Найти тему
Виктор Никитин

На седьмом небе от Cloud 9

2023 год отметился двумя удивительными релизами - старички дали жару. Битлз вышли со своим синглом Now And Then на первое место в чартах синглов, а не менее юные Роллинг Стоунз запустили на первую ступеньку чартов свой альбом Hacknew Diamonds.

====================

А в 1961 году 18-летний Джордж Харрисон купил свою первую гитару американского производства, Gretsch Duo Jet 1957 года выпуска, у бывшего моряка торгового флота по имени Айвен Хейворд за 75 фунтов стерлингов, после того как увидел рекламу в газете Liverpool Echo. После удачного использования ее в песнях “Please Please Me” и “I Saw Her Standing There” он в конце концов передал ее своему старому другу со времен "Битлз" в Гамбурге, Германия, художнику/музыканту Клаусу Ворманну. Когда Харрисон был готов к съемкам обложки для своего нового альбома Cloud Nine в 1987 году, он достал свой “old black Gretsch”, смахнул с нее пыль веков и позировал с ней, широко улыбаясь на фоне грозовых облаков. Его глаза скрыты за солнцезащитными очками, но из содержания альбома совершенно ясно, что в них светилось озорство.

Разочарованный деловой стороной создания музыки, Харрисон почти десять лет был "на пенсии", увлекаясь вождением гоночных автомобилей, садоводством и кино на своей компании Handmade Films. В 1979 году он сказал Мику Брауну из Rolling Stone:

“Я сижу дома и копаю, не столько лопатой, сколько в саду, сажаю деревья. Мне нравятся садоводство; мне нравится то удовольствие, которое сады мне доставляют. В некотором смысле это похоже на медитацию — вы можете выбросить все из головы, ползая по земле! Я провожу много времени с женой и ребенком.”
-2

Тем не менее, у него была полноценная студия звукозаписи во Фрайар-Парке, его викторианском особняке в Оксфордшире, Англия, и он выпустил несколько альбомов на своем собственном лейбле Dark Horse. Только один из них, “Somewhere In England” 1981 года, стал настоящим поп-хитом, его искренней данью уважения недавно погибшему Джону Леннону "All Those Years Ago".
Он сказал Брауну:

“Мне по-прежнему нравится сочинять мелодии и в некотором смысле получать удовольствие от записи. Но я ненавижу то, что происходит потом, когда ты ее выпускаешь. Ты становишься частью общей структуры бизнеса. И мне это немного наскучило. Если я пишу мелодию, и люди думают, что она хорошая, тогда меня это устраивает; но я ненавижу соревноваться, продвигать ее. Я действительно не люблю промоушен. В 60-х мы переборщили с этим”.

Записанный в период с января по август 1987 года, Cloud Nine стал важным возвращением Харрисона к своему главному занятию. На альбоме оказался его первый американский хит № 1 за 16 лет с песней “Got My Mind Set on You”. Это была версия малоизвестного сингла Джеймса Рэя 1962 года. Вскоре после своего выхода в начале ноября 1987 года альбом Cloud Nine попал в топ-10 чарта альбомов Billboard даже без особой поддержки системы продаж; успех придал Харрисону новую энергию, и он предложил начать другой проект своему сопродюсеру Cloud Nine Джеффу Линну, который в конечном итоге привел к еще большему успеху с The Traveling Wilburys, супергруппы-квинтета с участием Боба Дилана, Роя Орбисона и Тома Петти

-3

Вступительный трек c названием “Cloud 9” начинает Эрик Клэптон на гитаре, потом подключаются Элтон Джон на пианино, Джим Келтнер на барабанах, Линн на басу и саксофон Джима Хорна. Вокал Харрисона интимный и чувственный, идеально вписанный инженером Ричардом Доддом и командой совместного продюсирования Линна и Харрисона. Харрисон играет на слайд-гитаре в левом канале, в то время как Клэптон выражает эмоции на правом, и Линн также вставил несколько гитарных партий. Это просто обалденно, когда Харрисон поет:

“Возьми мою любовь/Она подходит тебе как перчатка /Присоединяйся к моей мечте, скажи мне "да" /Выручай, если возникнет неразбериха / То, что тебе не нужно, принадлежит мне /Не торопись/Я покажу тебе седьмое небо/Возьми мою улыбку и мой сердце/Они были твоими с самого начала/ Фрагменты, которые можно опустить, - мои”.

