Я тот самый человек, который родился и всю жизнь прожил в Петербурге, но ни разу не был в Смольном соборе и монастыре. Всё как-то мимо проезжали или любовались на него издалека.
Я решила, что настала пора исправить это упущение и посетить этот удивительно красивый #памятник архитектуры. Тем более, это #место мистическое, а мистику я люблю!
Одним февральским днём мы поехали, наконец, к монастырю.
И вот перед нами #собор, который строился дольше всех соборов Петербурга - 87 лет!
Наверное поэтому, цифра 87 стала мистической для Смольного собора: 87 лет он строился, 87 лет там проводились службы до закрытия, 87 лет, до 2009 года, он не использовался по назначению. Только недавно собор отошел к Русской православной церкви, поэтому ещё идет его #реставрация.
Мы обошли собор вокруг и полюбовались на его великолепное #убранство и огромный колокол перед входом.
Собор построен в стиле пышного елизаветинского #барокко, особенно украшает его насыщенный голубой цвет (правда, многие спорят, как правильно назвать этот цвет: голубой или бирюзовый), который ярко выделяется на фоне других, ещё не отреставрированных фасадов монастыря.
Интересно, что изначально вся окраска собора предполагалась серой с белым и обильной позолотой. Но в конце 1820-х годов, когда начались работы по окончательной достройке храма по переработанному проекту В. П. Стасова, по желанию Николая I фасады собора были окрашены в белый цвет, а купола храма и угловых церквей лазоревой краской с золочёными звёздами. Правда, через два года краска на куполе облезла, поэтому пришлось перекрасить его в серый цвет.
И вот первое разочарование:
такой нарядный снаружи, внутри собор выглядит совсем скромно!
Я знаю, что интерьеры собора не были завершены, а внутреннюю отделку выполнял архитектор В. П. Стасов в 1832-1835 годах. Но я ожидала, что внутри будет так же пышно и нарядно, как в Морском соборе Кронштадта.
К тому же во времена #ссср храм грабили. Многие предметы были утеряны. Например, иконостас исчез еще в 1930-х годах и до сих пор специалисты не знают, где он находится.
Зато внутри собора находится скульптура ангела с купола Церкви святой Екатерины на Васильевском острове.
Эту скульптуру в народе ещё называют "Ангел с пустыми руками". Скульптура высотой - 5,5 метров, шириной - 1,8 метра и весом - 2,2 тонны была установлена на куполе Церкви святой Екатерины на Васильевском острове при строительстве храма в 1811-1823 годах по проекту архитектора Михайлова и скульптора Профа И. П. И тогда ангел держал в руках медный крест, утраченный в годы Великой Отечественной войны (он был отправлен на переплавку). В те же годы скульптура получила повреждения и была покрыта черной краской.
В 2007 году ангела в связи с аварийным состоянием сняли с купола церкви и установили на дворовой территории храма. Но лишь в 2017 году скульптура была перевезена в реставрационную мастерскую, а для храма Святой Екатерины была изготовлена точная копия, установленная на купол церкви в 2018 году.
Я рассмотрела восстановленного ангела, и тут меня постигло
Второе разочарование
Оказалось,что у этого ангела, который является одним из видимых небесных покровителей Петербурга наравне с ангелами на шпиле Петропавловского собора и на вершине Александровской колонны, совсем не ангельская внешность!
Осмотрев собор внутри, мы решили подняться на звонницу, чтобы увидеть красоту нашего города с высоты на 7 метров выше, чем вид с колоннады Исаакиевского собора.
И там, на звоннице я испытала - третье разочарование, но об этом можно прочитать в статье ниже:
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: