Режиссёр – тоже ночная ведьма. Она воевала в 46-м гвардейском ночном бомбардировочном авиационном полку, сформированном известной летчицей Мариной Расковой.
Родилась она в 1912 году в Москве и носила фамилию Малинина. В 17 лет пошла работать на Бутырский химзавод. Вышла замуж за инженера Сергея Раскова. После декретного отпуска Марина устроилась лаборанткой в лабораторию Военно-воздушной академии Жуковского. И заболела небом. Поступила на заочное обучение в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. И в 1934 году стала штурманом, а в 1935-м на дополнительных курсах — летчицей. Работала инструктором по «слепым» полётам штурманской кафедры академии и преподавала штурманское дело на курсах усовершенствования командного состава. Раскова в качестве штурмана участвовала в установлении трёх мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1. 24—25 сентября 1938 года на самолёте самолете АНТ-37 «Родина» женский экипаж в составе Марины Расковой (штурман), Валентины Гризодубовой (командир) и Полины Осипенко (второй пилот) за 26 часов преодолел 6 450 км между Москвой и Дальним Востоком без посадок и дозаправок. Это был мировой рекорд по дальности полета… Затем экипаж взял курс на Комсомольск-на Амуре. Но долететь туда не удалось, не хватило топлива. Штурманская кабина находилась в носу самолёта и при вынужденной посадке возникала опасность для жизни штурмана. Гризодубова велела Расковой покинуть самолет с парашютом. Она выпрыгнула и оказалась в тайге. У нее были лишь две плитки шоколада. Поиски рекордсменок контролировал сам Сталин. Раскову обнаружили через 10 суток. Самолёт АНТ-37 «Родина» перегнали в Комсомольск-на-Амуре. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Гризодубова, Раскова и Осипенко получили звание Героев Советского Союза. Поздравил их с высоким званием Сталин, принявший героинь в Кремле…. На службу в Красную армию Марина Раскова поступила в конце тридцать восьмого года. В сорок первом году имела звание старшего лейтенанта. С началом Отечественной войны обратилась к Сталину и предложила создать два женских бомбардировочных авиаполка. Вождь дал добро. Первый полк ночных бомбардировщиков был сформирован в октябре сорок первого. Комплектовала его Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчица с десятилетним стажем.
Летали девушки на самолетах У-2 (По-2). Возраст лётчиц составлял от 17 до 22-х лет. В мае сорок второго авиаполк вылетел на фронт, и вскоре начались ночные боевые вылеты на бомбежку. Летчиц немцы называли «Ночные ведьмы», а двукрылые У-2 – «Рус-фанер».
Биплан и в самом деле состоял из фанеры, ткани и дерева. Собирать его можно где угодно, и сборка не требовала высокой квалификации рабочих – дешево и сердито. Летали на У-2 близ земли, и зениткам выцелить его было непросто. Полк под командованием подполковника Бершанской воевал на Кубани, участвовал в бомбардировках немецкой техники в Крыму, перелетел в Белоруссию, освобождал Польшу и дошел до Берлина. 24 летчицы были удостоены звания Героя Советского Союза. А полк стал именоваться 46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени. Самые тяжелые потери полк понес на Кубани 1 августа 1943 года, когда немецкий ночной истребитель сбил 4 самолета. 8 девушек сгорели заживо: Женя Крутова, Соня Рогова, Аня Высоцкая, Галя Докутович, Валя Полунина, Лена Саликова, Женя Сухорукова и Ира Каширина. За всю войну погибли тридцать две летчицы… По неполным данным, полк уничтожил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов…
Комплектование и учебные вылеты другого, 587-го бомбардировочного авиаполка закончились к концу ноября 1942 года. Его командиром стала майор Марина Раскова. 1 декабря полк вылетел на Калининский фронт на тыловой аэродром Киржач во Владимирской области. 4 января 1943 года при перелете на фронтовой аэродром Марина Раскова погибла. Командиром полка назначили майора Валентина Маркова. Его замом стала майор Евгения Тимофеева. Первый боевой вылет летчицы полка совершили 28 января 1943 г. на бомбежку окруженной группировки Паулюса в Сталинграде. Под Сталинградом полк воевал два месяца. В мае полк получил имя Героя Советского Союза Марины Расковой. В июне перелетел на Западный фронт под Калугу. Участвовал в Курско-Орловском сражении, за что получил гвардейское звание и наименование «125 гвардейский бомбардировочный авиаполк». За годы войны летчицы совершили 1134 боевых вылета и сбросили на фашистов 980 тонн бомб. Героями Советского Союза стали штурман эскадрильи Галина Джунковская, штурман эскадрильи Антонина Зубкова, заместитель командира эскадрильи Мария Долина, командир эскадрильи Надежда Федутенко, командир эскадрильи Клавдия Фомичева…
С одной из ночных ведьм, жительницей города Мытищи Ниной Максимовной Распоповой я встречался несколько раз. Родилась она в селе Магдагачи Амурской области 31 декабря 1913 года. Отец работал на прииске «Урюм». Там начала работать и шестнадцатилетняя Нина. Райком комсомола выдал ей путёвку в Благовещенское горнопромышленное училище. 