"Чудо-остров, чудо-остров! Жить на нём легко и просто!" - распевала я в машине, приближаясь к Острову. Настроение было замечательное! Во-первых, пока я рассматривала карту в поисках достопримечательностей вокруг Острова, очень развеселилась, читая названия окружающих его населённых пунктов.
А во-вторых, наконец-то(!), мы не проезжали Остров мимо, а ехали посмотреть чудо-чудное, диво-дивное - цепные мосты!
Навигатор вывел нас на центральную площадь Острова около Троицкого собора 1790 года постройки, где была просторная автостоянка. Эта площадь раньше была Торговой, а теперь названа в честь Клавы Назаровой - организатора Молодой гвардии в Острове. На площади, гдк Клавдия была казнена в 1942 году, установлен ей памятник.
Мы припарковались прямо у входа на мост.
Про эти чУдные чуднЫе мосты я была наслышана давно и очень хотела их увидеть, потому что больше нигде в России не сохранилось транспортных подвесных мостов XIX века. А в Острове их целых два!
Вход на мост обозначают семиметровые пилоны.
Любуемся их красотой и входим на мост, который появился здесь по велению Николая Первого. По легенде однажды во время проезда через город Остров царь не смог продолжить свой путь из-за того, что деревянные мосты были разрушены рекой. Николай разгневался и приказал построить надежный мост через реку Великую.
Река расходится здесь на два протока, образуя остров. Интересно. что один из протоков считается собственно рекой Великой, а другой в древние времена назывался "Черной речкой" или "Слобожихой". С моста - в какую сторону не посмотри - открываются потрясающие виды.
С одной стороны виден Спасо-Казанский Симанский монастырь.
А с другой сразу привлекает внимание церковь Николы Чудотворца XVI века.
В конце моста есть смотровая площадка. Оглядываемся! Какая ажурная красота!
Мы на острове! Тут есть исторический парк и краеведческий музей.
В музей мы не пошли, а вот парк решили осмотреть. Экспозиция в парке рассказывает про крепость, которая раньше была на острове. Сначала - деревянная, а в 14 веке - уже каменная. Длина крепости достигала более 200 метров, ширина – около 80, а окружность – примерно 550 метров. У неё были стены пятиметроворой толщины, сложенные из известняка и валунов.
Город Остров и крепость подвергались неоднократным нападениям. В 1406 году ливонские рыцари две недели разоряли окрестные села под Псковом и Островом, приблизились к крепости но на штурм не решились. А в 1502 году после упорного штурма крепость захватили немцы. Город был сожжен дотла, погибло четыре тысячи его защитников.
С течением времени, особенно после успешных походов Петра I в Северной войне, крепость Остров потеряла свое первоначальное военное предназначение, но всё ещё существовала, правда, по-немногу разрушаясь. Но во время оккупации 1941-1944 годов фашисты довершили то, что не удалось их предкам в начале 16 века: они разобрали крепость до основания. И сейчас мы можем увидеть в парке только её макет.
В парке очень хорошо: цветут ирисы, открываются живописные виды во все стороны и даже есть информационные таблички для погружения в дополненную реальность.
Всё осмотрев, мы пошли на второй мост.
С него - тоже очень красивые виды!
Ну и конечно, нельзя было не полюбоваться на мосты с берега!
Ведь они уникальны! Длина каждого 108 метров. Вся высота сплошной части опор около 7 метров, а высота столбов, поддерживающих цепи, почти 10 метров. Ширина мостового пролета между перилами 6,4 метра. Такие мосты весьма чувствительны к колебаниям. В 1853 году, когда они были открыты, даже было разработано особое "Положение о движении по цепным островским через рукава реки Великой мостам". В нем в частности говорилось, что "во избежание скопления экипажей и народа, проезжающим и проходящим запрещается останавливаться на мостах… езда по мостам в экипажах разрешается только шагом… Пехота по мостам должна была обязательно идти не в ногу, а кавалерия шагом справа по три".
Мосты несколько раз ремонтировались. В 1926 году проезжая деревянная часть мостов и фермы жесткости были заменена на металлические. Но после ремонта мост начал именоваться "Мостом во имя Парижской Коммуны". В 1944 году во время освобождения города от фашистов один из пролетов моста был взорван, но к 1 мая 1945 года восстановлен.
Но капитально мосты отремонтировали в 2020 году. Была выполнена реставрация несущих цепей. Причём, изначально предполагалось сделать звенья толщиной 10 мм. Но изготовили пробную партию, и поняли: слишком тонкие. Конструкцию, конечно, выдержат, однако визуально не потянут. Весь заказ отменили - и отлили другие, широкие, на 18 мм. Прочным стало и покрытие мостов: на смену старому, деревянному, смонтировали современные прочные ортотропные плиты. Металлические конструкции, которые появились после войны, заменили, а те, которые были установлены в начале двадцатого века, - отреставрированы. Но были сохранены следы от пулеметной очереди и осколков снарядов - как память о Великой Отечественной войне.
Чтобы ещё раз восхититься творением, автором которого был инженер путей сообщения и публичных зданий Михаил Краснопольский, мы полюбовались на мосты со специальной смотровой площадки на набережной.
Не случайно мосты высоко оценил и Николай Первый, побывавший на их открытии. Государь прошел пешком по только что выстроенному мосту, остался очень доволен и пожаловал строителю орден Святой Анны II степени.
Ну, а нам пора было ехать дальше.
Но появилось желание побывать в Острове ещё раз, по-моему, там есть на что посмотреть.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: