В 1878 году, на волне разочарования общества в результатах войны с Турцией, урезанных под давлением Англии и при поддержке других европейских держав, был создан Доброво́льный флот, за счет добровольных пожертвований населения создавший морской резерв Российского флота путем приобретения судов двойного назначения, в случае войны легким движением превращавшихся во вспомогательные крейсера. В мирное время Доброфлот должен был содержать себя сам как обычная судоходная компания. Уже к 20 сентября 1878 года было собрано более 3 миллионов рублей.
В 1893 году «Добровольный флот» состоял уже из восьми пароходов: «Россия», «Москва», «Кострома», «Нижний Новгород», «Орёл», «Саратов», «Ярославль» и «Тамбов»; в сумме они имели 60 591 тонну водоизмещения и представляли стоимость около 7 млн руб.
«Добровольный флот», как учреждение некоммерческое, всю получаемую им прибыль употреблял на покупку новых пароходов, имея при этом в виду их возможное переоборудование во вспомогательные крейсера.На случай войны Доброфлот являлся действительным резервом, как судов транспортных, так и военных крейсеров.
Один из крупнейших пароходов был 14 июля 1899 года заказан английской фирме "Хоторн Лесли" в Ньюкасл-апон-Тайн за 276 685 фунтов стерлингов для регулярных рейсов на Дальний Восток по десятилетней программе усиления Добровольного флота. Он стал последним в серии подобных кораблей ( пароходов-крейсеров), построенных для "Доброфлота".
Двухвинтовый трехпалубный товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер был построен по чертежам «Москвы», но с 4-мя машинами и котлами с экономайзерами. Имел стальной корпус с двойным дном, механизмы фирмы R. & W. Hawthorn, Leslie & Со, две мачты и три дымовые трубы.
Наряду с «Москвой» он был крупнейшим пароходом-крейсером Доброфлота (12050 тонн, длина 155 м, ширина 18 м, глубина интрюма 11 метров) и самым быстроходным (20,2 узла). Экипаж для мирного времени составлял 135 человек.
По скорости и потенциальной огневой мощи корабль не уступал британским крейсерам 3-го класса типов Pelorus и Topaze.
18 августа 1899 года кораблю присвоено наименование «Смоленск», в честь древнего русского города и в знак признания существенного вклада Смоленской губернии в фонды Доброфлота. В 1901 году корабль был спущен на воду. Первоначальная стоимость корабля 3 153 930 руб.
1 февраля 1902 года он прибыл в Одессу из Англии и был приписан к Одесскому торговому порту под № 78. 22 февраля 1902 года в Одессе состоялся обряд освящения крейсера. На торжества прибыла и делегация от Смоленска в составе городского головы О. В. Воейкова и гласного городской думы генерала Н. М. Томило-Денисовича.
Еще до спуска корабля на воду его командир, капитан 2 ранга Петр Аркадьевич Троян, запросил у смоленского городского головы большой рисунок герба Смоленска. В ходе переписки смоленские власти решили сделать кораблю-тезке ценный подарок, в Москве на "Фабрике бриллиантовых, золотых и серебряных вещей" был изготовлен герб Смоленска из драгоценных металлов и цветной эмали. Также была подготовлена икона Смоленской Богоматери в серебряном окладе.
Корабль предназначался для пассажирских перевозок из Одессы на Дальний Восток. Однако в 1902 году пароход-крейсер «Смоленск» коммерческих рейсов не совершал из-за выяснившейся убыточности пароходов-крейсеров и находился на резервном положении. В 1903 году он выполнил несколько переходов между Одессой и Севастополем для перевозки войск.
На случай мобилизации в Императорский флот корабль должен был получить новое имя, в соответствии с практикой для вспомогательных крейсеров, в честь одной из российских рек. В качестве крейсера 2-го ранга «Смоленск» при мобилизации в 1904 году получил имя «Рион», в честь грузинской реки Риони на Кавказе.
«Смоленск» Хауторн Лесли, Ньюкасл-апон-Тайн. Спущен на воду 1901. Введен в эксплуатацию 1902. Передан Императорскому флоту России в начале 1904 года.
Переименован в «Рион». Вспомогательный крейсер. Введен в эксплуатацию 25 октября 1904 года. Списан около 1922 года
Водоизмещение 12 050 тонн. Вместимость 7270 брт / 3310 нрт. Размеры: 148,13/154,2 х 17,74 х 11,28/7,47 м. Палубы 3. 2 мачты. 3 трубы.
