В этой передаче мы отправимся в столицу Пакистана, 24-милионный Карачи. Ощутим дыхание и энергию силы огромного города, прогуливаясь по ночной столице на яркой карете. Посмотрим на мавзолей Джинны и главный символ Карачи, попадем на базар, которому нет конца и края, побываем на берегу Аравийского моря и узнаем, какое месторождение нашли геологи, чья находка может оказаться дополнительным импульсом к Пакистано-Индийской войне.
Наглость — второе счастье. И первое тоже
Я прилетел в Карачи вечером, уже было темно. На выходе из аэропорта меня окружили молодые парни, желавшие помочь нести багаж, которого у меня практически и не было, не считая небольшой сумки, которую и багажом не назовешь. В отличие от Индии или Непала, эти ребята не отличались доброжелательностью и на мой отказ реагировали агрессивно.
Не обращая на них внимания, я пошел к стоянке такси. Таксисты, а точнее, наверное, бомбилы, тоже представляли определенную опасность, о которой меня предупредили еще в самолете. И подсказали, чтобы ни в коем случае не соглашался никого подсаживать в салон. Избавившись от помогаек, я попал в поле зрения уже таксистов, которые тоже стали навязчиво тащить в свои старые машины. Выбрав пожилого таксиста с наиболее, на мой взгляд, порядочным лицом, я сказал ему ехать в центр. Уже в дороге объяснил, что надо найти отель.
Как-то интуитивно, подсознательно я понял, что здесь надо разговаривать немного грубо, строго или даже нагловато. Этот язык парни из сферы обслуживания, многие из которых приехали в огромный город из провинции, понимали хорошо. Позднее приходилось сталкиваться с таким поведением в ресторанах или магазинах. Как только повысишь на них голос, то сразу все понимают и делают то, что должны. Если же разговаривать с ними вежливо с улыбкой, как в Индии или Непале, то они могут вашу вежливость принять за слабость со всеми вытекающими последствиями. А они – эти последствия — могут оказаться для вас не очень приятными.
Карачи расположен на берегу с населением почти 24 млн человек. Большинство населения Карачи составляют т.н. мухаджиры, т.е. это люди, которые переселились в Карачи из Индии после ее раздела, и в основном они занимали дома покинувших Карачи индусов. Проживает много и других народов: пуштуны, белуджи, пенджабцы, хазарейцы и много других. Это один из крупнейших городов мира и крупнейший морской порт в Индийском океане. Дыхание огромного города ощущается постоянно и чувствуется огромная скрытая энергия.
Пакистан негостеприимен?
Несмотря на время около 9 вечера — было уже темно — мне захотелось выйти на улицу, посмотреть, получить первые впечатления. По опыту я знал, что отношение к вам со стороны охранников полностью зависит от того, дашь ему бакшиши или нет. Я дал усатому владельцу большой сабли доллар и, по крайней мере, его сделал своим приятелем, если можно так сказать. Правда, поговорить с ним не получилось. Он так немыслимо коверкал слова и говорил с каким-то наречием или акцентом, что понять его не представлялось возможным.
Первое впечатление было мрачноватым: много молодых парней кучками стояли на улице и внимательно провожали взглядом нашу карету. Атмосфера, энергетика города не была теплой. Какое-то напряжение, если не сказать большее, висело в воздухе и заставляло внимательно всматриваться во все окружающее. Город освещался плохо, на улицах много грязи и мусора, запахи тоже не поднимали настроение. В некоторых местах люди жгли костры и, сидя вокруг этих костров, что-то ели. Пару раз какие-то парни пытались заскочить на ходу в карету, но я старался не пускать. Да и кучер поворачивался и от души бил их довольно длинной плеткой. Они со смехом отваливались от кареты и свистели нам вслед. В какой-то момент я даже пожалел, что решился на эту ночную вылазку, но было уже поздно.
Выехали на освещенное место. Что-то вроде площади, на которой было много народа и машин. С некоторого расстояния кучер показал мне на хорошо освещенное белое здание, выделяющееся своим светом и своей архитектурой. Все, что я смог понять из слов кучера, это то, что это Мазар. Мазар-э-Каид — очень красивая и даже величественная усыпальница все того же основателя современного Пакистана Мухаммада Али Джинны, один из символов города. Этот мавзолей был построен в 1971 году, и в нем можно много чего узнать о жизни и о том, чего достиг Мухаммад Али Джинна. Особенно запомнился купол Мавзолея, а также чистота и ухоженность всей территории около него, чего не скажешь о самом городе.
Сегодня Карачи признан одним из наименее пригодных для жизни городов. Журнал «The Economist» как-то проводил исследование и оценивал разные города по 30 показателям, включая здравоохранение, инфраструктуру и окружающую среду. Он оказался на 169 месте из 173 по показателю пригодности городов для жизни. Один из самых больших городов мира – Карачи, оказался еще и одним из самых грязных. Горы мусора вдоль дорог — здесь обычное явление. Собранный мусор в основном привозят на самую простую свалку, а не на санитарную.
В городе становится всё больше мусора, а процесс его утилизации очень примитивный, мусор просто сжигают, причем часто это делают прямо в городе. Можно видеть, как огромные кучи мусора собирают где – нибудь на углу и просто поджигают. Поэтому запах гари постоянно и везде преследует тебя.
Шальная Empress
На следующий день мы наняли таксиста и попросили его повозить нас по достопримечательностям. Самое лучшее и незабываемое впечатление оставил о себе главный базар Карачи, т.н. рынок Эмпресс. Это огромный рынок, больше него я просто не встречал, ему не было ни конца, ни края. Рынок хаотический, шумный, и купить-продать там можно все что душе угодно, начиная от сувениров и текстиля, кончая любой едой, овощами, фруктами, домашними животными, экзотическими птицами и зверьми.
Я оставил таксиста, и мы договорились, что я вернусь сюда же. Признаюсь, что после прогулки по рынку я с трудом нашел ожидавшего меня водителя. Он страшно обрадовался, встретил прямо как брата родного, оказывается он уже думал, что я исчезну, не расплатившись. В завершение дня он предложил съездить на пляж. Ну, как не побывать на берегу Аравийского моря, а может и искупаться, если позволят обстоятельства? Но, обстоятельства, к сожалению, не позволили.
В Карачи много пляжей, но чем чище хотите пляж, тем дальше от города надо ехать. Ближайшим по местным меркам был т.н. Клифтон пляж. Народу на нем оказалось мало, вода была даже на вид довольно грязная, да и группы мутных парней не располагали к тому, чтобы раздеться и искупаться.
Велика вероятность оказаться раздетым в прямом смысле этого слова, остаться без документов и без денег. Поэтому я ограничился тем, что зашел в море по колено, тем самым, как бы отметившись пребыванием в Аравийском море.
Чем ещё Айдара Алибаева поразил Пакистан, и какой след в истории человечества оставил Мухаммад Али Джинна? Смотрите «Айдар, айда…» и узнайте сами!