Этот блок мы начали с определения и ревизии значимых взрослых в окружении. Семья – это оркестр, каждый играет свою мелодию, что-то требует или чему-то учит, в окружении есть главная скрипка, но все взрослые играют свою уникальную роль.
Например, взрослое поколение передает историю рода, память о значимых достижениях, которыми можно гордиться, язык и культурные традиции. Важный момент – передавайте истории подвигов и героев, которые их совершили. Даже самые незначительные, это сила, которая будет помогать не вешать нос, когда сталкиваешься с трудностями в реальной жизни.
И наоборот, если родные все детство будут напоминать о болезненных моментах, например: «Дед всю жизнь пил, отец такой же, ты хоть по их дороге не пойди!» Тогда вся система воспитания будет крутится вокруг ваших страхов.
Поэтому мы детально обсудили важность того, что вербальные послания должны соответствовать с реальным поведением взрослых, то есть быть конгруэнтными. Если родитель сам невротик, то довольно сложно учить активно действовать в реальном мире, получать результаты и меняться в соответствии с требованиями времени. Нам самим очень часто приходится прятаться за психическими защитами - уходить в алкоголь, шоппинг, или те же компьютерные игры.
Поэтому надо стремиться, чтобы в оркестре все играли какую-то роль, в результате чего получается красивая мелодия.
В контексте воспитания задача довольно простая и не требует очень много времени и усилий – развивать личность, повышать самооценку и ориентировать на будущее.
Для простоты возьмем простой пример, который я называю «Принцип пиццы». Название выбрано с целью более доступного понимания для Альф.
Конечно, эту систему эффективнее передать младшему школьнику, который, в отличии от подростка, еще не обладает развитым критическим мышлением. Но и в этом возрасте можно передать то, что вы ожидаете, договориться так, чтобы с вами просто согласились.
В пицце есть отдельные куски – из них состоит жизнь любого ребенка.
1. Отношения в семье
2. Отношения с друзьями, в том числе противоположного пола
3. Школа, обучение
4. Внешкольные активности спортивные и музыкальные школы, кружки и секции
5. Свободное время, досуг, любимые хобби
6. Цифровая жизнь
7. Увлечения, связанные с онлайн играми
То есть в каждом куске пиццы происходят события и кипит жизнь. Или, наоборот, ребенок какие-то активности тихо мирно ненавидит, но никому это старается не показывать, чтобы не вызвать ответную воспитательную реакцию взрослых.
Делает, но не потому что самому нравится, а потому что заставляют, потому что надо. Для чего? Правильно, чтобы разрешили поиграть, погрузиться в цифровой мир и забыться.
Вот это мировосприятие семье нужно изменить.
Потому что, как только ребенок взрослеет, он начинает делать то, что считает сам нужным, то есть тупо играть, потому что просто не обладает способностью откладывать вознаграждение, не понимает вообще смысла учиться и развиваться. В случае, когда подобная картина мира уже сложилась, то никакие наказания не помогут выработать новое поведение.
В подростковом возрасте все еще продолжается активное формирование личности. То есть в каждом куске пиццы идет поиск собственных целей, мотивации, расстановка приоритетов.
В каждой из сфер происходит осмысление собственной индивидуальности, ребенок как бы сам себе отвечает на вопрос – «Какой я в мире семьи? Какой я в школе? Двоечник или отличник? Причем, важно понимать, что во время активного поиска своего «Я» подростки постоянно сравнивают себя с другими. Свою семью с семьями одноклассников, а своих значимых взрослых – с их.
Основная ошибка, которую совершают взрослые состоит в том, что все активности и их результаты подвязываются к получению экранного времени.
Хорошие оценки – получай доступ к гаджетам, подает успеваемость – сиди без гаджета, пока не исправишь. То есть система, которая вынуждает, по сути, уже достаточно взрослую личность соответствовать чужим требованиям. Но важно помнить, как только уровень контроля ослабнет, то выполняться это все не будет.
Именно это является причиной, когда в подростковом возрасте отличники резко скатываются в учебе, связываются с плохой компанией, дети резко бросают спорт и музыку, и начинается неуправляемый отрыв, который они называют: «Я уже взрослый, сам за себя решаю, а не вы!».
Тут важный момент. Чем больше в детстве было насилия, какого-то принуждения, попыток сломать волю через авторитарное воспитание, тем эта пружина больше долбанет. Все, что раньше приходилось терпеть, то есть накопленное напряжение, - выйдет в виде поступков и деструктивного поведения.
Но это не конец жизни, даже в случае структурных огрехов в воспитании. Не стоит мучить себя чувством вины, зачем?
Ваш сын или дочь взрослеет, поэтому хочет строить свою жизнь и решать за себя сам.
Садитесь и обсуждайте в нейтральное время то, как вы будете взаимодействовать дальше. Не то, как вы будете указывать, приказывать и доминирующе наказывать, потому что так много вложили, а выхлопа ноль.
А потому что перед вами отдельная личность, которая обозначила свои границы, перед вами достаточно взрослый человек. Который все поймет, если вы будете вести себя соответственно, а не истерить и драться за компьютер или телефон.
Где чаще всего сосредоточено внимание у главной скрипки и всего семейного оркестра?
На бесконечных попытках управлять поведением через запреты экранного времени, через борьбу и стремление вырвать с корнем цифровые увлечения, которые есть абсолютно у каждого представителя поколения.
Бесполезно бороться с познавательным интересом, который естественно направляется и на интернет, активное его освоение. В попытках вырвать этот кусок личности своих детей, мы разрушаем отношения и теряем возможность активно развивать другие части.
Цифровое хобби при правильной обратной связи может стать частью жизни, увлечением, которое трансформируется в профессию.
Нашим детям предстоит строить свою жизнь в цифровом обществе, но как грамотно это делать они могут узнать только от нас. Поэтому эта сфера экранных увлечений – часть жизни, которую у ребенка никто не отнимает. Главная задача – учиться ее контролировать, чтобы она не приобретала злокачественный рост и не поглощала другие направления.
Чтобы этого не происходило, внимание значимых взрослых должно быть направлено на выявление сложностей и помощь в проблемах, которые ежедневно подросток переживает при движении в остальных сегментах, в частности в школе, при общении с друзьями.
Причем, главным мотивом совершать усилия должен становиться не стремление получить гаджет, а интерес.
А когда он есть? Если у подростка получается, когда он видит связь усилий и своих результатов, когда эти результаты с каждым годом растут, а твоя семья видит в тебе не просто неудачника, которому ничего не интересно, кроме гаджетов, а того, кто старается и у кого получается. При этом, всегда есть зоны, над которыми нужно продолжать работать, но вы чувствуете, как отношение взрослых и их подход, формирует желание ребенка двигаться и что-то делать.
Как работает геймификация и почему игра вызывает мгновенное вовлечение? Потому что ты сдедал что-то, прошел уровень, сразу получил порцию дофамина, мозг получил заряд энергии, чтобы завтра продвинуться дальше, стать еще круче, выйти на новый уровень. Тебе написали, что ты победитель и самый крутой в этой игре. Давай дальше! Вот она, причина развития зависимой части личности – ребенок не получает подобных эмоций в реальной жизни, все пресно. Любая деятельность не приносит радости, удовольствия, на соответствующем сленге – не прет.
Даже в случае, когда семья оказалась в этой точке, то при изменении подхода, вы будете получать другие результаты.
Самое главное – это значимый взрослый, который способен последовательно разговаривать в нейтральное время и своего подростка вести. Детям трудно думать о себе в долгосрочной перспективе, и еще трудней откладывать вознаграждение.
Поэтому нужно садиться и спокойно нарисовать пиццу – какие области жизни сейчас есть у сына или дочери? Все ли там хорошо? Какие результаты?
А предмет договоренности очень простой – «Учиться управлять своим экранным временем так, чтобы успевать делать все дела в других сферах жизни». Конечно, это огромная работа для психической системы, это перестройка личности и требует времени, но главное – чем больше получается, тем легче.
Поэтому чаще напоминайте своим детям, то, как они уже изменились, вышли на новый уровень себя – по принципу, который применяется в игровой индустрии, над которыми трудятся лучшие психологи.