Двигатели-4 вертикальные 3-цилиндровые ПМ тройного расширения, 24 котла Бельвиля, 16 500 инд. л. с. / 2324 нар. л. с. , 2 винта, вспомогательные паруса. Скорость хода 20,0 узлов, на испытаниях 20, 5 узлов, устойчивая 17 узлов, крейсерская 12,5 узлов. Запас топлива 1440 тонн угля. Дальность плавания 5260 миль при 12,5 узлах. Численность команды торгового судна 174 человека.
Вооружение: 8 — 120-мм, 8 — 75-мм, 4 — 47-мм орудий и 2 пулемета (по другим данным 8–120 мм, 7–75мм, 4–47мм)
Перевозка войск- 86 офицеров, 1,506 прочих.
Число пассажиров:50 (I класс), 36 (II класс), 1500 (III класс) человек. Грузоподъемность 3169 тонн.
«Смоленск» имел узкий корпус длиной 154 метра и шириной почти 18 метров. Система поперечных переборок позволяла сохранять плавучесть при затоплении двух отсеков корпуса, а мощные насосы позволяли ликвидировать затопление. 24 угольных котла и две паровые машины тройного расширения позволяли развивать скорость более 20 узлов и ходить длительное время на 17 узлах.
Машины проектировались с возможностью работы при боевых повреждениях.
Проект предусматривал установку артпогребов, подъемников для снарядов и крепления палубы для установки восьми 4,7-дюймовых (120 мм) орудий и восьми 75-миллиметровых (3,0 дюйма) пушек, расположенных попарно по обе стороны корпуса. Также предусматривались две 47 мм пушки Гочкиса и два пулемета на мостике.
Предусматривалась также установка радио, прожекторов и сигнальных огней.
В то же время силуэт судна соответствовал обычному "купцу", полубак и полуют, две мачты в оконечностях. По проекту судно могло взить эмигрантов, грузы и войска. В грузовых трюмах можно было оборудовать дополнительные угольные бункеры и увеличить дальность до впечатляющих 17 000 морских миль.
Как гражданское судно, «Смоленск» имел экипаж 174 человек, в военном варианте- 470 человек, в том числе 240- призовые команды для захваченных судов.
В 1904 году «Смоленску» вместе с другими судами Доброфлота предстоял поход на Дальний Восток для буксировки миноносцев типа «Циклон» № 221, № 222 и № 223, 7 января он был передан во временное пользование Морскому ведомству.20 января корабль отправился из Одессы на Дальний Восток с грузом орудий из Севастополя. 04 февраля 1904 года он пришел в Джибути, где присоединился к отряду контр-адмирала А.А. Вирениуса. В связи с началом войны отряд вернулся, 14 февраля «Смоленск» прибыл в Севастополь и 29 марта 1904 года был возвращен Добровольному флоту.
Уже 12 апреля 1904 он был вновь передан Морскому ведомству, теперь для ведения крейсерской войны. Пароходы Доброфлота «Петербург» и «Смоленск» перешли из Одессы в Севастополь, прошли переоборудование, получили артиллерию, радиотелеграф, прожектора и прочее. Экипаж увеличили до 419 человек.
22 июня 1904 года (5 июля по новому стилю) корабль под командованием капитана Трояна вместе с «Петербургом», под флагом Добровольного флота отправились из Севастополя на юг (орудия и военное оборудование находились в трюме), к проливам якобы с грузом угля и береговой артиллерии для Владивостока.
«Офицеры, которых на крейсере было гораздо больше, чем полагается на коммерческих судах, — пишет мичман Шуберт, — были записаны пассажирами, следующими на Восток, на эскадру; в числе их был и я… Установленный на крейсере беспроволочный телеграф, два прожектора, фонари электрической ночной сигнализации и два рея для дневной, были сняты и спрятаны, и, чтобы рассеять всякие подозрения, могущие возникнуть насчет искренности намерений «Смоленска» как парохода коммерческого, — перед входом в Босфор команде было приказано снять военную форму и по возможности одеться, как попало».
Но после прохождения Суэцкого канала оба корабля 11 июля н.ст. сменили свои коммерческие флаги на военно-морские, установили пушки (25 штук) и начали рейдерские операции в Красном море и Индийском океане. Их задачей был перехват оружия и военных товаров, отправляемых в Японию на грузовых судах под нейтральными флагами.
«Канал был пройден без всякой задержки, — продолжает мичман Шуберт, — мы приняли на борт двух лоцманов-арабов, подняли военный флаг и вымпел, которые, однако, вскоре спустили, чтобы не возбуждать подозрения у встречных пароходов. Затем принялись за вооружение: ставили орудия, боевые фонари; подняли на места телеграф и реи — работали без отдыха, чтобы, как можно скорее превратиться в крейсер и начать свои операции».
Качество личного состава было весьма относительно.
«Нам дали отбросы всех экипажей черноморской дивизии — людей, почти исключительно призванных по случаю войны из запаса… 90% этого сброда были люди порочные и штрафованные, отбывшие в свое время самые тяжкие наказания. Команда наша не умела ни работать, ни даже веселиться. Вечно хмурые, с выражением затаенного негодования на недовольных лицах, они работали, как мухи, и бесконечно ссорились друг с другом из-за всякого пустяка». Шуберт
С другой стороны капитан 2 ранга Троян в своем докладе писал:
"Несмотря на тяжелые климатические условия, частые перегрузки угля при сильной жаре, высокое напряжение, связанное с постоянным ожиданием внезапной встречи с противником (ночью люди спали у своих орудий), нравственное состояние экипажа не оставляет желать лучшего".
Корабли патрулировали в 60 милях друг от друга и имели устойчивую радиосвязь. В июле 1904 года крейсерами было остановлено восемнадцать судов. «Смоленск» остановил и досмотрел 9 пароходов разных стран, задержал три судна с военной контрабандой для Японии: английский «Ардова» (3167 брт, задержан 17 июля, груз «динамита, рельс и динамо-машин, на ящиках, в которых предметы эти были упакованы, красовались надписи — «Kobe», «Iokohama» и проч.), немецкий «Скандия» (4855 брт, задержан 18 июля) и английский «Формоза»(4045 брт), которые были отправлены в Либаву с призовыми экипажами. «Смоленск», благодаря большой дальности плавания, ушел на юг, дойдя до Порт-Элизабет в Южной Африке, но встретил по дороге только один небольшой пароход, который просто обыскали и отпустили.
Рейд «Смоленска» и «Петербурга» взбудоражил британскую общественность, поскольку им удалось задержать британские торговые суда, подозреваемые в перевозке военных грузов для Японии, а Королевский военно-морской флот не имел возможности вмешаться. Особенно унизительным был захват «Петербургом» престижного лайнера фирмы P & O SS Malacca («Малакка») в середине июля. Это был бриллиант среди контрабандистов, «Малакка» везла в Японию броневые плиты, взрывчатые вещества, стратегическое сырье и прочую контрабанду.
Рейдерам припомнили выход в море как торговых судов и смену назначения уже в Индийском океане. Угроза русских рейдеров заставила приостановить рейсы в Японию трех ведущих британских судоходных компаний и ввести очень высокие страховые взносы на фрахт.
военно-морской историк и теоретик сэр Джулиан Корбетт осудил их деятельность и назвал их "двумя печально известными крейсерами "Днепр" и "Рион". Премьер-министр Бальфур, однако, был более примирительным, напомнив британскому парламенту, что рейдеры просто соблюдали те же общепринятые правила, которые Королевский флот неукоснительно применял к нейтральному судоходству в своих собственных войнах на протяжении веков.
До 1 сентября было остановлено и осмотрено свыше 20 пароходов , подозреваемых в доставке Японии различных видов военной контрабанды.
Под давлением британского правительство и после переговоров с царской администрацией Николай сдал назад. Захваченные корабли освободили, а крейсерам было приказано вернуться домой.
По договоренности сторон зашифрованные приказы о прекращении похода и возвращении были отправлены на борт британского крейсера HMS Forte. Англичанин застал рейдеров на Занзибаре 24 августа 1904 года (6 сентября по новому стилю). Получив приказы, крейсера вернулись на Балтику, дата их прибытия в Либаву 30 сентября 1904 года (13 октября) или 31 октября (13 ноября) по разным источникам.
12 октября 1904 года (25 октября) «Смоленск» был официально зачислен в список судов флота в качестве крейсера II ранга и был переименован в «Рион», а «Петербург» в «Днепр». Корабли полностью официально передали военному флоту. 3 ноября 1904 года (16 ноября) «догоняющий» отряд капитана 1-го ранга Л.Ф. Добротворского ( два вспомогательных крейсера вместе с бронепалубными крейсерами "Олег " и "Изумруд ", а также двумя эсминцами), отправился на соединение с 2-й ТОЭ маршрутом вокруг Мыса Доброй Надежды.
Утром 1 февраля мы снялись с якоря и в количестве пятнадцать вымпелов вышли в океан для эволюций. А накануне была получена радиограмма, что к Мадагаскару приближается отряд капитана 1-го ранга Добротворского. На северном горизонте показались дымки. Радостно заволновались матросы, восклицая: — Вот они! — Топают, родные! — Шесть штук.Мы шли навстречу им, быстро сокращая расстояние. Скоро можно было различить корабли: крейсер 1-го ранга «Олег», крейсер 2-го ранга «Изумруд», два вспомогательных крейсера — «Рион» и «Днепр» и два миноносца — «Громкий» и «Грозный». По сигналу командующего суда прибывшего отряда заняли свои места в строю эскадры. Мы совместно занялись двухсторонними эволюциями, которые были так же плохи, как и предыдущие, а в четыре часа вернулись в Носи-Бэ.— А. С. Новиков-Прибой. Цусима
12 мая 1905 года (25 мая по новому стилю) вице-адмирал Рожественский отделил от эскадры два рейдера с приказом провести отряд транспортов капитана 1 ранга Радлова в составе «Ярославль», «Владимир», «Метеор», «Воронеж», «Ливония» и «Курония» в Шанхай, а затем совершить набеги на японские линии коммуникаций в ходе самостоятельного крейсирования в южной части Жёлтого моря. Так крейсера избежали позора Цусимы 14-15 мая 1905 года (27-28 мая).
После Шанхая «Рион» захватил еще два приза: немецкий пароход SS Tetartos (2409 брт ) и британский пароход SS Cilurnum (2123 брт).
15 мая 1905 — в 60 милях от мыса Шаньдун задержал немецкий пароход «Tetartos» (2409 брт), направлявшийся из Отару в Тяньцзинь с железнодорожными материалами и рыбой, и на следующий день потопил его.
20 мая 1905 — в 80 милях от Вусунга остановил шедший из Шанхая в Модзи английский пароход «Cilurnum» (2123 брт). Груз, состоявший из бобов и хлопка, был выброшен за борт, а сам пароход отпущен.
На британском пароходе капитан сообщил Трояну о гибели 2-й ТОЭ и передал свежие шанхайские газеты.
25 мая — 4 июля. Крейсерство вспомогательного крейсера «Рион» (капитан 2 ранга Троян) в южной части Желтого моря, в районе между Шанхаем и о. Кельпарт. За это время крейсером было осмотрено 2 парохода, из которых один с грузом военной контрабанды был потоплен. Узнав из газет на осматриваемых пароходах о результатах Цусимского боя, крейсер, окончив крейсерство, ушел на юг в Батавию (о. Ява), откуда после приемки угля направился в Россию
14 июня он прибыл в Батавию (современная Джакарта). По данным Новикова-Прибоя 36 матросов с корабля дезертировали за день стоянки и погрузки угля. Затем «Рион» направился в Россию По дороге, 17-18 июня 1906 года у мыса Рас-Хафун в районе Африканского Рога он спас пассажиров и экипаж с разбившегося о камни французского парохода «Шадок», после чего доставил спасённых в Аден. Из лагеря в 8 милях от берега было спасено шестьсот восемнадцать человек, среди них много женщин, детей и больных, которых к тому же уже дочиста ограбили сомалийцы. За эту спасательную операцию капитан Троян был награжден правительством Франции Командорским крестом.
Команда «Риона» помогала нести детей и больных на носилках. Только через полсуток переправа людей была закончена. Находясь уже на крейсере, пассажиры-французы восторженно отзывались о благородном подвиге русских моряков. Спасенные собрали для команды несколько сот франков. Но командир денег не взял и выразил от имени французов благодарность своей команде. «Рион», оставив Рас-Гафун, взял курс на Аден. На пути у него вышел весь уголь, начали жечь в топках дерево. Он еле добрался до порта. В Адене он сдал спасенных людей на два иностранных парохода и более основательно запасся топливом. Дальнейшее плавание крейсера проходило без приключений.— А. С. Новиков-Прибой. Цусима
18 июля 1905 года (31 июля) корабль вернулся в Кронштадт, а в сентябре 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор.
За время боевых походов на крейсере не было ни одного случая выхода из строя механизмов и оружия. За успехи в рейдерской войне Петр Аркадьевич был произведен в чин капитана 1 ранга и награжден орденом Анны II степени. По окончании военных действий капитан 1 ранга Троян был назначен инспектором Добровольного флота. В гражданскую он эмигрировал и скончался в Шанхае в 1922 году.
30 июля 1905 года корабль был исключен из списка судов Морского ведомства и 18 августа 1905 года был возвращен Доброфлоту под прежним именем. «Смоленск» прошел капитальный ремонт на верфи Hawthorn Leslie, после чего совершил трансатлантические пассажирские рейсы в Нью-Йорк в 1906 и 1907 годах.
Судно начало регулярное пароходное сообщение между Россией и Америкой.Первый рейс в Нью-Йорк, начатый 25 июня 1906 года, продлился дольше 14 запланированных дней, помешало крайне плохое качество угля, загруженного в Роттердаме. Из 983 билетов было продано 622, в том числе 214-дети до 12 лет. Из 617 эмигрантов 576 были евреи из Гомеля и других мест черты оседлости, 37 литовцев, 3 русских и 1 немец. В США прибывший русский пароход получил хорошую прессу.
14 июля на судне состоялся банкет представителей русско-американских деловых кругов. 17 июля «Смоленск» с 74 пассажирами и полными трюмами с товаров (сельхозмашины, машинное масло и др.) вышел из Нью-Йорка на родину. Следующий рейс в Америку пароход совершил через месяц, вскоре к нему присоединились пароходы "Петербург", "Саратов" и "Дон".
10 декабря 1907 года пароход вернулся в Либаву из последнего рейса через Атлантику, после чего из-за нерентабельности снят с американской линии.
В 1908 году корабль вернулся под управление военных и 16 апреля был переведен в Черное море. В октябре 1908 года как войсковой транспорт он участвовал в маневрах Черноморского флота, затем выведен в резерв в Одессе и больше не эксплуатировался в коммерческих целях..
3 июня 1913 года продан Морскому ведомству за 350 000 руб. для использования в качестве базы подводных лодок. 20 июля 1913 года зачислен в список судов Черноморского флота как учебное судно с присвоением наименования «Рион». Затем входил в состав учебного отряда Черного моря. После начала первой мировой войны стал Плавучей базе флота, а после формирования в начале 1915 года Транспортной флотилии Черного моря был придан ей для осуществления воинских перевозок.
В 1915 г. капитально отремонтирован в Севастопольском порту. 31 августа 1916 года в качестве транспорта официально зачислен в состав Транспортной флотилии как «№ 28». С 1 октября 1916 года переименован в «№ 147». В конце 1916 года получил на вооружение два 75-мм орудия.
22 мая 1917 года возвращен обратно в состав учебного отряда с именем «Рион». С 16 декабря 1917 года корабль перешел на сторону Советской власти.
01 мая 1918 года был захвачен в Севастополе немецкими войсками, в ноябре -белогвардейцами, а 24 ноября 1918 года — союзниками. В феврале 1919 года включен в состав отряда транспортов флота Вооруженных сил юга России, однако был без и первое время не использовался.
Весной 1919 года при подходе частей Красной Армии Крыма готовился к эвакуации, но 11 апреля 1919 года на борту произошел взрыв бомбы, заложенной подпольщиками. Из находившихся на судне почти 4000 беженцев погиб 21 и были ранены 79 человек. 16 апреля 1919 года уведен на буксире из Севастополя в Новороссийск, где использовался как блокшив для жилья семей офицеров флота. Затем был отремонтирован и 27 августа 1920 года переименован в «№ 9».
13 ноября 1920 года судно ушло с 8500 беженцами из Севастополя в Стамбул.
Дальнейшая судьба корабля точно неизвестна. Его "видели" в Стамбуле, в Бизерте, на Корсике.
По прибытии флота в Бизерту Врангель все свои корабли, согласно обязательству от 13 ноября, передал французскому адмиралу Дюминилю. На фок-мачте «Смоленска» подняли французский флаг и объявили, что все русские корабли поступили в собственность французского правительства, которое вскоре распродало их.
Наркоминдел РСФСР тогда же в ноте французскому правительству опротестовал незаконные действия с собственностью Советской республики. Однако ни один из угнанных кораблей впоследствии так и не был возвращен СССР. Дальнейшая судьба парохода «Смоленск» и герба города, выполненного из драгоценных металлов, остается неизвестной.
Согласно одним источникам корабль был продан на металлолом в Марселе в апреле 1922 года за 300 000 франков и разобран в Италии в 1922-1923 годах, согласно другим разобрали судно в Тулоне.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам