Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Былые секреты советской ПВО: памятки по Як-28

Яркий самолёт Ту-22 и весь советский сверхзвук — оглавление

На днях Игорь Колоколов (Igor113) поделился со мной своими планами собрать руководства по технической и лётной эксплуатации (РТЭ и РЛЭ) на старую советскую боевую технику — Як-25, Як-28, Ка-15 и прочие не особо известные машины, давно снятые с вооружения. Я бросил клич на канале лётчика с Як-28П майора Геннадия Чергизова (в отставке, конечно) — и довольно быстро клич подхватил мой товарищ, прислав мне памятки по Як-28, скачать можно здесь:

https://disk.yandex.ru/d/mdZWe4GZg46OaA

Отец товарища служил в одном полку с Геннадием — на аэродроме Гудаýта, сейчас это Абхазия. Авиационный мир тесен... Канал Геннадия, где в том числе лежат его замечательные рассказы о полётах на Як-28П и Су-27 — здесь:

P. S. А об Абхазии, где находится Гудаута, только уже о современной, можно многое узнать на канале «Другой путь»:

Заглянем в памятку «Действия в особых случаях», параграф 9 «Ухудшение состояния здоровья»:

Обратите внимание — штурман ПО РАДИО оказывает помощь в выдерживании режима полёта. То есть у штурмана органов управления самолётом нет, а это говорит о том, что памятка не по перехватчику Як-28П — у того управление установлено в обеих кабинах, лётчик-оператор может брать управление, давая лётчику отдых, Геннадий об этом говорит не раз. Да и самого штурмана, как вы уже могли заметить, на Як-28П нет — есть оператор.

Параграф 1 «Аварийное покидание самолёта в полёте» немного проясняет, на какие модификации Як-28 — а их очень много и, как видим, различия между ними серьёзные — распространяется действие памятки:

-2

Як-28И («Инициатива») — бомбардировщик с комплексом управления вооружением, в который входит радиолокатор «Инициатива-2». О том, как работает радиолокатор — в статье «Как самолёт находит путь? Часть III»:

Як-28Р — разведчик, машина без вооружения, стрелять умеет лишь фотоаппаратом.

Ещё больше ясности вносит таблица 4 «Взлётное положение стабилизатора в зависимости от варианта загрузки и заправки топливом»:

-3

Это самый конец таблицы, где всплывает ещё одна модификация — Як-28У, то есть учебный или спáрка, самолёт с двумя лётчиками. В задней кабине работает лётчик-инструктор, в передней — обучаемый/проверяемый. Как видим, тут положение стабилизатора зависит лишь от заправки — вариантов загрузки у Як-28У нет, он не предназначен возить что-то кроме экипажа.

Секунду, стабилизатора? У сверхзвуковых машин обычно цельноповоротное горизонтальное оперение (ЦПГО), оно же цельноповоротный стабилизатор — даже у Ту-160:

-4

А у Як-28 — переставной стабилизатор, на котором отдельно установлен руль высоты:

-5

Прям как у какого-нибудь Ту-154:

-6

Подробно об этом рассказано в статье «Верхний самолётик»:

Выше в таблице приведены данные для Як-28Р и Як-28ПП (постановщик помех, самолёт РЭБ — радиоэлектронной борьбы), но самые сложные таблицы — для бомбардировочных модификаций, изд. 28Л («Лотос») и упомянутой 28И:

-7

То есть набор памяток действует на самолёты Як-28И, Л, ПП, Р, У — машины ВВС, военно-воздушных сил, тогда как Як-28П летал в полках ПВО. Очевидно, для них были свои памятки, изданные отдельно.

Что ещё можно подчерпнуть из таблицы? Что взлетать можно было как на форсаже, так и на просто на максимале. Форсаж — когда в стоящую за турбиной вторую камеру сгорания (форсажную камеру) подаётся дополнительное топливо, это увеличивает тягу раза в полтора по сравнению с «максималом» (когда обороты двигателя максимальны). Форсаж есть лишь у сверхзвуковых машин, его работу видно сразу:

-8

На форсажную камеру тяжёлого двигателя НК-22 можно посмотреть в 15-й статье о Ту-154:

Форсажную камеру двигателя Р-11Ф2-300, что стоит на Як-28, покажу позже, так что не забудьте подписаться, если вы этого ещё не сделали. Можно следить за обновлениями в ленте подписок Дзена, можно в нашем общем ТГ-канале:

Всё, что движется

С показами на Дзене в последнее время катастрофа, их уже неделю как не стало — и не только у меня, а очень у многих. По слухам, большинство каналов попало в МПК (малополезный контент) — площадку чистят от "лишних". Что ж, всё имеет конец, но пока ещё есть надежда, что это просто технические работы или эксперименты, как уже было года полтора назад. Нам остаётся просто держаться вместе — здесь (смотреть не общую ленту, а свои подписки), в Телеграме и в соцсетях, по максимуму распространяя информацию.

А по памяткам, как вы уже поняли, многое можно узнать о необычном самолёте Як-28. Приятного изучения!

Общее оглавление канала