Современный человек живёт в условиях информационного шума – ежедневных терабайтов информации, беспрерывным потоком заливающих ему таламус по самые полушария. Обработать адекватно такое количество данных (то есть проанализировать, оценить и запомнить) мы не в состоянии, поэтому в качестве компенсации мозг предложил выход: до 8 секунд на то, чтобы понять, нужна ли нам информация, затем реакция на самое яркое и запоминающееся, остальное – мимо продолговатого тела мозга прямо в мусорный бак. В итоге мозжечок набивается не связанными друг с другом отрывочными знаниями подряд из всего на свете - от правил американского футбола до спутников Юпитера.
Так очень схематично можно охарактеризовать клиповое мышление.
Для взрослых, у которых ещё 20-30 лет назад сформировалось под вредным влиянием изучения черчения в школе и чтения «Братьев Карамазовых» т.н. понятийное (абстрактно-теоретическое) мышление, в общем, проблем нет. Главная головная боль – это подрастающее поколение, у которых клиповое мышление – это (да позволено мне будет так выразиться) основной тип мышления, и других на горизонте не просматривается.
Джонни, сделай монтаж
С одной стороны, клиповое мышление имеет положительные стороны: некоторые психологи считают, что такой тип мышления позволяет работать с информацией быстрее и, кроме того, лучше «приспособлен» под многозадачность. Однако недостатки, как считают большинство педагогов и психологов, всё-таки перевешивают достоинства. Все, кто работает с современными детьми, наверняка замечали, что многие ученики:
- быстро запоминают информацию и мгновенно её забывают;
- с трудом сосредотачиваются на одной задаче;
- имеют проблемы с освоением абстрактных понятий и предметов, оперирующих такими понятиями;
- не способны связать даже имеющиеся фрагментарные знания в единую картину;
- плохо понимают длинные тексты –
и т.п.
Наверно, каждый учитель геометрии признается, что с каждым годом обученность по предмету снижается (кто бы какие цифры в отчётах ни рисовал). Учителя русского тоже, наверно, заметили, что у учеников средней школы дела с изучением синтаксиса всё печальнее (строение предложения – это чистая абстракция). И если еще 15 лет назад неумение отличать члены предложения от частей речи было чем-то вроде маркера совсем уж неспособного к мыслительной деятельности подростка, то сегодня это просто рутина.
Конечно, можно в бессилии потрясать кулаками, клясть Интернет, гаджеты, социальные сети, да и вообще современную "клиповую" культуру. Да, они виноваты, но беспощадная правда жизни говорит нам, что повлиять на ситуацию информационного шума вокруг ученика мы практически не в силах (кто хочет отобрать телефон у собственного ребёнка и посадить его за чтение «Диалогов» Платона? Давайте вместе выпьем за успех нашего безнадёжного дела).
Да, школьные программы ещё пока заточены под формирование абстрактно-теоретического мышления, но школа на данном историческом этапе переживает содержательный и даже в каком-то смысле мировоззренческий кризис и противостоять социальным явлениям не может (возможно, школа в принципе не может противостоять социальным изменениям, так как сама по себе является частью социума, но это вопрос дискуссионный).
Фильм, фильм, фильм!
Современный ребенок уже с горшкового возраста привыкает к неистово скачущей вырвиглазной картинке. Его мозг на каком-то этапе развития начинает «считывать» лишь подобные «бьющие» сознание сигналы и реагировать только на них. И хотим мы этого или нет, но современные дети, если так можно выразиться, предъявляют школе и учителю требования подачи материала, которые невозможно игнорировать, если поставить задачу этих детей хотя бы чему-то научить.
Мы и 20 лет назад опирались в обучающих средствах на визуализацию материала, так как активизация глазного нерва имеет огромное значение для «перевода» получаемой информации в рабочую память, а затем в долговременную. Сегодня же опора на «сигнальную» картинку приобретает принципиальное значение в обучении – «пустой» текст или звук школьники в массе воспринимают плохо или не воспринимают вовсе. Даже вузовские преподаватели жалуются, что студенты не в состоянии самостоятельно записывать лекции – клиповое мышление не позволяет вычленить из большого объёма нового материала главное без опоры на образ. В электронных учебниках для вузов всё чаще предлагается создавать анимированные и иллюстративные разделы – да, для взрослых людей 20-24 лет, на минуточку (интересно, через какое время текстов в учебниках не останется совсем?). Что уж говорить о школьниках. Если им не рисовать, не показывать картинки, стрелочки, диаграммы, столбики, движущихся человечков, если не бомбардировать их воображение яркими образами, к которым они привыкают, потому что не мы такие, жизнь такая, мы добьёмся очень немногого.
Страшно сказать, но это приходится делать и при подготовке к ЕГЭ.
Экстремальным примером можно считать ситуацию с одним моим учеником (10 класс), который побил все рекорды в неумении различать члены предложения и части речи. Как только я с бубном ни плясала – он никак не мог понять разницы. Дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда я нарисовала ему мультик. В нем были коробки с частями речи, пазлы-заготовки с членами предложения и человечки, которые всё это соединяли. Если бы меня послушал профессиональный психиатр, он, наверно, подумал бы, что в анекдоте про английские законы, которые запрещают учителю после 10 работы свидетельствовать в суде, кроется какая-то важная, упущенная законодателями истина.
Однако члены предложения мы поняли, хвала небесам.
Современные дети с пелёнок получают в зубы гаджеты, и клиповое сознание им обеспечено так же надёжно, как аккаунт в инст-ме. Может, какая-то часть элитариев и сумеет вырвать своих чад из лап прогресса и вернуть их в дикие времена чтения художественной литературы, анализа длинных текстов, формирования понятийного мышления (верится, к слову, слабо). Но все остальные тоже наше будущее поколение, и, если приходится бороться за него, показывая при изучении однородных придаточных (я уже не говорю про Куликовскую битву или биографию А.С.Пушкина) яркие картинки и презентации, оно того стОит.