При этом заметим, что это не какой-нибудь пятнадцатилетний умник и гордость школы, не ребенок из профессорской семьи, не завсегдатай библиотек и даже не потомок Конфуция. Это - обыкновенная симпатичная восьмилетняя девочка с особенностями развития.
Юлечка
Юлечка проходила курс в одной из недавних смен в нашем спецучреждении для детей с ОВЗ. У девочки - психоэмоциональные нарушения. Сразу скажу: это - вердикт медиков, а не мое личное мнение (чтобы не было вопросов и претензий, что "недоучки-специалисты лепят субъективные диагнозы").
Сама Юлечка учится во 2 классе. С программой - справляется не хуже других ребят их поселковой школы. Но учительница ходит к ней заниматься на дому.
Юля хорошо рисует, лепит из пластилина, поёт, замечательно проявляет себя на наших творческих занятиях. Но только на индивидуальных...
На "группе" - сложнее
Когда наши специалисты на первичном приеме знакомились с Юлей, ее мама сказала:
- Мы плохо чувствуем себя в коллективе, но... я бы хотела понемножку пробовать. Позвольте нам попытаться, поставьте пожалуйста и групповые занятия тоже.
На групповых занятиях Юля без труда справлялась с заданиями специалистов (педагогов), внимательно слушала инструкции и выполняла их. Однако на уроках могли возникать весьма неожиданные ситуации.
Был случай: когда двое ребят перешептывались о чем-то за изготовлением поделки, Юля вдруг резко вскочила с места, закрыла уши руками и закричала, глядя на парочку:
- Эй, вы, хватит орать так громко!
А на занятии по театральному творчеству, когда читали "Красную Шапочку", Юля заплакала еще до того момента, как волк в образе бабушки "приветил" внучку.
- Юля, тебе бабушку жалко, да? - спросил ее сосед по столу.
- Нет, волка! - ответила Юля, размазывая слёзы, - Я знаю, потом туда дровосеки придут, и...!
Специалист, которая вела занятие - вообще человек потрясающий! Она может ориентироваться в ситуации и переключаться за долю секунды. И, поэтому, когда в "нашем" варианте сказки в бабушкин дом пришли дровосеки, они ничего "варварского" волку не сделали. А просто подняли его за задние лапы и потрясли как мешок. И волк - сам, почти добровольно, выплюнул и бабушку, и внучку, целых и здоровых... чему Юля была несказанно рада. Смеялась и хлопала.
Вот такой милый и интересный человечек наша Юля.
А теперь по теме названия
На творческом занятии Юля не успела доделать аппликацию, и я ее попросила написать в уголке листа свое имя. Мол, чтобы мне не забыть и не дать случайно доделывать эту работу другому ребенку.
- А почему это вы забудете? - спрашивает Юля.
- Ну, - отвечаю, - вас, ребят - много, ваши поделки - похожи. Не смогу я запомнить, кто из вас какую елочку клеил.
- А я знаю СЕКРЕТ, как всё помнить! Меня бабуля моя научила. Хотите, я вам тоже скажу? - хитренько так говорит Юлечка.
Ух ты, интересно...
А, вот еще... У Юли есть привычка - дергать себя за косичку (сама несколько раз замечала). И, дергая свою косичку на занятии по музыкотерапии, она говорила, что "с косичкой - лучше запоминаются песенки".
И секрет прост: надо косичку дергать в такт песенке. Или стихотворению. Или любой фразе, которую хочешь запомнить. Только нужно и говорить, и дергать одновременно.
Говорю Юле:
- Мммм... но я не люблю дергать себя за косички, неприятно это.
А она отвечает:
- А я видела, вы любите пальцами щелкать. Вот тогда говорите и щелкайте, если что-то запомнить хотите. Вам же нравится?
Ну, наверное, нравится... Ащщщ, какой, однако, внимательный ребенок! Да, есть у меня такая слабость: пощелкиваю, когда нервничаю.
А тут как раз заведующая звонит:
- Насть, надо между уроками в отдел кадров спуститься, подписать кое-что.
Хмм, надо так надо. Только бы не забыть... А, да я прямо сейчас Юлину "методику" опробую, хи-хи!
Щелкаю ритмично пальцами и одновременно, в ритм, читаю шепотом "стишок":
Спуститься в отдел кад-ров, траля-ляля-ляля.
Спуститься в отдел кад-ров, траля-ляля-ляля.
А что дальше?
За Юлиным занятием - были ещё занятия. И ещё. И ещё. Все, конечно, из головы напрочь вылетело из-за обилия информации.
А в конце обеденного перерыва, когда мы с коллегами допивали чай, одна из дам стала расхваливать какой-то фильм, где снимался актер, имя которого она не могла вспомнить:
- Эээ, ну этот, кудрявый, губастый, как там его...
В общем, "экает", мычит и пальцами так нервно: щелк-щелк, щелк-щелк...
Щелк-щелк!
Подождите... Щелк-щелк... И где-то внутри всколыхнулось:
щелк-щелк, щелк-щелк... Спуститься в отдел кад-ров, траля-ляля-ляля...
О, точно!
Срываюсь со стула и бегу в отдел кадров. А то потом не успею, снова занятия будут.
Оказалось, надо было подписать документ "ознакомлена с информацией" о том, что у нас оклад повысили (с 9.700 до 10.150). Пхы-хых! Смешно и грустно.
Зато совет-то Юлин - сработал!
Дорогие читатели, пусть у Вас всё получается, а самые добрые пожелания - срабатывают.