Найти тему
Максим Бурмистров

Краткий автомобильный справочник СССР. 1963 год.

Я уже поведал Читателю историю спасения нескольких старых книг от варварского уничтожения, но вкратце перескажу ее снова: компания, в которой пришлось трудиться лет пятнадцать назад снимала помещение у бывшего авто-транспортного предприятия, доживавшего свои последние денечки. Освобождая помещения для новых арендаторов, старая советская контора вынуждена была очистить и библиотеку, тем более, что книги технического содержания уже никому здесь не могли понадобиться: ни самих машин, ни шоферов и слесарей на территории предприятия не осталось, все офисы и ангары разобрали в аренду частники.
Именно тогда один из работников ликвидированной автобазы и выволакивал тоннами книги, грузил на большую телегу и вывозил для утилизации, а я как раз вовремя вышел из здания, застав трагический финал библиотечных запасов.
Я не могу равнодушно взирать на гибель книг, в которые вложено столько людского труда, инженерной мысли, работы печатников, а потому попросил разрешения покопаться и отложил с десяток самых разных изданий, включая довоенные и послевоенные книги по автомобилям.
Среди выбранных, мной, фолиантов, наибольший интерес для меня представляли четыре справочника, озаглавленные одинаково, но вышедшие в разные годы: «Краткий автомобильный справочник» - так назывался каждый экземпляр.

Те самые четыре справочника, спасенные мной от помойки или огня.
Те самые четыре справочника, спасенные мной от помойки или огня.

Самый ранний из них вышел в свет в 1963 году, то есть, задолго до моего рождения, остальные увидели свет в 1971-м, 1972-м и самый поздний – в 1982 году, то есть на круг эти книги хранили в себе информацию о советском автомобильном парке и его эволюции за целых два десятка лет и можно было проследить, что исчезало, а что появлялось в актуальном автомобильном пространстве СССР.
Интересно отметить, что объем книги тоже реагировал на годы ее издания. Самый тонкий справочник – 1963 года (311 страниц), самые объемные – за 1971 и следующий, 1972-й годы , причем количество страниц тут одинаковое – 511, что вполне логично, учитывая активное развитие отрасли, а вот количество страниц в справочниках за 1982-й год почему-то несколько снизилось и составило 462 страницы, возможно, просто стали писать убористей, короче?
Сегодня мы с вами также кратко рассмотрим самый старый экземпляр издания, отпечатанного тиражом аж 50 000 экземпляров в 1963 году.
Интересно бы узнать, с какого года он начал издаваться? В инете я видел вариант 1958 года – это самое раннее издание, что удалось обнаружить.

Лаконичная черная обложка со стертым золотым тиснением – вот так выглядит мой экземпляр.
Лаконичная черная обложка со стертым золотым тиснением – вот так выглядит мой экземпляр.

В предисловии говорится, что до Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось менее 20 моделей машин, в 1963-м – более шести десятков.
Информационный раздел открывают легковые автомобили и первым номером идет почти новинка (поскольку на момент выхода в свет справочника машина выпускалась только 3 года, с 1960-го) – «горбатый» ЗАЗ-965.

Почти новинка сезона – как мы его в шутку называли в детстве, «пельмень с глазьями».
Почти новинка сезона – как мы его в шутку называли в детстве, «пельмень с глазьями».

Каждой машине посвящено несколько страничек с подробными характеристиками, и это приятно: вот где сейчас найдешь что-то подобное быстро и точно?
Следующий экземпляр – Москвич 401, тоже «горбатый», но гораздо более уважаемый в народе. К моменту выхода справочника машина уже семь лет, как перестала выпускаться, но от этого не стала менее популярной и встречаемой на дороге.

Четыреста первый – машина моих детских грез, мне нравилось, что она маленькая, похожая на старинную, и в то же время с четырьмя дверями и со всеми атрибутами "настоящего" автомобиля.
Четыреста первый – машина моих детских грез, мне нравилось, что она маленькая, похожая на старинную, и в то же время с четырьмя дверями и со всеми атрибутами "настоящего" автомобиля.

Кто помнит, то именно про него герой незабвенного фильма выразился, что машина может 100 лет сохраниться, если за ней правильно ухаживать, а я с этим полностью согласен: отдельные экземпляры 401-х и сегодня живы, но по большей части – уже в коллекциях автостарины.
А вот и мой любимец на все времена – Москвич 407. Эх,
вернуть бы времечко на сорок три годика назад, не дал бы я продать дедово наследство. Отличная машина, чего там говорить!

Москвич 407 – это наш первый семейный автомобиль, на котором я учился вождению под руководством отца.
Москвич 407 – это наш первый семейный автомобиль, на котором я учился вождению под руководством отца.

В справочнике мы обязательно найдем и другие раритеты, ту же Победу, которую также прекратили выпускать в 1958 году, «автомобили большого литража» Чайку и ЗиЛ 111.

Победа – автомобиль необыкновенно притягательный и живучий, совсем недавно я видел один экземпляр в соседнем дворе, использующийся хозяином на повседневке.
Победа – автомобиль необыкновенно притягательный и живучий, совсем недавно я видел один экземпляр в соседнем дворе, использующийся хозяином на повседневке.
Чайка – представительский класс, много хрома, много сверкающего лака, такая машина в СССР могла быть только в государственном ведении, в частном владении – только в исключительных случаях.
Чайка – представительский класс, много хрома, много сверкающего лака, такая машина в СССР могла быть только в государственном ведении, в частном владении – только в исключительных случаях.

А дальше идут автобусы. Сначала «микро» - тот же прибалтийский РАФ-977Д «Латвия», использовавшийся в СССР, как многоцелевой – и как «скорая», и как фургон и как маршрутка.

РАФ, РАФ! Где ты теперь, прибалтийский бродяга?
РАФ, РАФ! Где ты теперь, прибалтийский бродяга?

Потом – легендарный КАВЗ-651А, «колхозник». Почему колхозник? Да потому что эти автобусы можно было чаще встретить в провинции, точно также, как и знаменитые ПАЗики, они тоже тут есть!

Автобус КАВЗ Курганского завода помнит, наверное, каждый, кто застал времена СССР, да и после эти машины еще долго служили верой и правдой.
Автобус КАВЗ Курганского завода помнит, наверное, каждый, кто застал времена СССР, да и после эти машины еще долго служили верой и правдой.
ПАЗ – блин, да я сейчас помню звук мотора и выхлопа этого автобуса, курсировавшего на небольших загородных Подмосковных маршрутах! Великолепный был автобус!
ПАЗ – блин, да я сейчас помню звук мотора и выхлопа этого автобуса, курсировавшего на небольших загородных Подмосковных маршрутах! Великолепный был автобус!

А вот и король городских маршрутов – ЗиЛ-158В! Я как сейчас представляю этот пухлый кожаный диванище в конце салона, когда при переезде трамвайных рельсов меня подкидывало до скругленной крыши!

ЗиЛ 158 – работяга городских маршрутов.
ЗиЛ 158 – работяга городских маршрутов.

А характерный звук «уууууллл» помните? Ни с чем не перепутаешь, особенно на трассе, когда автобуса еще не видно, а звук уже есть – это же Львовский ЛАЗ, мягкий, ныряющий на неровностях дороги, как огромный дельфин!

ЛАЗ – наш междугородний лайнер.
ЛАЗ – наш междугородний лайнер.

И конечно – грузовики… С ними у нас тоже многое связано. И мой дед и мой отец были шофёрами, даже не так – Шофёрами, настоящими асами своего дела, влюбленными в машины и прожившими с ними всю свою жизнь.
Свою профессиональную деятельность отец начинал на бурилке – ГАЗ 63, редкой вездеходной модификации вечного трудяги ГАЗ 51.

ГАЗ 63 – для него не были страшны никакие ухабы, снег и грязь!
ГАЗ 63 – для него не были страшны никакие ухабы, снег и грязь!
ГАЗ 51 – одна из самых популярных версий с грузоподъемностью 2.5 тонны.
ГАЗ 51 – одна из самых популярных версий с грузоподъемностью 2.5 тонны.

А дед работал на ЗИЛ 164, тоже очень распространенном грузовике своего времени, сохранились фотографии этой машины и даже вырезка из газеты, где мой дедушка запечатлен, как ударник труда в очередной битве за урожай.

ЗИЛ 164 – отличная машина, верой и правдой служившая нескольким поколениям водителей.
ЗИЛ 164 – отличная машина, верой и правдой служившая нескольким поколениям водителей.

Есть в справочнике и редкие экземпляры, как, например, вот этот Урал 355М, сегодня сохранившиеся в рабочем состоянии экземпляры можно буквально пересчитать по пальцам.

Урал 355М – очень похож на ГАЗ 51, но это совершенно другая машина!
Урал 355М – очень похож на ГАЗ 51, но это совершенно другая машина!

А кто помнит живьем натруженно гудящий МАЗ 200? Я вот – помню! Эти тихоходные грузовики тащили рекордные 7 тонн и использовались в тяжелых перевозках как самосвалы и как тягачи. И мой отец тоже успел на таком поработать, тягал по стройкам Москвы на полуприцепе или на жесткой сцепке гусеничные трактора и экскаваторы.
Я могу долго листать справочник и показывать вам советский автопром, который, как оказывается, был не так примитивен. Да, конечно, сравнивать ассортимент с западным не стоит, но просмотрев справочник от корки до корки понимаешь, что плановое советское хозяйство озадачивалось выпуском самых разнообразных автомобилей и их многочисленных модификаций, охватывающих все потребности огромной страны.

Полуприцепы и кузова разного назначения – в книге показаны и такие дополнения к транспорту, ведь для каждого груза нужны особые условия доставки!..
Полуприцепы и кузова разного назначения – в книге показаны и такие дополнения к транспорту, ведь для каждого груза нужны особые условия доставки!..

Но есть в этом справочнике еще один раздел, которого нет в остальных версиях, и о нем мы, я надеюсь, поговорим отдельно, так что обязательно следите за публикациями и дождитесь – надеюсь, будет очень интересно!