоянства общественных настроений и миропорядка.

Для того, чтобы отстоять свою независимость, но при этом и возможность выражать и делиться с аудиторией своим субъективным видением реальности – искусство, конкретно музыкальное, нуждается в крепком академическом сообществе. Внутри него возможны различные направления, стилевые школы, концептуальные позиции с учётом культурно-национальных традиций каждой из них и прочее, но при всём – музыкальный академизм может существовать только при наличии общности ценностей своих представителей.

А где же они сейчас, конкретно композиторы? Как складывается их творческая профессиональная жизнь в наши дни?

-3

О композиторских школах

Отечественная композиторская школа – одна из сильнейших в мире. Как бы абсурдно это ни звучало в наши дни – именно представители Русской композиторской школы оказали значительное влияние на формирование западноевропейской. И это взаимо-благотворный процесс.

Здесь можно говорить о симбиотическом сотрудничестве, о взаимопроникновении различной эстетики композиторских традиций и преобразовании их в соответствии с тем культурно-национальным пространством, в которое они попадают.

На мой взгляд, это важное условие для создания перспективы развития и просто выживания целостной интернациональной академической композиторской школы.

Искусство погибает в разобщённости внутри своего мира, происходящей не по его причинам.

Существование музыкальной академической школы, как части истории искусства, обуславливается толерантностью к ценностям сторон, при этом свободной возможностью «безнаказанно», но с учётом личных границ, выражать и предлагать свои разработки, делиться опытом, учиться и перенимать друг у друга открытия в области техник композиторского языка.

Композитор композитору – (нет, не волк) – друг!

К примеру, Клод Дебюсси, известный французский композитор к. 19 - н. 20 в., абсолютно принципиальный в своей самобытности, искренне восхищался индивидуальностью Мусоргского, его уникальными языковыми находками и тем, насколько русский композитор безграничен в своём таланте выражения глубинных душевных мыслей в своём творчестве.

Можно смело говорить о том, что Дебюсси был учеником Мусоргского, как и отчасти Равель.

В нынешнее время существуют очень важные проекты для поддержки композиторов, как начинающих, так и зрелых мэтров. Основная польза подобных проектов, на мой взгляд – в возможности фактического объединения.

Композиторы-участники, исполнители и организаторы международного фестиваля молодых композиторов «Одна восьмая», ноябрь, 2023 год. Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
Композиторы-участники, исполнители и организаторы международного фестиваля молодых композиторов «Одна восьмая», ноябрь, 2023 год. Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Первое, что необходимо – коллегиальность академического общества композиторов и музыкантов в целом на отечественном уровне.

Значительный вклад в этот процесс приходит со стороны Союза композиторов России, а также инициируется представителями его организаций в ведущих музыкальных вузах (консерваториях) страны.

Учитывая условия бюджета, сложно говорить о максимально возможной реализации творческого потенциала композиторского сообщества, но в наше время возрастает роль коммерческого подхода к культурно-образовательным, а также творческим проектам.

Частные театры, частные филармонии, возможно частные культурные площадки, а также лектории и прочее – всё это должно быть открытой возможностью реализации потенциала музыкальной академической школы.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также первая часть статейной темы: