Найти в Дзене
Пригодится

Создатель (2023), статья-отзыв продюсера и сценариста после просмотра нового фильма

Оглавление

Сразу по нескольким причинам мне было любопытно посмотреть голливудский фильм «Создатель» (The Creator, 2023), где сюжет строится на взбудоражившую весь мир тему – искусственный интеллект.

В большинстве онлайн-справочников этот фильм называется американским, но по факту он британский.
Иллюстрация к статье Олега Лубски "Отзыв после просмотра фильма "Создатель" (2023)"
Иллюстрация к статье Олега Лубски "Отзыв после просмотра фильма "Создатель" (2023)"

  1. Во-первых, и кинопроизводство, и дистрибуция, и прикладное применение искусственного интеллекта являются сферами моего персонального профессионального интереса и приложения сил и знаний.
  2. Во-вторых, сложилась прекрасная возможность посмотреть снятый в Тайланде фильм в отличном мультиплексе на языке оригинала.

И символично, что его выход на мировой экран совпал с окончанием забастовки WGA, частью требования которых касались также и искусственного интеллекта.

Моя заметка – не критика, потому что научно-фантастический фильм в целом произвел на меня отличное впечатление, и, как всегда, музыка Циммера безупречна.

Про фильм "Создатель" (2023)

Действие фильма «Создатель» (2023) перенесено из наших дней на 4 десятка лет вперед и все события происходят на Земле и в ближнем космосе – на единственной локации и рядом с ней, о которую я прокомментирую в следующей части.

Несмотря на то, что местная жизнь и сами тайцы показаны в «Создателе» поверхностно и шаблонно, но для такого фильма большего и не требуется и переживать не надо – США как страна показаны еще меньше. Ведь главная идея фильма строится вокруг искусственного интеллекта и его влияния на жизнь людей в глобальном масштабе. Поэтому отдельно взятые страны тут больше, как некие символы и удобно-красивые локации для съемки. Также понятно, почему точкой добра выбрана как страна США и, как более суженное географически место, избран Лос-Анджелес. Причем, столица Калифорнии выставлена жертвой, и от имени города и за него (поскольку искусственный интеллект и его создатель Нирмата устроили атомный взрыв в городе и практически его разрушили) миру искусственного интеллекта мстят американское правительство и его злобные генералы и спецслужбы. В качестве базы искусственный интеллект, который по мнению мстителей из США ушел в оппозицию человечеству и стал смертельно опасен, выбрал почему-то именно гористо-прибрежную местность в Таиланде и оттуда несёт угрозу планете Земля.

И вот уже много лет американцы обследуют Таиланд – в поиске нео Бэнкси (Нирматы). Почему нео Бэнкси? Нирмата в фильме, как известный на весь мир художник-граффиттист Бэнкси. Весь мир знает, что Нирмата существует, но как он (она, оно) выглядит – нет. Да, но при этом почему-то известно, что Нирмата обитает в Юго-Восточной Азии (Таиланде). Странно, да?

Тут важно отвлечься в тему киноведения.
Сценарист и режиссер фильма «Создатель» (2023) явно знакомы с классикой американского кино, в этом им респект. К примеру, они вытащили из сундука старых времен кинопроизводства два приема. Первый – из эпохи немого кинематографа: Фильм разделен на главы, а начальные кадры каждой главы сопровождены их названиями, оформленными в стиле интертитров, даже по шрифту это заметно. Сами же главы временами работают как флэш-бэки. И второй – из эпохи раннего звукового кино: ход из субжанра мокьюментари, скопированный у Орсона Уэллса из его знаменитого «Гражданина Кейна» (1941). Так в фильме появилась лента новостей, в которую встроены реальные и подогнанные под реальные съемки для фильма. Из этой ленты новостей мы, зрители, понимаем, как, когда и почему месть Нирмате, королю мирового искусственного интеллекта, записанного в стан восставших, исходит именно из Лос-Анджелеса.

Перед тем, как я вернусь в завершающей части анализа «Создателя» (2023), художественного фильма на тему искусственного интеллекта к сюжету, давайте сосредоточимся на двух вольных допущениях, использованных продюсерской группой фильма.

Почему именно два?
Потому что они между собой связаны в важности понимания главного примененного допуска – почему же Номад, обладая колоссальными возможностями, так долго искал Нирмату и как он вообще перемещался в такой конфигурации и на такой высоте, и с такой скоростью.

Первый допуск

Горы и их высота. Сюжет фильма нам, зрителям, сразу же сообщает, что операция по поиску восставшего искусственного интеллекта происходит на территории Таиланда, более того, действие локализовано в его приморскую зону и рядом с береговой линией Таиланда зрители наблюдают гряду разновеликих гор. Вряд ли за 40 лет ландшафт страны изменится сильно ввысь. Поэтому исходим из того, что самая высокая гора Таиланда сейчас таковой останется и в год событий в фильме, расположена она в провинции Чиангмай, называется Дойинтанон, и ее высота всего 2 565 м от уровня моря, и расположена она в континентальной части, на северо-западе, т.е. далеко от береговой линии. То, что можно назвать более-менее приличными по высоте горами, тоже далеко от берега, и их высота в среднем полтора километра и в основном это гористые хребты, разделенные обширными равнинами и плато. В общем, высота полтора километра нам пригодится далее.

Второй допуск

Номад – мультикомлекс п-образной формы, построенный по принципу международной космической станции и более современная версия орбитального города из культового фильма «Пятый элемент». Он снабжен широким набором систем сканирования, слежения и атаки за всем и на что/кого угодно, но при этом не имеет особых систем защиты от своих врагов и техногенных факторов, кроме внутренних отсекателей барьерного типа. Ключевой фактор – скорость сканирования. По первым крупным планам, когда тайцы и разыскиваемые «партизаны» из армии искусственного интеллекта бегут по полю (средняя скорость бегущего человека, в зависимости от пола и возраста – 7-15 км/час), а по ним и полю «пробегается плоский широкий луч сканера (принцип работы обычного сканера помните?), можно относительно вычислить скорость перемещения этой плоскости-луча – она где-то 30-45 км в час. Запомните: визуально Номад огромный, без крыльев, летит равномерно и очень медленно и в одном эшелоне (не теряет и не набирает высоту). Пики гор, которые он тоже сканирует, позволяют относительно вычислить высоту его полета.

И вот об этом последнем, в приложении к допуску один, мы с вами и поговорим в последней части. Заодно коснемся конечно же сюжета. Он в своей миссии, конечно, доносит идеи гуманизма, и мне, и моей семье фильм понравился, потому что он про любовь и верность. Но почему-то через колоссальную боль и смертельные разрушения, начиная с атомной бомбардировки Америки и заканчивая бомбардировками, обстрелами и раздавливаниями гигантскими самоходными машинами территории и людей и роботов на базе ИИ в Таиланде.

В завершающей части статьи наконец-то надо рассказать и про сюжет фильма, за которым в первую очередь стоит фигура британца Гарета Эдвардса. Он и сценарист, и режиссер, и один из продюсеров. По широкому набору кинопрофессий совсем как я, не буду скромничать. Если кратко про сюжет: на фоне войны будущего между человечеством и силами искусственного интеллекта, Джошуа, закаленный в боях и бывший оперативный агент переживает исчезновение своей жены Майи, и теперь ему предстоит найти и уничтожить Создателя — архитектора искусственного интеллекта и изобретателя таинственного оружия, способного положить конец всему человечеству. Поможет ему на пути маленькая девочка по имени Альфи (про нее чуть дальше). Почему-то для Джошуа не важно, что пять лет назад Майю уничтожили его земляки-американцы (генералы пытаются облагородить себя и показывают ему видео с по-прежнему живой Майей) он продолжает работать на спецслужбы с новой силой, когда ему предлагают поучаствовать в десанте по наземному поиску Создателя и его секретной базы. Явный намек на то, что всякие там чудо-Номады хороши, но нет ничего что может переплюнуть людей. Ведь Номад, много лет подряд сканируя территорию (по сюжету фильма для толерантности это не Таиланд, а страна под названием Новая Азия) так и не нашел ни Нирмату, ни его базу, ни место, где Нирмата и его соратники хранят свое супероружие. Правда, непонятно, почему Нирмата до сих пор не применил свое оружие в ответ, ведь люди поставили цель уничтожить его самого и демонстрируют свою неизменную цель долгим методичным проутюживанием поверхности его тайской вотчины, населенной людьми, роботами и полуроботами на базе ИИ. В общем, авторы фильма полностью отказались от пропаганды идеи что в яростной войне на взаимное уничтожение должно быть место и альтернативе – переговорам о мире. Фильм Создатель в этом плане – явно не демократичный, и не пацифистский. Но история любви сильная и суперсовременная. Только из-за нее стоит посмотреть этот фильм. Вы можете посмотреть фильм сами (рекомендую), или в конце концов прочитать о сюжете в каком-нибудь источнике кинорецензий.

Я же завершу рассказ о фильме с точки зрения интересных мне и моим читателям технологий ИИ и обращу ваше внимание еще на несколько важных нестыковок в сюжете.

Джошуа на пути к поставленной американскими спецслужбами цели встречает Альфи, и девочка полуробот, созданная в лаборатории Нирматы по подобию неродившегося ребенка Майи и Джошуа (поэтому он девочку и не мог признать, ибо ее живой никогда не видел, она погибла в чреве матери под бомбежкой с Номада). Альфи наделена сверхспособностями. Одна из которых оказалась важна для всего фильма – 10-летняя на вид (5-летняя по сюжету) Альфи силой мысли дистанционно и быстро может управлять любыми технологическими устройствами и системами, вплоть до остановки (отключения). Эта способность, кстати, очень часто спасает по сюжету фильма его создателей, когда они не знают, как еще помочь Джошуа и остальным «хорошим парням» выкрутиться из той или иной патовой ситуации. Уничтожать технологических врагов Альфи не может, почему-то владеет только функцией вкл/выкл. Реинкарнированная Майя-Нирмата воссоздает Альфи и отключается от мира, видимо, по причине того, что потратила все свои внутренние силы на воссоздание дочери и теперь она навсегда в состоянии комы, т.е. возможности ИИ оказались не безграничны.

Из тройки главных героев – Джошуа, Майя и Альфи – в живых остается только Альфи, вернувшись с Номада на Землю в возвращаемом аппарате после климатической битвы на Номаде и став в составе выживших обитателей Новой Азии свидетелем его грандиозного разрушения.

Вот теперь и про Номад

На самом деле он должен был разрушиться сам по себе и давно. Потому что на таких высотах и в той конструкции, в которой он нарисован и показан фильме с такой низкой скоростью летать невозможно. По многим физическим параметрам: слишком низкая высота, слишком низкая скорость, слишком громоздкая конструкция с отсутствием крыльев для создания – все это в совокупности не дает никакой возможности создать достаточную подъемную силу, чтобы преодолеть земное притяжение и двигаться на равномерной высоте над землей. Или Номад должен быть катиться какими-то колесами по земле, или изобретатели Номада придумали какие-то скрытые от глаз зрителей антигравитаторы внутри Номада. Сначала я хотел про все допущенные несуразности написать с техническими подробностями, образование и знания мне это позволяют сделать, но потом я подумал, что лучше не утомлять вас ими.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕМАРКА

Я лишь добавлю заключительную ремарку – создателям фильма надо было почитать справку про географию и климат Таиланда. Самая холодная тут температура в самых высоких горах – всего лишь минус два градуса по Цельсию. И снег там если и выпадает (а бывает это крайне редко), то держится всего несколько часов. Я понимаю, что горные заснеженные пики – это красиво и масштабно, но тогда надо было выбрать для локаций фильма более высокогорную страну/территорию.

В общем, ходите в кино. Если фильм мало-мальски сюжетный, вы все равно обретете новые знания, получите удовольствие и у вас появится почва для обсуждения, ну прям, как это я сделал с фильм Создатель (2023).

Спасибо за прочтение всех пяти частей моей статьи про этот фильм и ИИ в нем.

P.S. Для справки:

1. Самолёт держится в воздухе благодаря действующей на него подъёмной силе, которая возникает только в движении.

2. Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 Руслан крейсерская скорость порядка 800 км/час.

3. На высоте 9 км начинается разреженный воздух, который уже не особо докучает самолетам.

4. Для высотного диапазона пролета летательных средств вокруг Земли есть понятие Эшелон полета

5. В нормальном состоянии движение самолета обусловлено тягой от реактивных двигателей

6. Приблизительно на высоте 100 км, в пограничном слое между атмосферой Земли и космическим пространством, скорость, необходимая для нахождения на орбите, составляет около 7,9 км/с или 28 440 км/час. Если объект движется медленнее этой скорости, он не сможет находиться на орбите и рано или поздно столкнется с Землей. Но время в фильме – в будущем через 40 лет, и, возможно, техконсультанты (хочется надеяться, что в съемочной группе фильма такие были) предложили допустить, что к тому времени земляне проработали механизмы/технологии «антипадения» для малых скоростей передвижения на такой высоте.Таким образом, наступление невесомости зависит от высоты, на которую мы поднимаемся, и скорости, с которой мы двигаемся. На высоте 100 км над поверхностью земли наступает состояние невесомости, когда плотность атмосферы достаточно низкая, чтобы тело находилось в свободном падении и не испытывало воздействия сил тяжести.

7. На высоте 100 километров над поверхностью земли наступает состояние невесомости. Эта граница называется Карманной линией или геопотенциальной линией в 100 км.

8. Высотный самолет отличается от стандартного тем, что перемещение на больших высотах не вредит его системам. Это зависит от материала корпуса, формы крыльев, грузоподъемности и множества других факторов, заданных при конструировании летательного аппарата с определенной целью. Основные факторы, которыми определяется максимальная высота полета самолета: модель и назначение судна; грузоподъемность и фактическая загруженность на момент полета; максимально допустимая скорость; загруженность воздушного коридора, по которому проходит маршрут; допустимый расход топлива; степень разреженности атмосферы в конкретной высотной точке.

9. Обычно самолеты движутся на уровне больше 9000 м от земли. Это связано с тем, что здесь двигателям не требуется дополнительного охлаждения (за бортом достаточно холодно), на такой высоте нет птиц (их попадание в турбины опасно для летательного средства), судно следует выше уровня облаков (а значит, видимость хорошая и погодные условия практически не влияют). Помимо прочего, чем выше летит самолет, тем больше времени у экипажа для решения непредвиденных ситуаций.

---***---

#artificialintelligence #ai #mlt #oleglubske #lubskeart #thecreator #thailand #usa #greatbritain #thecreator #movie #watching #experience #moviegoer #expert #mediaexpert #mediapro #ОлегЛубски #Создатель #искусственныйинтеллект #отзывнафильм #пригодится #Создатель #премьера