Первые школы писцов в Месопотамии появились еще в 3 тыс. до н.э., они назывались Эдуббы (шумерск. É.DUB.BA «дом таблички»).
Школа в Месопотамии была относительно общедоступной – обучение было платным и позволить себе отдать ребенка в писцовую школу могли далеко не все. Учиться писцовому делу могли как мальчики, так и девочки, все зависело от желания родителей. Но поскольку дети часто повторяли карьеру родителей, то у детей писцов шансов попасть в школу было больше, чем у детей пивоваров.
Эта схема, правда, не всегда хорошо работала. Об этом может свидетельствовать клинописный текст, в котором профессиональный писец обращается к своему непутевому сыну, ученику писцовой школы, с большой речью про сына папиного друга, который хорошо работает и приносит домой большой доход, тогда как его собственный сын ничего не умет и делать ничего не хочет.
С тех пор как Энлилем все было названо (сотворено), сын делу отца должен следовать, - говорит отец-писец сыну-бездельнику в надежде, что тот образумился и пойдет по стопам отца.
Отец пытается убедить сына дальше, расхваливая работу писца, но и не преуменьшая сложности: Мастерство писца подобно искусству песни, что как берега морские – где от берега до берега не пройти.
Действительно, учиться искусству писца можно было почти всю жизнь, осваивая все новые и новые тонкости профессии (я писала уже как-то об обучении писцов). Научившись составлять административные тексты, писцы переходили к копированию и записи сложных литературных произведений.
Школа поставляла светские административные кадры – выпускники могли пойти на храмовую и дворцовую службу.
Труд учителей оплачивался родителями учеников. Но хотя образование велось в частном порядке, школьная программа была единообразной, контролируемой храмом: подбор текстов для обучения был един в разных городах.