Найти тему

Советский Титаник

"Советский Титаник" - глава из новой удивительной книги "ОДЕССКАЯ ШКОЛА" "ОДЕССКАЯ ШКОЛА" - это очень атмосферные рассказы о жизни одесситов второй половины ХХ века: смотри книгу здесь

Был ясный августовский вечер 1986 года. Отдыхающие наслаждались жизнью на большом белом пароходе. Многие в последнее воскресенье августа собрались отмечать День шахтера. Парочки гуляли по палубе, любуясь огнями на берегу. Матери укладывали деток спать в уютных каютах... И вдруг начался ад

КРУШЕНИЕ ПАРОХОДА «АДМИРАЛ НАХИМОВ»

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» у причала Сочинского морского торгового порта, 1965 год. Фото - Валерий Шустов/РИА «Новости».
Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» у причала Сочинского морского торгового порта, 1965 год. Фото - Валерий Шустов/РИА «Новости».

Судно «Адмирал Нахимов» раньше называлось «Берлин», было построено в Германии и спущено на воду в 1925 году. Многократно ремонтировалось, переоборудовалось и модернизировалось. Использовалось как пассажирский лайнер, а во время Второй мировой войны – как плавучий госпиталь.

Пароход "Берлин" - госпитальное судно во время Второй мировой войны
Пароход "Берлин" - госпитальное судно во время Второй мировой войны

В 1945 году «Берлин» два раза подрывался на минах и уже тонул, но был поднят и несколько лет восстанавливался. С 1957 года «Берлин», переименованный в «Адмирала Нахимова» находился в составе Черноморского морского пароходства пассажирского флота СССР.

Мощное, хотя и очень немолодое шестипалубное судно с роскошными интерьерами пользовалось неизменной популярностью в круизах по Крымской-Кавказской линии.

Интерьер пассажирского парохода "Адмирал Нахимов"
Интерьер пассажирского парохода "Адмирал Нахимов"
-4

На борту «Адмирала Нахимова» были сняты несколько фильмов, например, «Дамы приглашают кавалеров».

Фрагмент фильма "Дамы приглашают кавалеров". Герой Куравлева поднимается на борт парохода "Адмирал Нахимов"
Фрагмент фильма "Дамы приглашают кавалеров". Герой Куравлева поднимается на борт парохода "Адмирал Нахимов"

На момент трагедии «Нахимов» возглавлял опытный 56-летний капитан Вадим Марков, перешедший с линий загранплавания. В тот день, 31 августа 1986 года, все шло штатно и ничего не предвещало беды.

По официальной версии, на борту находилось 1243 человека: 897 пассажиров и 346 членов экипажа. В десять часов вечера, как и положено по графику, в сопровождении двух буксиров пароход медленно отошел от пирса.

Пароход «Адмирал Нахимов» (фото – Лев Медведев). Длина судна – 174,3 м. Ширина – 21,02 м. Высота – 11.81 м. Осадка – 9 м
Пароход «Адмирал Нахимов» (фото – Лев Медведев). Длина судна – 174,3 м. Ширина – 21,02 м. Высота – 11.81 м. Осадка – 9 м

Капитан Марков запросил информацию об обстановке у поста регулирования движения судов. Единственным судном, которое направлялось в акваторию, был сухогруз «Пётр Васёв» (капитан – Ткаченко). Капитаны обоих судов договорились разойтись на выходе правыми бортами. После этого, в 23 часа капитан «Адмирала Нахимова» ушел в каюту и не появлялся на мостике вплоть до момента столкновения, а руководить оставил вахтенного второго помощника Александра Чудновского.

-7

Чудновский, визуально обнаружив опасное сближение, связался с «Петром Васёвым», но получил подтверждение, что сухогруз пропускает пассажирское судно. Капитан же сухогруза работал с САРП (средство автоматической радиолокационной прокладки), не сверяясь визуально. Когда капитан сухогруза понял, что его судно полным ходом идет на пассажирское, было уже поздно. Все последующие маневры не смогли уже предотвратить катастрофы.

Сухогруз "Петр Васев" после столкновения с пассажирским судном "Адмирал Нахимов"
Сухогруз "Петр Васев" после столкновения с пассажирским судном "Адмирал Нахимов"

Столкновение судов произошло в 23-12. Кто-то из отдыхающих веселился, а кто-то уже отдыхал, возможно, кто-то признавался в любви, а кто-то укладывал детей спать в тот момент, когда судно получило пробоину, величиной в 80 квадратных метров и перестало слушаться руля. Затопило электрогенератор, по всему кораблю погас свет.

Сухогруз врезался в пассажирское судно на несколько метров. «Нахимов» по инерции продолжал двигаться вперед, увеличивая и без того огромную пробоину в правом борту. Уже через тридцать секунд после столкновения машинное отделение было полностью затоплено. Аварийное освещение включилось всего на две минуты и погасло. В полной темноте многие люди оказались заблокированными в своих каютах. К тому же, во многих каютах нижних палуб из-за духоты были открыты иллюминаторы. Судно стремительно тонуло.

Александр Чудновский, второй помощник капитана «Адмирала Нахимова», который управлял судном в момент столкновения, сразу же спустился в свою каюту, заперся и затонул вместе с судном. От момента столкновения до затопления прошло 8 минут. В воде оказалось около тысячи человек. Спасательных средств и жилетов на всех не хватало. В воду вытекло большое количество нефтепродуктов из емкостей с топливом.

Первым на месте трагедии оказался лоцманский катер ЛК-90, он спас 118 человек, несмотря на перегрузку. Присоединился пограничный катер «Гриф» и еще около 60 единиц плавсредств. В это время волны поднялись до высоты двух метров, что затрудняло спасение утопающих. Когда, поднятые по тревоге, курсанты мореходного училища вышли в море на ялах, спасать уже было некого…

С 1 сентября на месте катастрофы работали водолазы, пытаясь извлечь тела из заблокированных кают и завалов мебели, ковров и белья. Говорят, даже для видавших видов водолазов это было как физически, так и психологически непросто.

-9

Когда же двое водолазов погибли, не сумев выбраться с затопленного судна, поисковые работы на пароходе «Адмирал Нахимов» решено было прекратить. Более 60 (64 по официальной версии) погибших навсегда остались под водой близ Новороссийска.

Всего погибло 423 человека (официальные данные).

-10

Ежегодно на место трагедии приезжают родственники погибших, чтобы почтить их память.

Памятник погибшим при крушении парохода "Адмирал Нахимов"
Памятник погибшим при крушении парохода "Адмирал Нахимов"

В год двадцатилетней годовщины крушения «Адмирала Нахимова», в 2006 году священник Свято-Успенского храма Новороссийска Отец Алексей, обучившийся дайвингу, спустился к затонувшему судну на глубину около сорока метров и совершил заупокойное богослужение. Также на верхней палубе под водой был установлен крест с венком.

P. S. В марте 1987 года капитанов обоих судов осудили за «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта» на 15 лет лишения свободы каждого: Марков покинул Мостик, а Ткаченко допустил сближение судов, пренебрег данными визуального наблюдения. Многие считали смягчающим обстоятельством то, что Марков покинул мостик, обеспечив беспрепятственный проход, а Ткаченко сразу же стал спасать тонувших пассажиров. Есть точка зрения, что капитан сухогруза видел на приборах некое третье судно, а общался - с "Нахимовым".

Одесса. Бывшие капитаны В.Марков (справа) и В.Ткаченко. 1987 год. Фото © ТАСС / Малышев Николай. Павленко Илья
Одесса. Бывшие капитаны В.Марков (справа) и В.Ткаченко. 1987 год. Фото © ТАСС / Малышев Николай. Павленко Илья

Через полгода отправили в отставку министра морского транспорта, начальника Черноморского пароходства и еще с десяток ответственных лиц.

В 1992 году указами президентов уже Украины и России капитаны судов были помилованы и освобождены. Капитан сухогруза Ткаченко сменил фамилию и эмигрировал в Израиль. Погиб в 2003 году при крушении яхты у берегов Канады, как раз у тех берегов, откуда в 1986 он привел сухогруз к столкновению с «Адмиралом Нахимовым». Марков, капитан «Адмирала Нахимова» остался в Одессе, работал капитаном-наставником и умер в 2007 году.

Такова история в общих и официальных чертах. Вопросов остается много. Возможно, ответы на них дала бы та информация, которая до сих пор является засекреченной. Но надо ли мутить воду, когда прошло столько времени?

-13