Синтезатор Линна представляет среднетемповую “That's What It Takes”, которую он написал в соавторстве с Харрисоном и его старым другом Гэри Райтом. Слайд-гитара Харрисона запечатлена в воздушной аранжировке, включающей сочные гармонии Линна-Харрисона, которые (что неудивительно) напоминают Electric Light Orchestra. Последняя минута отдана Клэптону, который исполняет относительно сдержанное, но довольно милое соло. Как однажды сказал Харрисон о звуковой палитре Cloud Nine:

“Все маленькие закрученные партии, которые просто возникают, как наши автографы, - это только я и Джефф, и мы также исполняем все бэк-вокалы”.

“Fish on the Sand” - это роковый номер, который легко доносит до слушателя свой драйв. Здесь есть партия 12-струнной гитары, сказочный небесный бэк-вокал и уверенный голос Харрисона, в котором больше, чем намек на Орбисона. Келтнер, как всегда, тверд, поскольку трек с нетерпением предсказывает появления звука Wilburys.

Харрисон рассказывает, что написал балладу “Just For Today” по брошюре анонимных алкоголиков. Это такая брошюрка, которую раздают на улице пьяницам, чтобы посоветовать им попытаться прожить "этот день без употребления алкоголя, только один день сегодня.” Райт играет на акустическом пианино, а ведущий вокал звучит размеренно и нежно:

“Если бы только на одну ночь/я мог не чувствовать грусти и одиночества/Не быть проблемой своей собственной жизни/Только на одну ночь”. Мелодия - одна из лучших у Харрисона, а многочисленные гитарные партии великолепны; Линн, возможно, переигрывает с бэк-вокалом..

“This Is Love” написана Харрисоном и Линном в соавторстве, и звучит больше как отказ от ELO, чем следовало бы, когда звучит бэк-вокал и начинается ничего не значащий припев “This is la la la love”. Синтезаторные партии - всего лишь заполнители, но гитары хороши и надежны.

К счастью, первая сторона оригинального альбома заканчивается победоносной песней “When We Was Fab”, которая была выпущена в качестве второго сингла к Cloud Nine и получила значительную популярность в эфире. Харрисон рассказал:

“Перед тем, как я написал песню, или когда я сел за нее, я подумал: "Эта песня начнется с того, что Ринго будет играть - раз, два, ДУХтабумб, ДУХтабумб. Это было вступление в моей голове; таким темп был всегда в Битлз”.

Действительно, она начинается с миниатюрной пародии на “Битлз”: Бобби Кок на виолончели вспоминает “I Am the Walrus”, перкуссионист Рэй Купер бьет в литавры, а Райт исполняет "Леди Мадонну". С первых дней работы в Idle Race и ELO Линн изучал каждый нюанс пластинок Beatles, и возможность стать соавтором этой песни, должно быть, привела его в восторг.
Трек полон восхищения, от игры Ринго на барабанах в стиле
Abbey Road до стремительного бэк-вокала, взятого из “I Am the Walrus”, и кода Харрисона на ситаре. Ностальгия приправлена остроумным текстом:

“Тогда, давным-давно, когда трава была зеленой/Просыпались в оцепенении/Приходили как путники в ночи/Давным-давно, когда мы были великолепны / Когда подоходный налог был нам единственной проблемой”.

Перед тем, как назвать альбом Cloud Nine, Харрисон говорит:

“Я ломал голову в поисках названия, пытаясь придумать что-нибудь, в чем не было бы названия одной из песен. Пару дней я называл его ‘Fab’.

Вторую сторону открывает “Devil's Radio”- явный лидер на второй стороне, снова с Элтоном Джоном и Клэптоном в команде. Харрисон объяснил:

"Мне нужно было пройти мимо этой маленькой церкви, чтобы отвести своего мальчика в школу, а у них есть маленький рекламный щит — просто маленькая доска снаружи церкви - с надписью: "Сплетни: Радио дьявола…Не будь телеведущим". Это все. Так что я подумал: ”ЗдОрово, это почти песня".

Это убедительный рок-н-ролльный номер, в котором Клэптон находит много места для междометий, а добавленные гитары Линна и Харрисона прибавляют ей веса, как у Дэйва Эдмундса. Текст забавный:

“Он в клубах и барах/И никогда не отказывается от этого/Говорит о том, чего он не знает/На дьявольском радио /Он в твоем телевизоре /Не даст тебе покоя/Эта душа предает всех/Дьявольское радио/Сплетни, сплетни.”

Альбом приходит к “Someplace Else”. В нем есть несколько характерных для Харрисона изменений аккордов, напоминающих “If Not for You”, и немного удачной слайд-гитары, но, тем не менее, звучит недостаточно проработанно, словно набросок, который появился на свет в спешке. (Предыдущая версия уже использовалась для фильма с участием Шона Пенна и Мадонны "Шанхайский сюрприз - бомба для критиков и рекламы").

В следующей “Wreck of the Hesperus” есть отголосок “Glass Onion” в соло-саксофонной партии Хорна, но она хаотична: в написании песни нет четкого центра, и Клэптон не вписывается в нее.

“Break Away From Heaven” - это амбициозная смесь восточных звуков (Китай, Япония и Индия в миксе) с перкуссией Купера, гитарой Харрисона и другими элементами в медленно развивающейся атмосфере. Во многих отношениях это впечатляющая смена темпа, с прекрасным вокалом Харрисона, но, поскольку это еще один сюрприз для беженцев из Шанхая, возможно, его следовало пересмотреть как часть Cloud Nine. (Трек под названием “Zig Zag” был использован в качестве би-сайда к синглу “When We Was Fab”, а другой под названием “Shanghai Surprise” был добавлен к переизданию CD в 2004 году.)

Приберегая лучшее напоследок, “Got My Mind Set on You” - сделана потрясающе. Написанная Руди Кларком, соавтором классики рока и соула, включая “Good Lovin’”, “It's In His Kiss” и “If You Gotta Make a Fool of Somebody”, песня переписана под другим углом зрения, чем оригинал Джеймса Рэя. В основном отказываясь от выдающейся секции духовых инструментов до разумного возвращения во втором куплете, Линн и Харрисон сосредотачиваются на клавишных и гитарах, а Келтнер играет в 2/4. В вокале Харрисона есть чванливость Элвиса, особенно когда звучит “на этот раз я знаю, что это по-настоящему /чувства, которые я испытываю”, и каждый раз, когда он поет, нельзя не заметить отсылку к ведущему вокалу Леннона в “Money” Beatles. Заразительные припевы, которые просто повторяют название, звучат в ритме регги. Джим Хорн выпускает на волю своего кумира - Кинга Кертиса. Эта песня - чистая радость, настоящий танцпол, пришедший из другой эпохи. Подробно об этой песне я уже писал ранее.

В 1991 году, после откровенного веселья с The Travelling Wilburys, Харрисон присоединился к Клэптону в турне по Японии; это должен был быть его последний полноценный тур. Он сыграл на трибьюте Бобу Дилану в Мэдисон Сквер Гарден в октябре 1992 года и продолжал участвовать в различных проектах, посвященных Beatles. В 1997 году он лечился от рака горла: долгое время он был заядлым курильщиком. 30 декабря 1999 года он и его жена Оливия подверглись нападению у себя дома со стороны невменяемого злоумышленника, и Харрисон получил в результате пробитое легкое и другие травмы. Его здоровье ухудшилось, рак мозга и легких потребовал хирургического вмешательства.

В возрасте 58 лет Джордж Харрисон скончался в Беверли-Хиллз, Калифорния, 29 ноября 2001 года в доме, принадлежащем Полу Маккартни. Его прах был развеян над реками Ганг и Ямуна в его любимой Индии. Его посмертный вклад в “последнюю песню The Beatles”, “Now and Then”, вышел 2 ноября 2023 года.

=============

Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.