Оценивать качество и ценность произведений искусства - это не простая задача, так как она зависит от многих субъективных и объективных факторов, таких как вкусы, предпочтения, эмоции, знания, культура, история, цели и т.д. Разные философы предлагали разные критерии для оценки искусства, основываясь на своих философских концепциях, эстетических теориях и исторических контекстах.
- Платон считал, что искусство - это подражание природе, а критерием качества искусства является степень соответствия идеальному образцу, который существует в мире идей. Он не высоко ценил искусство, так как он полагал, что оно отвлекает от постижения истины и воспитывает низменные страсти. Поэтому он исключил поэтов и художников из своего идеального государства.
- Аристотель, ученик Платона, имел более положительное отношение к искусству. Он согласился, что искусство - это подражание природе, но добавил, что оно также может быть творческим и выражать не только то, что есть, но и то, что может быть. Он также придал большое значение эмоциональному воздействию искусства, особенно трагедии, которая, по его мнению, вызывает у зрителей катарсис - очищение от страстей. Критерием качества искусства для Аристотеля являлась способность вызывать у зрителя сопереживание, страх и жалость.
- Иммануил Кант, один из величайших философов Нового времени, разработал сложную и влиятельную теорию эстетического суждения. Он утверждал, что красота - это не свойство вещей, а способ нашего восприятия их. Красота - это то, что нравится нам без всякого интереса, то есть без учета пользы, желания или морали. Критерием качества искусства для Канта является целесообразность без цели, то есть гармония между формой и содержанием произведения, которая не служит никакой практической цели, а только удовлетворяет наше чувство вкуса.
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель, еще один выдающийся философ Нового времени, представил искусство как одну из форм проявления и выражения Абсолютного Духа, который развивается через историю. Он разделил искусство на три стадии: символическое, классическое и романтическое. Символическое искусство - это искусство Востока, которое стремится изобразить духовное в материальных формах, но не достигает его. Классическое искусство - это искусство Античности, которое достигает совершенства в изображении человеческого тела как воплощения духа. Романтическое искусство - это искусство Христианства, которое переносит духовное во внутренний мир человека и выражает его через слово, звук и цвет. Критерием качества и ценности искусства для Гегеля является степень, в которой оно отражает идею Абсолютного Духа в конкретной исторической эпохе.
Это лишь некоторые из множества философских подходов к оценке искусства, которые можно найти в истории философии и эстетики. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, свои сторонники и критики, свои примеры и аргументы. Но ни один из них не может претендовать на истину в последней инстанции, так как искусство - это живое и развивающееся явление, которое постоянно меняет свои формы, смыслы и функции. Поэтому оценка искусства - это всегда процесс диалога, сравнения, интерпретации и оценки, в котором участвуют не только философы, но и художники, критики, зрители, слушатели, читатели и т.д. Искусство - это не только объект оценки, но и субъект оценки, так как оно само задает вопросы, предлагает ответы, критикует и восхищает. Искусство - это не только то, что мы оцениваем, но и то, что оценивает нас.