15 рублей студенческой стипендии едва хватало на еду. Она привыкла обходиться малым, не унывала и даже занималась общественными делами. Три года учебы канули. Сразу после выпуска Нину и ее подругу Дусю Усольцеву вызвали в горвоенкомат, и военком предложил им поступить на учёбу в Пермскую лётную школу. Однако отличницу Нину перехватил секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев, предложивший ей поступить в Хабаровскую лётную школу ОСОАВИАХИМа, где готовили пилотов гражданской авиации. Окончив школу, Нина Распова стала инструктором в Омском аэроклубе, где в апреле 1934 года совершила свой первый прыжок с парашютом… Беда свалилась, как кирпич на голову. Нину и еще несколько человек из Омского аэроклуба исключили из комсомола и запретили летать. Она стучалась во все административные двери. Ей ставили в вину общение с врагами народа, среди которых оказались Александр Косарев и начальник Хабаровской летной школы Зинаида Кокорина. В этот месяц Омск посетил член Политбюро ЦК партии Емельян Ярославский. В одном из клубов он встречался с жителями города. Пришла на встречу и Нина Распопова, заняла место у прохода. Когда Ярославский появился в зале и направился по проходу к сцене, Нина вскочила и сунула ему в ладонь записку. Свое выступление Ярославский начал с прочтения записки. Глянул на городские власти в президиуме, сказал: «Что же вы делаете с народом?»… На другой день, когда Нина шла по улице, подле нее тормознул черный автомобиль. Из него вышел человек в костюме и при галстуке и пригласил ее в салон. «Арест», подумала она. Однако привезли ее в обком партии и завели в зал для заседаний. За председательским столом сидел Ярославский. Подозвал Нину. «Вот тебе, девушка, твой комсомольский билет! Иди, — летай!»… С Омском она распрощалась. Уехала в Москву. Поступила на курсы усовершенствования командного состава при Центральном аэроклубе ОСОАВИАХИМ. После их окончания Распопову назначили в Мытищинский аэроклуб лётчиком-инструктором. Работала она с азартом и удовольствием. А потом началась Отечественная война. Распопову зачислили в бомбардировочный полк Евдокии Бершанской летчиком третьей эскадрильи... В ночь на 9 сентября 1942 года Нина Распопова и штурман Леля Радчикова вылетели на бомбардировку в районе Моздока.
Скопление немецкой техники они обнаружили при подлете. Чуть в стороне луч мощного прожектора поймал вылетевший раньше самолет Санфировой и Гашевой, им никак не вырваться из огненного кольца. Нина скомандовала: «Леля, бросай бомбы по прожектору!». Бомбы отнесло на колонну бензовозов. Громыхнул взрыв, и колонну охватил пожар. Но прожектор не погас, осветил их самолет, и огненные трассы полоснули рядом. В кабине блеснуло, мотор чихнул и заглох, лишь винт продолжал вращаться. Нина получила ранение в ногу. Радчикова сказала: «Нина, направь самолет в Терек. Лучше утонуть, чем к немцам. Я ранена.»… Высоты хватило перевалить через реку. Нина выключила зажигание, выбрала ручку на себя, чтобы погасить скорость, и пошла на вынужденную вслепую. Повезло, приземлились в поле с густой высокой травой. Они вылезли из кабины и двинулись в сторону гор, к переднему краю своих частей. У Нины в сапогах была кровь. Сняла сапоги, выплеснула кровь, обмотала ступню шарфиком. И шли, ползли – только вперед, к своим!.. Из-за туч выгляНул месяц, и они увидели полевую дорогу, ведущую небольшому возвышению. Они ползком двинулись по дороге. Вдруг оклик по-русски: «Стой! Кто идет?». Нина поднялась с земли. «Позови командира или комиссара»… Так летчицы оказались в землянке комиссара. Тот сказал: «Вас ищут. Я доложу, что вы живы»… Девушки залечили раны в полевом лазарете и вернулись в боевой строй… В ночь на 1 декабря 1943 года экипаж старшего лейтенанта Распоповой производил бомбометание по скоплению войск противника в Булганаке. При подходе к цели самолет был схвачен 3-мя прожекторами противника и обстреливался зенитным огнем. Распопова умелым маневром вывела самолет из прожекторов и обстрела, достигла цели, в результате чего был подавлен огонь артбатареи… В ночь на 9 мая 1944 года экипаж бомбил по отступающим войскам противника на мысе Херсонес. В результате точных бомбовых ударов было вызвано два сильных взрыва с густым черным дымом. Были взорваны машины с боеприпасами… Эта информация из наградных листов командира авиазвена Нины Распоповой. Ее военная дорога пролегла от Дона до Берлина. Она награждена Орденом Ленина. тремя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалями «За оборону Кавказа», « За освобождение Варшавы», « За взятие Берлина». На ее счету три взорванных немецких переправы, железнодорожный эшелон, три артбатареи, склад боеприпасов и 6 автомашин c горючим и снарядами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии старшему лейтенанту Распоповой Нине Максимовне присвоено звание Героя Советского Союза c вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"…
С Ниной Максимовной я познакомился, когда она была уже на пенсии.
Многое, что о ней здесь написано, я почерпнул из ее рассказов и фронтовых документов. Приглашал ее выступать перед солдатами, она не отказывалась. А выступая, называла своих боевых подруг ночными ласточками. Видимо, слово «ведьмы» ей претило… Вскоре после войны она вышла замуж. Супруг ее тоже фронтовик. Ко времени нашего знакомства в их семье было два сына - Владимир и Валерий и внучка. Впоследствии Валерий стал военным летчиком, и внучек стало четыре… В Мытищах Распопова стала первым общественным директором «Парка Мира». Работала в городском отделении общества «Знание», была председателем парашютной секции при областном комитете ДОСААФ, неоднократно избиралась депутатом городского совета. B честь юбилея в 2004 году была удостоена «Ордена М Петра Великого» I степени… 2 июля 2009 года Нина Максимовна Распопова скончалась. Народ помнит своих героев. Ее имя высечено в зале Героев музея на Поклонной горе… А создателя женских полков и командира «Ночных ведьм»арину Раскову похоронили со всеми почестями на Красной площади, рядом с могилами известных деятелей СССР.