Найти тему
МИГ ТВ

Антон Чехов и «дополненная реальность»

Ноябрьский городской театр представил спектакль по пьесе Антона Чехова «Медведь». Стараниями актеров и режиссера классическое произведение, ставленноепереставленное уже, наверное, тысячи раз, заиграло новыми красками. Одноактный водевиль превратили в полноформатную музыкальную комедию с элементами мистики.

Ноябрьский городской театр представил спектакль по пьесе Антона Чехова «Медведь».
Ноябрьский городской театр представил спектакль по пьесе Антона Чехова «Медведь».

Оживили покойника
Одноактную комедию Чехова, действительно, очень любят ставить на сцене. Легкая, искрометная, всего с тремя действующими лицами, она уже более 130 лет пользуется необыкновенной популярностью как в профессиональных, так и в любительских коллективах. Ее с удовольствием берут в работу студенты театральных вузов.

В 1938 году в Советском Союзе вышел одноименный художественный фильм с блистательными Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской. Ну, казалось бы, как еще нужно извернуться, чтобы заигранный до дыр водевильчик выглядел на сцене «как новенький»? Ноябрьскому городскому театру это удалось в полной мере.

– Обычно «Медведя» ставят в паре с «Предложением» – еще одной одноактной комедией раннего Чехова. Мы же пошли другим путем: с помощью актерских этюдов «удлинили» «Медведя» до размера полноформатного спектакля, – говорит режиссер и художественный руководитель НГТ Анатолий Лобанов.

Так произошло «оживление» мужа главной героини. В роли «покойника» Сергей Суворов.
Так произошло «оживление» мужа главной героини. В роли «покойника» Сергей Суворов.

С его легкой руки в пьесе, помимо главных действующих лиц – Смирнова, Поповой и ее слуги Луки, появились новые персонажи. Это дворовые люди, гитарист, танцор и даже… покойный муж Смирновой Николай Михайлович, о котором в пьесе только упоминается (правда, довольно часто) чудесным образом ожил и зажил активной сценической жизнью.

Не менее чудесно в спектакль вплелись письма писателя своей жене – актрисе Ольге Книппер-Чеховой. Эти письма полны жизни в самом что ни на есть плотском понимании этого слова и пропитаны вездесущим чеховским юмором: «Дуся моя, ангел… Я тебя, собака, очень люблю!» Строки из писем звучали перед началом спектакля, они же потом цитировались по ходу пьесы – как будто это Николай Михайлович писал своим любовницам.

– Эпистолярная тема возникла случайно, когда мы уже вовсю репетировали, – делится постановочной кухней Анатолий Лобанов. – Помните, как Попова упоминает о неких письмах покойного мужа, которые она случайно нашла? Мы решили развить эту историю. Ну, а любовная переписка Чехова с женой – это вообще отдельный мир. За шесть лет знакомства Антон Павлович написал Ольге Леонардовне около 800 писем. Что ни послание – то эпистолярный шедевр. Вот мы и решили как-то увязать одно с другим. Такого, наверное, еще никто никогда не делал! Во всяком случае, мне об этом ничего неизвестно.

Такими вот интересными находками наполнен весь спектакль. То слуги пытаются развлечь главную героиню вокально-танцевальными номерами, то покойный муж выплывает из глубин подсознания и становится осязаемым. То природа, оживленная с помощью ярких сценических этюдов, напомнит о себе буйством красок и звуков.

Исполнители главных ролей – Антон Судеев и Арина Сидорова.
Исполнители главных ролей – Антон Судеев и Арина Сидорова.

Подарок для актера
«Медведь» ноябрьского театра – до мозга костей «актерский» спектакль. Он дает возможность исполнителям проявить фантазию, раскрыться, показать себя во всей красе. И актеры НГТ не преминули этим воспользоваться. Полное сценическое раскрепощение при этом органично обрамлялось чувством вкуса и меры. Было хорошо заметно, что актеры с удовольствием рядятся в чеховские образы.

Антон Судеев – в сюртук «нестарого помещика Смирнова», Арина Сидорова – в платье «вдовушки с ямочками на щеках» Поповой, Никита Чарушин – в ливрею ее слуги Луки. Впрочем, «Ливрею мыши съели»! Как дома чувствовали себя и исполнители «дополненных» ролей: Сергей Суворов, Анна Траудман, Сергей Козенков, Абдул Алхасов, Владислав Арсланов – даже несмотря на то, что у Чехова в оригинале для них не нашлось места.

– Когда я работала в Омском государственном Северном драматическом театре в городе Тара, это было много лет назад, у нас проходил фестиваль. В программе был спектакль «Медведь», уже не помню, какой театр его привозил. И мне так понравилась роль Поповой, что я сама очень захотела ее сыграть. Материал живой, предполагающий полет фантазии, какое-то ребячество, детскую непосредственность. Такие роли для актера – настоящий подарок! Поэтому была совершенно счастлива, когда Анатолий Лобанов предложил ее именно мне, – говорит Арина Сидорова.

В центре – Никита Чарушин, сыгравший престарелого лакея Поповой Луку.
В центре – Никита Чарушин, сыгравший престарелого лакея Поповой Луку.

По достоинству оценили спектакль и зрители. «Снова на сцене очередной шедевр!!! Браво!!! Изумительная игра актеров!»; «Как нам не хватает этой легкости, юмора, вот чего-то такого, чеховского. Может, этого премьерного настроения хватит до нового года?», – писали они потом в своих отзывах. Я могу только присоединиться к этому хору.

Между тем у Анатолия Лобанова зреют более масштабные планы в отношении Антон Палыча – ведь это один из любимых его авторов. Режиссер признаетcя, что пока страшновато браться за большие чеховские пьесы – «Дядя Ваня», «Три сестры» etc. Но можно не сомневаться: рано или немного позже это произойдет.

Евгений Демьянюк
Фото автора