Возможно, многих удивит то, что христианские секты разрушают нравственность людей. Некоторые даже захотят заявить, что этого не может быть. Ведь, секты: (баптисты, адвентисты, свидетели иеговы, пятидесятники и пр.) не курят, не пьют, не сквернословят. Всё это верно. Но разве можно их внешние поступки отождествлять с христианской нравственностью? Итак, что же такое христианская нравственность?
С позиции Священного Писания, нравственность — это совокупность требований Бога, которые Он предъявляет к человеку. Господь, Иисус Христос никогда не определял нравственность человека только по его внешним поступкам. Он говорил: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоан. 7:24). «Вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:28). Господь Иисус Христос требовал от людей не внешней праведности, а внутренней, которая состоит из очищения своего сердца от скверны грехов и страстей. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20). Как видим, Христос прямо сказал, что внешняя праведность недостаточна для вхождения в Царство Небесное.
Сравним учение сектантов о нравственности с учением Господа Иисуса Христа. Все протестантские секты утверждают, что природа человеческая настолько испорчена грехом, что ее уже человеку невозможно исправить. Единственный способ, как может человек измениться к лучшему и стать другим, это только через «рождение свыше». Под «рождением свыше» сектанты понимают. «Творческий акт Бога, который обновляет верующего». А в энциклопедии Брокгауза и Ефрона написано: «Рождение свыше мгновенное чудесным образом перерождение человека, через слушание Слова Божия». А баптист доктор Билли Грэм в книге «Мир с Богом» на стр. 170 пишет: «Возрождение — это полностью дело Духа Святого. Вы ничего не можете сделать, чтоб получить новое рождение». Далее на стр. 172 он пишет: «Мы принимаем тот факт, что в ту минуту, когда мы покаемся в наших грехах и обратимся в вере к Иисусу Христу, мы рождаемся свыше. Через духа Святого, Иисус Христос вселяется в наше сердце, и мы соединены с Богом навеки». Далее, на стр. 175 он продолжает: «Когда вы возрождаетесь свыше... вы оправданы в глазах Бога. Оправдание — это дело Божие. Своим оправданием Господь объявляет нечестивого человека совершенным, в то время как он ещё грешник. Бог ставит вас перед Собой, как будто вы никогда не совершали грехов». Как видим, у сектантов всё очень просто, они всю ответственность в вопросе нравственного совершенства и спасения полностью переложили на Бога, считая, что со стороны человека уже ничего не требуется, кроме одной живой веры в то, что Господь уже всё необходимое для нашего спасения Сам сделал. В сектантском понятии совершенство — это только действие Бога, когда Он объявляет нечестивого человека совершенным, в то время, как он остается грешником. Но разве этому учит Иисус Христос?1 И далее, в своей книге Билли Грэм привёл примеры из жизни тех людей, которые, по его мнению, родились свыше. Люди бросили пить и стали ходить на сектантские собрания. Признаком рождения свыше является лишь тот факт, что эти люди избавились от некоторых пороков.
Как видим, нравственность сектантов дальше избавления от вредных привычек, выраженных внешне, не идёт. Так Билли Грэм, в той же своей книге (на стр. 216) пишет: «Быть истинным христианином — это значит, вы должны быть приятным, опрятным, привлекательным». Ясно видно, что у них все сосредоточено на внешней праведности, о которой Иисус сказал, что таковые Царства Небесного не наследуют (Мф. 5:20). Церковь же, основанная Христом, Православная, в вопросе о нравственном совершенстве в течение вот уже почти двух тысяч лет, учит совершенно иначе. Рассмотрим основные ошибки сектантов и сравним их с учением Православной Церкви на основании Св. Писания.
О рождении свыше или возрождении, в Св. Писании говорится только у евангелиста Иоанна в 3 главе. Там сказано, что рождение свыше происходит от воды и Духа. Сектанты же решили под водою принимать не саму воду, а Слово Божие, хотя, на это в этой же главе Св. Писания нет никаких оснований. Когда Иисус Христос говорил, что-то образно, Он потом обязательно объяснял это как, например в 4 главе. 14 стихе. В данном же случае (в главе 3) Христос не сделал никаких уточнений. Это значит, что Он имел ввиду воду вещественную. Ведь у Господа не было же цели запутать своих последователей. В Св. Писании нет даже намека, что рождение свыше — есть акт мгновенного перерождения человеческой природы Богом, после которого со стороны человека уже ничего не требуется, кроме веры. Такое придуманное сектантами учение не имеет ничего общего со Св. Писанием и является полным ниспровержением учения Господа Иисуса Христа, а, следовательно, и цели христианства. Под рождением свыше Церковь Христова понимает происходящее в таинстве св. крещения действие, в котором человек от воды и Св. Духа рождается для новой жизни духовно. Это означает, что человеку в таинстве крещения ниспосылается благодать Св. Духа (Деян. 2:38). Эта, подаваемая от Бога сила, помогает человеку, расти духовно, через труд нравственного совершенствования. Апостол Павел в послании к Титу пишет «Ибо явилась благодать Божия... научающая нас, чтобы мы целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». (Тит. 2:11). Как видим, Господь только подаёт нам свою силу — благодать, которая нас только НАУЧАЕТ, помогает нам, но не делает что-то с нами помимо нашей воли, а тем более не делает что-то за нас, или вместо нас. Он сказал: «Царство Небесное усилием берётся и употребляющие усилия восхищают его». (Мф.11:12). Если бы действительно человеческая природа была настолько искажена грехом, что её невозможно было бы исправить, то тогда Господь не имел бы права обличать фарисеев за их внешнюю праведность и требовать от них внутренней. Ведь они жили в тот период, когда мир ещё не был искуплен и грех побеждён. Значит, оказывается, не правы сектанты, что человеческая природа так испорчена, что её невозможно исправить. Тем более в наше время, когда Господь уже победил на кресте грех и дал нам свою силу для борьбы с грехом — благодать, человек вполне может и обязан стремиться к совершенству, ибо к этому призывает нас сам Господь: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершенен» (Мф. 5:48). Если бы человек был действительно бессилен победить свою греховную природу и с его стороны ничего не требовалось, как учат сектанты, то для чего же тогда Господь призывает нас к совершенству? Об этом пишет и апостол Павел: «Говорю так, не потому, что уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли я». (Фил.3:12). Апостол Павел для достижения совершенства собственными силами усмирял и порабощал свое тело: «Но усмиряю и порабощаю тело моё, чтобы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:27). А вот баптисты пишут: «Мы не идём вперед к совершенству ни в духе, ни в земном отношении». (Журнал "Баптист" 1911 г., № 9, стр.70). Как видим. Господь нас призывает к совершенству, а баптисты и другие сектанты, наоборот учат, что через веру и сектантское перерождение, сектант становится раз и навсегда спасённым навеки и с его стороны не требуется никакого совершенства. Св. Писание также призывает нас: «Исправьте сердца двоедушные» (Иак. 4:8). Если мы не будем очищать своё сердце от страстей, то исходящие от него греховные помыслы будут постоянно нас осквернять: «Исходящее из уст человека оскверняет человека, ибо извнутрь, из сердца человека исходят злые помыслы, …гордость и безумство» (Мк.7:20-21).
Люди удаляются от истины потому, что оставляют в небрежении очищение своих сердец, и они в таком состоянии рождают гордость, безумство, ереси. Христос говорил фарисеям: «Вы выказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши» (Лк. 16:15). О людях, которые оставили в небрежении очищение своих сердец. Христос говорит: Приближаются ко Мне люди сии и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Мф. 15:8), потому что оно греховно. И Бога увидят не все, а только те, кто очистит своё сердце: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф. 5:8). За все наши сердечные помыслы придётся давать Богу ответ: «Я семь испытующий сердца и внутренности и воздам каждому по делам вашим» (Отк. 2:23). Поэтому Господь предупреждает нас: «Всякий, кто посмотрит на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5:28). Через неочищенное лукавое сердце, можно отпасть от Бога (Евр. 3:12). Если оставить в небрежении очищение своего сердца, то дьявол может вложить туда плохие мысли и из-за этого можно погибнуть навеки, как это произошло с Ананией: «Ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому» (Деян.5:3). Анания был крещёным и рождённым свыше, верующим христианином, которого Христос омыл от грехов своей Кровью, но он оставил в небрежении своё сердце, и из-за этого и погиб навеки. А сектанты только и говорят, что они спасены навеки и со стороны человека надо только веровать. Но Христос учил иначе, что только доброе и чистое сердце может приносить плоды угодные Богу (Лк. 8:15). Поэтому Он и призывает нас: «Кто хочет идти за Мной, отвергнисъ СЕБЯ (своих греховных мыслей, желаний, страстей, самолюбия и т.д.) возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Только через следование за Христом, а не за сектантскими вожаками, можно достигнуть Царства Небесного.
В начале статьи уже были упомянуты слова Христа о том, что кто не достигнет внутренней праведности, тот не войдёт в Царство Небесное (Мф. 5:20). И Апостол Павел призывает нас, чтобы мы сами очищали себя от всякой скверны плоти и духа: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем» (2Кор.7:1). «Ибо призвал нас Господь не к нечистоте, но к святости. Итак (кто этого не понимает) непокорен не человеку, но Богу» (1Фес. 4:7-8). Как видим, Святое Писание призывает нас очистить себя от всякой скверны. Ибо «для оскверненных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15). А «скверных... участь в озере, горящем огнём и серою», «Очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их» (2 Пет. 2:12). «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Как видим, не всех верующих молитва сильна пред Богом, но только праведных. И в Царстве Небесном воссияют как солнце только праведники (Мф.13:43). А неправедные Царство Божие не наследуют (1 Кор. 6:9). «И если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится» (1 Петр. 2:12). Апостол Петр пишет, что праведник едва спасется (1 Пет. 4:18), а сектанты учат, они спасены навеки. А чтобы стать праведными внутренне Св. Писание для этого повелевает нам: «Умертвите земные члены ваши… нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол.3:5). Значит, кто не умерщвляет свои страсти и похоти, тот есть идолослужитель. Апостол Пётр призывает нас, чтобы мы из себя сами устроили дом духовный (1Пет.2:5). Как видим, тела наши не автоматически становятся храмами Святого Духа, но только в случае, если мы потрудимся устроить сами свой дом духовный через очищения себя от скверны греха. Это же подтверждает и евангелист Иоанн: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё... и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23 ). Значит, Господь может из нашего тела устроить Себе обитель, но только в том случае, если мы будем любить Его и соблюдем Его слово. А слово Его, как видели мы выше, постоянно говорит нам, об очищении себя от грехов, страстей и греховных помыслов. А раз сектанты этого не желают выполнять и Словом Господним пренебрегают, то и Св. Духа они иметь не могут, ибо Святого Духа Бог дает только повинующимся Ему (Деян. 5:32). Отсюда и становится понятным, что не Божий Дух живет в сектантах, ибо он не мог бы учить сектантов вопреки Св. Писанию. Дух, которому доверились сектанты не способствует, тому, чтобы они очищали своё сердце от страстей, греховных помыслов, злых похотей, чтобы они стремились к совершенству, а он лишь требует, чтобы ему доверились и что он сам за них якобы устроит им спасение. На деле же этот дух только помогает сектантам избавляться от некоторых вредных привычек, оставляя их жить во грехах, повелевая им, чтобы они для своего спасения ничего не делали (кроме совращения людей в свои секты), и лишь доверяясь этому духу, верили, что всё за них уже сделано. Но слово Божие нас учит: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они» (1Иоан. 4:1).
Теперь становится понятным, почему сектанты учат, что природа человека настолько испорчена грехом, что её невозможно исправить, учат они так потому, что дух, которого они имеют, не в состоянии им помочь в этом, ибо он не Святой Дух. А Св. Писание учит нас, что в последнее время у тех, кто отступит от веры Божией, будет действовать дух- обольститель (1 Тим.4:1).
Какую высокую цену потребовал этот дух от сектантов за то, что он поможет им освободится о внешних вредных привычек. Он заставил их оставить Церковь, основанную Христом, через которую только и можно получить спасение (1 Тим. 3:15), которая вот уже 2 тыс. лет учит борьбе с грехами. Он отвратил их от семи таинств Церкви, через которые преподаётся благодать Божия, без которой невозможно спастись (Деян. 5:32; Деян.2:38; Ин.6:53, 58) и т.д., он разрушил учение о спасении, которое достигается через нравственное совершенство. Так мало они получили и так дорого за это заплатили. Только дух- обольститель мог заставить сектантов сдаться греху без борьбы с ним. Ибо Святой Дух учит сражаться против греха до крови: «Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12:4). Учит преуспевать в благочестии, любви, кротости (1Тим. 6:11). «Возрастать в благодати» (1Пет. 3:18). «Нужно упражняться в благочестии» (1Тим. 4:7). И «великое приобретение быть благочестивым и довольным» (1Тим.:6:6). Значит, надо ещё стремиться приобретать благочестие. Ибо «знает Господь как избавить благочестивых от искушения» (2Пет. 2:19). А что же мы видим у сектантов? Возьмите любую их книгу и ни в одной из них нигде вы не найдёте раздела о смирении, о кротости, о благочестии, о том, как бороться против страстей, как достигнуть нравственного совершенства. Они подобным темам никогда никакого внимания не уделяют. Но часто в каждой их брошюре вы найдёте раздел о спасении, из которого вы узнаете, что они сосредоточены на проблеме, как лучше убедить своих последователей, что они уже окончательно спасены, и заботиться им больше не о чем, (иначе, чем же еще можно завлекать в секты)? Главное веруй и поддерживай наружную праведность для того, чтобы люди говорили о них хорошо. Св. Писание, обличая сектантов, говорит: «В последнее время будут люди, только имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:5). «Кто учит иному и не следует учению о благочестии тот горд, ничего не знает..." (1Тим. 6:3). «Погибели предшествует гордость» (Пр. Сол. 16:18). Как видим, те, кто не учит возрастать в благочестии, то такие люди пребывают в гордости.
«Гордость есть знак бесплодия души, опора лицемерия, твердыня бесов, хранилище грехов. От гордости происходит забвение согрешений. Гордость есть смерть души в духовном отношении. Объятый гордостью неспособен ни к покаянию, ни к чувствам духовным. Гордый мнит себя идущим к небу, в то время как идёт к бездне» (1).
Гордость — это признак отсутствия в людях смирения, и благодати, без которых невозможно спастись (Деян. 15:11). Это написано у апостола Иакова: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6). Гордость делает нас противниками Богу и Он лишает таковых своей благодати. И только смиренным Он даёт свою благодать. И чем больше мы смиряемся, тем больше получим благодати. Мы призваны: «Возрастайте в благодати» (2Пет. 3:16). «Господь прославляет смиренных спасением» (Пс. 149:4). Он «смиренных духом спасёт» (Пс.33:19).
Сектантские вероучения не только не призывают к внутреннему совершенству, но, наоборот, способствуют развитию вредных наклонностей. Их учения о несомненной уверенности в своем спасении развивает самоуверенность, гордость, самопревозношение. Ещё одним заблуждением сектантов является придуманное ими учение о заместительстве. Они учат, что Христос умер не за Нас, как учит Св. Писание, а вместо Нас, а раз вместо нас Христос уже всё сделал, значит, с сектантской стороны ничего не требуется. И вдобавок, сектанты учат, что им засчитывается автоматически и Его праведность. Господь Иисус Христос может исправить только тех, кто сознаёт свою испорченность или греховность, а как можно исправить тех, кто считает себя праведными? Явный грешник скорее может смириться и прийти к Богу и спастись, чем уверенный в своей праведности сектант.
Игумен Никон пишет: «Если человек считает себя хорошим и отдельные даже тяжкие грехи случайными, в которых не столько он виноват, а больше внешние обстоятельства или люди или бесы, а он мало виноват — то это устроение есть состояние явной прелести» (1). «Если в христианине нет истинного сердечного чувства греховности и сокрушенного сердца, такой человек обязательно находится в прелести» (1). А Христос предупреждал, что появятся «лжепророки и многих прельстят» (Мф.24:5,24). «Все дурное, все страсти, все бесовские козни побеждаются смирением» (1).
«Без смирения всуе все добродетели человека, без него в душу войдёт гордость, а с нею семь бесов, то есть все страсти. Мерою духовного роста человека является его смирение. Чем выше духом человек, тем он смиреннее и наоборот» ( 1).
«Греху легко развиваться там, где с ним не борются. Не знающий причины страстей удобно падает» (2).
«С внешней стороны почти каждый сектант очень приличен, но загляните в его душу и вы увидите множество мертвых костей и всякой нечистоты. Его красота — это красота повапленного гроба. От грубых внешних страстей и пороков, как разврат, пьянство, воровство, сквернословие и т.д., ему легко освободиться и в этом он полагает всю суть христианского доброделания, но зато нет такого сектанта, который был бы свободен от гордыни, самопревозношения, лукавства, зависти и желчной раздражительности. Внешние пороки он считает за грех, а внутренних совершенно не замечает. И эта полуязыческая их мораль, несомненно, покоится на уверенности в своём спасении» (3).
Для того, чтобы оградить своих последователей от нравственного совершенства, сектантские главари придумали такую логическую казуистику, что всякий человек, который будет стремиться к нравственному совершенству, искажает учение Господа Иисуса Христа, ибо он якобы через собственные усилия надеется достигнуть спасения, помимо Христа, а человек, к тому, что сделал для нашего спасения Христос, ничего уже добавить не может. Но, во- первых, откуда они взяли, что человек
стремящийся к совершенству, искажает учение Господа Иисуса Христа? Наоборот, он его выполняет: «Будьте совершенны» (Мф. 5 : 48) А во- вторых, исполняя эту волю Божью, мы не собираемся что- то добавлять к тому, что сделал для нас Христос и не на собственные усилия мы надеемся, когда стремимся к совершенству, но на благодать Божью, которая нам в этом помогает, ибо написано: «И не войдёт в него (Царство Небесное) ничто нечистое» (Отк. 21: 27).
Порвав отношения с Церковью Христовой, сектанты стали в весьма затруднительное положение относительно пользования крестными искупительными плодами Христа, которые в Церкви Христовой преподаются через таинство причастия.. Они, оставшись без благодати — без духа Божия, без руководства Церкви Христовой, были вынуждены через собственные толкования придумать собственный путь к спасению, т.е. к Христу. И как уже было показано выше, они сочинили свои учения , о «рождении свыше», о заместительстве, о спасении и оправдании, которые учат совершенно противоположно тому, о чем учил Христос, о чём написано в Св. Писании. Сектанты «ласкательством и красноречием, обольщают сердца простодушных» (Рим. 16: 18).
Раз сектантское «рождение свыше» есть всего лишь их выдумка, следовательно, Богом они не освобождаются от грехов, а значит, не могут с Ним соединиться и спастись Несостоятельность их учения, в том, что через их сектантское "рождение свыше" человек может, якобы быть окончательно спасен навеки, опровергается самой жизнью. Так в годы безбожных гонений, многие сектантские пресвитеры публично отрекались от Бога, об этом можно прочитать в сектантском журнале «Верность'» за 1930 г. № 8—9, стр. 28.
« В. пресвитер отрёкся публично от Господа,. Другой пресвитер М. пошел той же дорогой. Целый ряд других поступили также».
Так что верно сказал Христос: «Претерпевший же до конца спасется»(Мф. 10:22). «Если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более, жертвы за грехи» (Евр. 10:26). Не трудно также и практически показать на примере истории, какое влияние оказывает на нравственность православие и сектантство. Православная Церковь за двухтысячелетний период своего существования, начиная с первых веков, оказала благотворное влияние на разложившийся духовно древний мир и смогла поднять нравственность людей на должный уровень. За такой большой срок истории православие воспитало в своей среде великий сонм святых угодников Божиих, которые через своё внутреннее благочестие стали светочами для всего мира, и прославил их сам Господь, через нетление их святых тел, через проистекание от них различных чудес,- как исцеления больных, истечения благовонного масла, изгнания бесов, и т.д.. Они самим делом показали, что их тела стали храмами и обителью Святого Духа. И Господь нас учил: «По плодам их узнавайте их» (Мф.7:16). А сектантские учения, появившиеся в последние столетия, за короткий срок своего существования, через свои учения внешнего благочестия, оказали совершенно обратное влияние на человечество. Возьмём для наглядного примера чисто сектантское государство. США является страной и родиной сектантства, куда они с 17 века выезжали из Европы. В этой стране никогда не было никаких гонений на веру, как это было в России и, однако же, американское общество пришло в такое состояние, что эта страна занимает первое место в мире по разгулу всех видов преступлений, по безнравственности и т. п.. И этот их дух через фильмы и другие продукты массовой культуры разлагает и развращает весь мир. А Господь учил нас: «По плодам их узнавайте их» (Мф. 7:16).
«Широк путь, ведущий в погибель и многие идут им, и узок путь, ведущий к спасению и не многие находят его» (Мф. 7:14).
Уровень духовности той или иной религии отражается её песнопениями, так вот сектантские песнопения по своей духовности не дотягивают даже до уровня рядовых народных песен. А применение в последнее время рока, в сектах пятидесятников, наглядно показывает, какого духа они имеют. Так как сектанты в своей нравственности не идут дальше обличаемых Господом книжников и фарисеев, то сегодня с полным основанием и к сектантам относятся слова Христа: «Горе вам книжники и фарисеи, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо и сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13).
«Берегитесь лжепророков, которыми приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть — волки хищные» (Мф. 7:15).
(1) Игумен Никон
(2) Св. Марк Подвижник
(3) "О спасении "Иерм. Филип (стр. 6—7).
В. С. ( март, 1994 г.)
(Было напечатано в сборнике: «Христианские секты,- слуги антихриста», в г. Москве, 1996 г., тираж 2 тыс. экз.)