1877 год. Началась война с Турцией. Русские войска "предназначенные для действия на Балканском полуострове ... еще задолго до начала войны сосредоточены были близ румынской границы ...и стояли так сказать, наготове, в виду энергичного побуждения Порты к мирному согласию на предложения русского правительства, об улучшении быта турецких славян". При этом с Румынским Княжеством (вассалом Турции) была заключена тайная конвенция о беспрепятственном пропуске русских войск через их территорию.
Как только война началась, русские оперативно заняли румынский берег Дуная, служащего естественной границей с Турцией. Однако здесь встали. Река широкая и глубокая, мостов нет совсем, а в местах удобных для переправы стояли сильнейшие турецкие крепости. Главным же препятствием, мешавшим начать переправу, был турецкий флот. Бронированные корабли с пушками и экипажами 100-200 матросов (мониторы) появлялись в любое время и в любом месте и безнаказанно обстреливали занятый русскими берег. К дунайской флотилии приехал и главнокомандующий турецким флотом Гобарт паша, который заявил, что потопит в Дунае всю русскую армию.
Одним из самых мощных и "опасных" кораблей считался броненосец "Лутфи Джелил" (Lutfi Djelil), имевший длину 62 метра, водоизмещение: 2580 тонн, два 178-мм (7") и два 203-мм (8") орудия. Максимальная скорость броненосца составляла 12 узлов. Команда 150 матросов.
Для того, чтобы ограничить свободное передвижение турецких кораблей по Дунаю, русские начали строить вдоль берега батареи, представлявшие собой земляные насыпи, за которыми укрывали артиллерийские орудия. Турки зорко следили за этими работами. Как только они замечали солдат с лопатами и криками, по ним начинался огонь из пушек с турецкого берега, затем подходил корабль и начинал безнаказанный обстрел с более близкого расстояния. Поэтому работать приходилось тайно "быстро, дружно и молча", прячась за кустами и высокой травой. Очевидцы вспоминали:
Взберется, бывало, солдатик весь в поту, с лопатой в мозолистых руках, на самый гребень только что насыпанного вала и начинает потешать товарищей. Обращается он к турецкому берегу и просит турок повременить денек и не уходить ... Голубчики мои ...отцы родные, обождите до завтра. Вот поставим наши пущоночки, мы вас, облагодетельствуем" ("Война 1877 и 1878 гг." Издание: Санкт-Петербург. 1879 г.)
Уже через 2 недели после объявления войны на румынском берегу Дуная было возведено множество батарей, который отрезали дунайскую флотилию турок от прохода в Черное моря. Однако турецкие мониторы не оставляли попыток прорваться. Одна из них произошла у города Браилов, где русские занимали крутой берег. Напротив стоял турецкий город Мачин, отделенный от румынского берега не только водой, но и островом за которым прятались турецкие броненосцы.
29 апреля 1877 года в 2 часа 3 турецких монитора, в числе которых был упомянутый выше "Лутфи Джелил" (Lutfi Djelil) атаковали русский берег. Два из них укрылись за островом, а "Лутфи Джелил" подошел на 3000 шагов. Началась перестрелка. Турки стреляли из-за острова, а "Лутфи Джелил" не принимал участия в обстреле, выжидая момент для рывка, чтобы прорваться мимо браиловской батареи. Русские пушки никак не могли зацепить этот корабль. Рассматривался даже вариант прекратить по нему огонь, но в этот момент одновременно поручик Самойло, командир мортирной батареи и поручик Романов, командир 24-фунтовой батареи скомандовали "огонь". Раздалось 2 выстрела (наводчики Иван Помпор и Роман Давыдюк). Вылетело 2 ядра, оба попали в "Лутфи Джелил"
Раздался страшный грохот, на палубе взметнулся столб огня и корабль заволокло облако дыма. Когда ветер отнес дым в сторону, русские увидели только кончик мачты с турецким флагом, торчащий из воды. Одно из ядер попало в пороховое отделение. Чье точно неизвестно, но скорее всего "его доконала мортира". Турецкие мониторы скрылись, а к "Лутфи Джелил" подплыли три русские лодки с моряками в надежде спасти выживших турок. Однако успели выловить только 1-го раненого. При этом лейтенант Дубасов снял с мачты турецкий флаг.
Оба командира и оба наводчика получили заслуженные ордена. Потеря "Лутфи Джелил" оказала на турок подавляющее воздействие. Их корабли долго не показывались у Браилова и вообще стали держаться вблизи своего берега и у крепостей. Русские же для того, чтобы обезопасить свои работы по возведению переправы через Дунай, привезли множество многовесельных лодок (катеров) и несколько паровых шлюпок, которые стали ставить в воде мины или торпеды, загородив Дунай от турецких мониторов.
Основной источник: "Война 1877 и 1878 гг." Издание: Санкт-Петербург. 1879 г.