В продолжение вчерашней темы. Значит, учитель очень долго сидит на больничном. Уроки не ведутся. Материал не изучается. Что делать?
И тут мудрые комментаторы (обычно не имеющие отношения к школе) выдают мудрое решение:
- Так заменить! Это же элементарно!
Заменить, говорить?
А вот давайте я вам расскажу, насколько это «просто».
***
Для начала – кем заменить?
🔷Другим учителем по этому же предмету. То есть этот другой учитель какое-то время поработает с гораздо большей нагрузкой. Но зато он «подзаработает».
(Ох, кстати, как я не люблю вот эту вставку «за» в слово «подработать». Аж так подзаработает! Вот прямо в золоте купаться будет! Нет, это в его же интересах, он что, подзаработать не хочет? Да, блин, человек и так работает. Без всяких «под» и «за». И получает за свою работу деньги. И он не может и не должен рвать всякие части тела, чтобы «подзаработать» еще три копейки к уже имеющимся.)
Так вот. Да, раньше такое было возможно. Когда у учителя была одна ставка. Теперь – обычно полторы-две. У него столько своих уроков, что он физически не может впихнуть в свое расписание еще другой класс. Или ему придется «подзарабатывать» 9-10 и так далее уроком. Или в выходные. Нет, даже если учитель вдруг согласится, я что-то не думаю, что дети и родители обрадуются такой перспективе. Сами же начнут жалобы писать во все инстанции. Кстати, и платят за замену обычно копейки, так что не подзаработаешь тут особо.
🔷Заменить один предмет другим. В смысле, что вместе русского ставят, допустим, математику. А потом математик с русистом меняются местами, и русского становится в два раза больше.
То же самое – см. предыдущий абзац. Нагрузка выше крыши у всех. Кроме того, есть расписание. К примеру, у класса русский – вторым уроком. Математика – первым. Но у математика второй урок в другом классе, третий – в третьем и т.д. Как он будет заменять?
🔷Заменить учителем по другому предмету, в плане того, что, допустим, физику проведет математик. Во-первых, см. предыдущие абзацы про нагрузки. Во-вторых, тут все несколько туманно. Допустим, историю-общество ведет обычно один учитель, русский-литературу тоже. А вот химию и биологию – уже разные. Да, профиль один, химбио, но не следует забывать, что человек специализируется на конкретном предмете. И с другим, мягко говоря, давно дела не имел.
🔷Пойти дальше, и заменить вообще любым свободным учителем. Тут есть две очень оригинальные точки зрения.
🔹Первая. Любой учитель обязан уметь провести любой предмет. Он же учился в средней школе? Так почему он не может объяснить ее программу?
Мне всегда казалось очевидным, но все же объясню. Смотрите, вроде бы в педагогических вузах есть специальности: учитель такого-то предмета. Нет специальности «учитель» вообще, в принципе. Разбираться в предмете на школьном уровне и уметь его объяснить – это совершенно разные вещи. Или, вы считаете, в среднем и старшем звене зря есть предметники? Надо, чтобы один учитель мог вести всё?
Так давайте пойдем дальше, давайте и в вузах так сделаем. У тебя есть высшее образование? Значит, любой предмет можешь вести, ты же его учил. А ничего, что там даже те же русисты делятся на тех, кто ведет фонетику, грамматику, синтаксис?
🔹Вторая точка зрения. Директор и завуч вполне могут проверить работу по русскому. А учитель начальных классов – сочинения.
Ох… А если директор и завуч – физик и химик? Или вы думаете, проверить работы по русскому – это проследить, чтобы слово «корова» было написано с двумя «о» в правильных местах? Серьезно? Ладно, вы мне сходу можете назвать 4 признака глагола, от которых зависит образование того или иного причастия? А какие это причастия в принципе вы помнит? А что такое переходный глагол? А возвратный? А какие признаки того же глагола являются постоянными, какие – нет?
Ну что, проверим работу по русскому? ))) Сами проверите? Или продавцу бабе Мане из соседнего подъезда доверите? Ачётакова, раз чуть не любой может это сделать.
Сочинение… Понимаете, в начальных классах одни критерии проверки сочинений, потом – другие. И виды сочинений разные. И учитель начальных классов не может адекватно проверить сочинение, скажем, к ОГЭ. Как учитель английского, который ни разу не готовил к ОГЭ/ЕГЭ, не сможет правильно проверить письмо или эссе. Он максимум ошибки сможет отметить.
🔷Конечно, самый идеальный вариант – это иметь штат учителей на замену.
Но… тут любовная лодка разбивается о быт. Кем и где эти учителя должны числиться? Как их тарифицировать, когда они не работают?
Тут тоже предлагали «умные» варианты.
🔹Пусть они составляют методические материалы для других учителей и проверяют домашние задания, заданные ими. И опять ох… Учитель САМ готовит себе материалы. Ему не нужен для этого отдельный человек. Подготовка материалов – это, по сути, часть урока. Тем более, у каждого учителя свои методы.
Насчет домашних заданий. Угу, а если есть вопрос по заданию, школьник к кому бежать должен? К какому учителю? А если задание устное? А если учитель видоизменяет задания из учебника? А если дает свои?
Тут, знаете ли, действует принцип: каждый отвечает за свой чемодан. То есть подготовка, задание, урок – это все совокупность действий одного учителя.
🔹Еще был «хороший» вариант. Для пенсионеров. Пусть они каждый день дежурят в школе, а когда нужна замена, выходят работать. И платить им будут только за эту замену.
А вы бы согласились сидеть где-то, к примеру, с 8 до 15.00, при этом сегодня вы поработали час – заработали мало. Завтра повезло – 4 чара поработали, уже побольше.
- Но как же? – возразили в свое время мне. – Разве пенсионерам не хочется подзаработать?
(И опять это гнусное «подзаработать». Вот я заметила, когда речь идет о некоторых проблемах с заработком, всегда используют именно это слово.)
Да тем же пенсионерам проще репетиторство взять. И «подзарабатывать» гораздо больше, ни от кого не завися и не выходя из дому.
А вообще, конечно, есть идеальный вариант – посылать на замену работников ГОРОНО, министерства образования и прочих подобных организаций. Вот им как раз полезно было бы. )) И на месте бы посмотрели, как это все происходит. И с детьми бы поработали. Не с виртуальными, а с реальными. ))
А пока… К сожалению, нет пока у нас этого «института замены». В больших городах, насколько я знаю, студентов приглашают. Но вот у нас в городе ни одного вуза нет.
***
Ну, так что? Вы действительно считаете, что учителя заменить легко? И что на его место рвется энное количество желающих «подзаработать»?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
А в Телеграме сегодня читайте о том, как одарённые смотрят фильмы ужасов. ))))
Вот о чем я писала 2 декабря в прошлом году:
А стоит ли так ругать заимствования?
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.