Найти тему
Не хочу назад

Протесты бывают разные

Я и раньше знал, что в Нидерландах очень много велосипедов. Частенько попадались фото или другая информация о том, как мэры и члены правительства добираются на работу на велосипеде. Ну, много и много. Но я никогда не задумывался, а почему там такая ситуация? И вот случайно наткнулся на объяснение, и мне оно показалось поучительным. Хочу поделиться с вами. Уверен, что кто-то знает эту историю гораздо лучше меня и буду признателен, если меня поправят или дополнят.

Нужно сразу отметить, что велосипеды были популярны в Нидерландах и раньше, в довоенное время. Но это не только там, многие европейцы гоняли на великах. Среди причин популярности велосипедов совершенно справедливо упоминают и нефтяной кризис середины семидесятых. Он, безусловно, внес свою лепту, но и в других странах были проблемы с горючим, а велосипедный бум произошел именно в Нидерландах. Почему же?

Период 50-60 годов был ничем не выдающимся. Так же, как и в соседних странах, очень сильно рос уровень благосостояния граждан и так же резко стало увеличиваться число автомобилей. Машин стало много. Очень много. И нидерландские города испытали все прелести обилия автомобилей. Пробки,смог, аварии, жертвы ДТП. Как и во многих других странах городские власти планировали расширение улиц и снос ряда зданий для того, чтобы разгрузить улицы. Были и вообще экзотические способы сократить количество машин на улицах. Так, например, была попытка разрешить движение машинам лишь с подходящим номером. То есть, по четным числам могли ездить только автомобили, у которых номер заканчивался на четную цифру и наоборот… Это привело лишь к увеличению автопарка, зажиточные люди просто покупали вторую машину, с другим номером, и ездили сегодня на одной, завтра - на другой. Так что же произошло? Почему сейчас в Нидерландах все по другому? Что у них такого особенного случилось?

А произошло вот что. Как я уже упоминал, резко росло количество ДТП со смертельным исходом. Когда была опубликована статистика за 1971 год, то там были жуткие цифры. За год в ДТП погибло 3300 человек, причем более 400 из них – дети. Больше, чем по одному ребенку в день. И терпение неравнодушных граждан лопнуло. Были организованы несколько различных движений, которые стали протестовать против засилия автомобилей и заниматься пропагандой использования велосипедов.
Движение «Provo», например, организовало проект «Белый велосипед». Суть его была в том, чтобы разгрузить культурный центр Амстердама от моторизированной техники. Проект был в следующем – муниципалитет закупает 20 тысяч белых (чтобы заметней были) велосипедов, которые доступны любому желающему на стоянках в центре города. Власти проигнорировали это предложение. Тогда активисты сами выставили порядка 50 велосипедов в местах скопления людей. Полиция убрала их, сославшись на закон, по которому велосипед на улице должен быть заперт на замок. Активисты не сдались и выставили новую партию велосипедов, на которых был кодовый замок, но код огромными цифрами был написан на раме. Велосипеды стали пользоваться спросом и властям пришлось изменить свою точку зрения.
Самым известным стало движение активистов под названием «Stop de Kindermoord» (остановите детские смерти). Люди устраивали велодемонстрации, они блокировали те места, где ДТП случались наиболее часто. Были случаи, когда они просто перекрывали улицы, чтобы на них играли дети, а сами выставляли там столы и устраивали общие обеды. В Нидерландах не принято, чтобы полиция лупила людей, и полицейские следили лишь за тем, чтобы не было эксцессов, понимая, что у людей есть законное право протестовать.
Активисты не переставали обсуждать проблемы в газетах, на радио и телевидении, они упрямо не позволяли этим проблемам «замылиться», пропасть из повестки, их арестовывали, но они били и били в одну точку. Их число росло и власти были вынуждены считаться с этим. Постепенно настало время, что, для того, чтобы выбраться на должность, нужно было учитывать мнение этой части населения. И постепенно чаша весов склонилась в сторону создания новой инфраструктуры, в которой у велосипеда приоритет перед автомобилем.
Сейчас в небольших по размеру Нидерландах более 35 тысяч км велосипедных дорожек. Почти треть всех поездок совершается на велосипеде. Чиновникам и госслужащим, разумеется, никто не запрещает ездить на работу за три квартала на автомобиле, но если он будет так делать, то на него посмотрят с удивлением и у него резко сократятся шансы быть переизбранным. Движение организовано так, что велосипедисты могут даже шлем не надевать, настолько оно безопасно. Хотя вседозволенность не допускается, за езду на велосипеде пьяным или без подсветки будет серьезный штраф.

К чему я это всё? Часто можно услышать, дескать, народ ничего не решает, а что мы можем? Народ ничего не решает только тогда и только там, где он уверен, что ничего не решает, где и не пытается решать. Все начинается с малого. У нидерландцев победа началась с пятидесяти белых велосипедов. И с простого немолчания. Все великие дела когда-то начинались с мелочей. А без этих мелочей их бы и не случилось.

А что вы думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Как всегда, правила обсуждения: не хамим и обсуждаем именно тему, а не друг друга.

Мир вашему дому!

Мой запасной канал (про историю изобретений)

https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02

Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad