Какая ассоциация связана у вас со словом Россия? Что вы видите своим внутренним взором? Мне представляются православные храмы, а в ушах звучит колокольный перезвон.
Поэтому музей колоколов в Валдае никак не мог остаться без моего внимания. То, что колокола делают на Валдае, я знала с детства из песни. Её часто исполняли на радио. Помните?
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.
Я слушала и думала, что за место такое "Дарвалдай"?
И вот прошлым летом мне удалось побывать в этом загадочном месте, посетить музей колоколов и узнать там много интересного. Некоторыми фактами, которые меня поразили больше всего, хочу поделиться с вами.
Не все знают, что музеев колокольчиков в Валдае два. Один расположен в дворцовой церкви императрицы Екатерины II.
Церковь выполнена по проекту архитектора Николая Александровича Львова. А Музей колоколов существует в этой ротонде с 1995 года.
В этом музее мы не были, а пошли в Музейный колокольный центр, который размещен в памятнике гражданской архитектуры и градостроительства первой четверти XX века, расположенном в 50 метрах от церкви-ротонды.
В музее много рассказывают об истории валдайского колокольчика. Особенно интересна легенда об их появлении:
«Толкуют, будто бы царь Иван, сняв в Новгороде Вечевой колокол, велел везти его в Москву. Когда государева рать дошла до Валдая, большой колокол упал, покатился под гору и рассыпался, ударившись о землю с тяжелым вздохом «Валда!», дав название этой местности. Ушло царское войско, а осколки колокола остались лежать. Их подобрали валдайцы и стали лить свои колокольчики и льют до сих пор».
Другой вариант этой легенды имел иную концовку — куски разбитого колокола волей небес превратились в звонкие валдайские колокольчики. Им с момента чудесного рождения суждено вечно скитаться по долгим российским дорогам и петь о вольности. Наступит день, вернутся они в Новгород, чтобы слиться воедино и возродить вечевой колокол. Вновь поплывет над Россией его вольный звон…
Так Валдай стал родиной – ямщицких колокольчиков, ведь он находился на главной российской дороге между Москвой и Петербургом.
В "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищев неоднократно описывает звон поддужных колокольчиков экипажей. Основной колокольчик на дуге имел один голос, рядом висели подобранные в тон ему два "подпевалы", мелким звоном рассыпались семь или девять бубенчиков.
Интересно, что в XIX веке вышло специальное постановление Сената, по которому использовать такие колокольчики могли лишь почтово-курьерские экипажи и полицейские кареты, чтобы не путать и приближение с тройками обывателей, которые тоже любили вешать на них колокольчики.
Но на Валдае отливали не только ямщицкие колокольчики, но и большие колокола весом до двух тысяч пудов. Например, в сентябре 1656 года колокольный мастер Александр Григорьев с учениками отлил в Иверском монастыре колокол высотой 2 метра, длиной по нижней кромке 2,5 метра, который в 1712 году был установлен на колокольню Александро-Невской лавры в Петербурге.
А остатки бронзы после отлива Никоновского колокола мастер отдал валдайским кузнецам - так по легенде началось валдайское колокололитейное производство.
Когда понадобились колокола для грандиозного Исаакиевского собора, то в Петербург пригласили из Валдая мастера Ивана Стуколкина, который отлил одиннадцать колоколов на Малой Охте.
Очевидцы вспоминали, что звон их, сильный и красивый, покрывал звучание колоколов всех храмов столицы и был слышен даже тем, кто только еще подъезжал к ней. А валдайским мастером Николаем Смирновым для Воскресенского собора Смольного монастыря был отлит праздничный колокол весом 607 пудов.
Расцвет колокололитейного дела пришёлся на 20-е – 40-е годы XIX века. Наиболее известны были в этот период заводы Смирновых, Ивана Лебедева, Григория Митрофанова, Василия Стуколкина, причем завод Николая Смирнова получил в 1840 году за отливку колокола в Зимний Дворец привилегию на государственный герб для своих изделии.
Но и каждый мастер вносил свою особенность, делая на колокольчиках веселые гравировки: «Кого люблю, тому дарю» (как правило, колокольчик с такой надписью дарил жених невесте), «Кто колокол купит, тот счастлив будет», “Купи не скупись, езди веселись”, «Звени, утешай, ездить поспешай», «Звону много, веселей дорога», "Нет барыша, зато слава хороша", "Прощай милая моя, еду в дальние края", «Дар Валдая»...
Кстати, по другой легенде, Валдаем звали красавца-кузнеца, который жил посреди изумрудных лесов на берегу озера.
В музее я узнала, что древнейший вид колокольного звона, бытовавший в городе Валдае, называли "рябиновым".
А так называемый "малиновый звон", обозначающий мелодичность пения нескольких колоколов, происходит от названия города Малин в Бельгии – центра европейского колокололитейного производства.
С появлением железных дорог значимость почтовых колокольчиков упала, и к началу XX века на Валдае осталось только два завода братьев Усачевых. Последний завод был закрыт в 1930 году.
Но с 1995 года началось возрождение бронзового литья и валдайских колокольчиков. Производит их теперь Валдайский завод, ставший правопреемником Новгородского опытно-экспериментального завода народных художественных промыслов.
Вот такую историю про валдайские (и не только) колокольчики я узнала в этом музее. И вам рекомендую там побывать.
А напоследок представляю вам стихотворение. Не моё. Нейросеть "Шедеврум" написала. Но, по-моему, очень удачно получилось.
Колокольчики Валдая
— Музыка души моей.
Я их слышу, вспоминаю,
И на сердце веселей.
Слышу их в лесу сосновом,
В поле летом и зимой.
Их звучание не ново,
Но звучит всегда со мной.
Звон хрустальный, серебристый
Льется прямо в небеса.
Колокол — душа России,
Он с ней связан навсегда.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: