Найти тему
Максим Бурмистров

Книжки с помойки. Часть 1. Удивительный альбом про наш грузовик.

Лет пятнадцать назад я работал в компании, которая арендовала офис на территории бывшего автопредприятия. И вот как-то выхожу я из здания на обед, а перед входом стоит большая тачка, доверху заваленная книгами. Раньше на автобазе имелась собственная техническая библиотека, теперь по причине ликвидации предприятия и по поводу потери самой актуальности старых книг их было решено убрать, освободив столь необходимые, для сдатчиков офисов, "площадя". Акт, безусловно, варварский, и я заметил это юноше в черном рабочем халате, который периодически деловито выносил из недр офиса все новые и новые стопки ненужных теперь никому, книг.
Тот реагировал спокойно, дескать – приказали, вот я и выполняю, но пройти мимо намечающегося аутодафе я не смог, а потому тупо потратил обеденное время на ковыряние в старых фолиантах, отобрав теперь уже для своей домашней библиотеки десяток любопытных экземпляров.
Поступить иначе я не мог, так как с детства воспитан в любви к книге. Однажды я это уже проходил, причем в далеком советском детстве, когда после школьных занятий обнаружил во дворе нашей школы огромный костер, питающийся книгами, списанными из библиотеки. Тогда мне тоже удалось спасти несколько книг, которые до сих пор хранятся вместе с памятью о самом событии.
Вторая причина моего интереса к книгам такая. И дед мой и отец были в своей жизни шоферами, дед шофером прошел всю войну, до Берлина, я же с детства любил машины и конечно, был «рыбой-прилипалой» и к деду, и к отцу, когда те увлеченно крутили гайки. Да и ВУЗ я заканчивал соответствующий, технический и автомобильный, поэтому равнодушно не мог пройти мимо тележки с шоферскими книгами. Была тут и нотка ностальгии, ведь книги старые, они как раз и служили шоферам в те годы, когда за рулем сидел и дед и отец.
Среди обнаруженных и спасенных тогда шедевров особняком стоит альбом, который я и хочу предоставить вашему вниманию. Необычность издания – в его крупном, почти полуметровом формате, в том, что несмотря на утилитарное назначение сделан он великолепно и дизайнерски круто, под стать цветным выставочным проспектам того времени. Я даже было подумал, что он ненашенского производства, во времена СССР была такая повадка, когда красивые цветные книги и альбомы печатали где-нибудь в странах СЭВ или даже подальше, но нет – книга полностью отечественная, и это вдвойне приятно.
Не будем тянуть – любуйтеся и наслаждайтеся!

Стильная обложка сразу задает тон всему содержимому альбома!
Стильная обложка сразу задает тон всему содержимому альбома!

Альбом посвящен грузовику МАЗ 500, работящей и очень популярной машине на дорогах СССР. Машина выпускалась и эксплуатировалась в разных ипостасях, и как самосвал, и как грузовик с тентованным кузовом, и как тягач.

МАЗ 500 – машина надежная и многоцелевая.
МАЗ 500 – машина надежная и многоцелевая.

Этот альбом предназначен не для развлечения, а для работы. В нем в цветных дотошно прорисованных иллюстрациях и спецификациях к ним показываются все узлы и агрегаты, так что пособие для механиков и шоферов, которые считают себя именно шоферами, а не водителями, получилось отменное!

Налетай, не ленись, изучай живопись!
Налетай, не ленись, изучай живопись!

И да – это сегодня век компьютерных технологий, когда любые книги создаются именно благодаря электронным помощникам, но альбом этот создавался в «докомпьютерную эру», и иллюстрации тут рисованные, так что вам просто необходимо удивиться терпению и знаниям художников, работавших над книгой.

Все нарисовано от руки, вот это класс!
Все нарисовано от руки, вот это класс!

Хотите узнать, как откидывается кабина – пожалуйста! Кстати, МАЗ 500 стал инновационным грузовиком, ведь произошел технический скачок в деле перехода от капотных моделей к бескапотным.

Кабина у МАЗа откидная – это прикольно, а тогда - инновационно!
Кабина у МАЗа откидная – это прикольно, а тогда - инновационно!

Каждый раздел в альбоме выделен цветным монохромным разворотом, вот, например, заставка перед детальным разбором силовой установки – двигателя ЯМЗ-236:

Стильные заставки – тоже визитная карточка альбома. Я вообще считаю, что альбом этот в своей стилистике обогнал время и на много.
Стильные заставки – тоже визитная карточка альбома. Я вообще считаю, что альбом этот в своей стилистике обогнал время и на много.

И здесь пытливый ум найдет многое для себя полезное, стоит только захотеть разобраться что и к чему.

Двигатель – сердце машины!
Двигатель – сердце машины!

ТНВД – просто музыка букв для любого любителя дизельной техники. В детстве я не любил дизель, бензиновый выхлоп имел куда более привлекательный аромат. А вот теперь понимаю, что если и есть машина, то она обязана быть дизельной!

Дизель – как много звуков в этом слове…
Дизель – как много звуков в этом слове…

И про ходовку не забыли и снова – стильный разворот-заставка!

Ходовая часть автомобиля – в продолжение разговора.
Ходовая часть автомобиля – в продолжение разговора.
И электрическая часть – все здесь есть, все показано и разжевано.
И электрическая часть – все здесь есть, все показано и разжевано.

Никакого практического применения альбому у меня нет, но я буду его хранить и дальше, потому что с такой красотой трудно расстаться и уж тем более – выбросить. Трудились люди, думали, рисовали, красоту такую навели, это ведь тоже уважать надо!
И о том, кто это сделал. Альбом вышел в 1966 году из издательства «Транспорт» тиражом в 15000 экземпляров – не маленький тираж, надо сказать, но надо учитывать, что и машина эксплуатировалась на всем протяжении Советской страны, от Югов до Северов, и значит, была потребность у автопредприятий такой альбом иметь. А отпечатали издание в Ростове-на-Дону, на Фабрике цветной печати имени Ильича, которая, кстати говоря, существует до сих пор под этим именем, вот так вот!

Памятка о том, кто, когда и где сделал этот отличный альбом.
Памятка о том, кто, когда и где сделал этот отличный альбом.

Ну а о других книгах, спасенных от уничтожения я, надеюсь, поведаю вам в другой раз!