Найти в Дзене

Заметка-откровение из дневника пианиста-композитора: о работе творческой, педагогической и сценической

Статья обо всём. Возможно, следовало сделать именно такой заголовок, но боюсь, алгоритмы платформы не справятся с творческим сумбуром из моей головы. Я работаю... В данный момент работаю над балетом по мотивам одной сказочной повести. Решилась. Очень много тяжёлых и сложных переживаний запечатлено в моих сочинениях прошлых лет, и вдруг захотелось… Чего-то нового! Скорее даже – чего-то азартно-игрового и волшебного. Яркого, театрального в стилевом, музыкально-языковом отношении. Появилась потребность открыться с другой стороны, в которой, возможно, уже долгие годы «сидит взаперти» мой «внутренний ребёнок». Сейчас он насочиняет! Также вплотную работаю над циклом пьес «Фортепианные эскизы», часть тематизма которых составляют мои собранные воедино случайные наброски «потеряшки» за несколько лет. Планирую завершить их в этом году. Параллельно пишу статью для книги о своём учителе, его педагогической композиторской школе, что требует немалого напряжения – ведь хочется не упустить ничего ва
Оглавление

Статья обо всём. Возможно, следовало сделать именно такой заголовок, но боюсь, алгоритмы платформы не справятся с творческим сумбуром из моей головы.

Иллюстрация категории лицензии Creative Commons
Иллюстрация категории лицензии Creative Commons

Я работаю...

В данный момент работаю над балетом по мотивам одной сказочной повести. Решилась. Очень много тяжёлых и сложных переживаний запечатлено в моих сочинениях прошлых лет, и вдруг захотелось… Чего-то нового! Скорее даже – чего-то азартно-игрового и волшебного. Яркого, театрального в стилевом, музыкально-языковом отношении. Появилась потребность открыться с другой стороны, в которой, возможно, уже долгие годы «сидит взаперти» мой «внутренний ребёнок».

Сейчас он насочиняет!

Также вплотную работаю над циклом пьес «Фортепианные эскизы», часть тематизма которых составляют мои собранные воедино случайные наброски «потеряшки» за несколько лет. Планирую завершить их в этом году.

Параллельно пишу статью для книги о своём учителе, его педагогической композиторской школе, что требует немалого напряжения – ведь хочется не упустить ничего важного из своих воспоминаний.

А тем временем моя текущая педагогическая жизнь продолжается, в некотором смысле довольно рутинная, но и здесь собираются новые практические мысли и идеи.

Хотелось бы скорее донести их до вас, дорогие читатели, но, надеюсь, вы простите мне это долгое ожидание и не позабудете затейливого писаку данного канала.

Исполнитель, редактор, музыковед

Несмотря ни на что, мастерство исполнителя не терпит ожиданий, что особенно ощущается, если возможность как следует поработать за инструментом не представлялась больше недели. Моя систематическая работа балетным концертмейстером не в счёт, так как данный формат не позволяет применять всё многообразие «тяжёлой» и «лёгкой» пианистической техники, несмотря на всю качественность моей игры для хореографических классов.

Не позволяю себе «халтуры»! Привыкание к ней – легко и незаметно. И вот, иногда приходится «утолять пианистический голод» в перерывах между уроками учеников. Или вместо обеда (ибо после приёма пищи все мысли уходят в желудок подремать).

Ко всему, мне не даёт покоя мысль о том, что нужно внести (но пока никак не доберусь до этого) кое-какие редакционные изменения в нотацию моей элегии-фантазии для фортепиано, которую в этом ноябре исполняла на фестивале «Одна восьмая».

Автор. Кадр после выступления на фестивале
Автор. Кадр после выступления на фестивале

Именно практика сценического исполнения произведения, а также период подготовки к нему послужили пересмотру некоторых штрихов и динамического плана сочинения.

Вообще, быть композитором и в одновременности исполнителем своей музыки – это огромная удача, но и не меньшее напряжение + работа в кубе, даже не в квадрате.

Фишка, выражаясь современно, в том, что, если композитор есть исполнитель своей музыки – он также становится её первым интерпретатором, а значит и редактором. С одной стороны – выходит очень цельный труд, единообразный, но с дугой стороны – на него должно хватить сил, прежде всего моральных, чтобы всё завершить и оформить как полагается, до последней нотки. Это ответственная задача, т. к. никто другой этим заниматься не будет. Ну при моей жизни точно.

Не могу не поделиться своей культурно-волонтёрской деятельностью. Приурочено к году педагога и наставника, каким обозначили уходящий 2023, провела творческую встречу в библиотеке.

Автор рассказывает...
Автор рассказывает...

Ситуация сложилась таким образом, что я была и ведущей, и исполнителем, единственным на мероприятии. Всё-таки музыкальное теоретическое образование дало мне возможность научиться говорить о музыке, что, оказывается, совсем непросто. Но уже пора. Есть о чём.

Вышла своеобразная программа. В первой части рассказала о фортепианной исполнительской школе своих учителей, идущей от Игумнова и далее – Флиера, Оборина. И также о композиторской школе своего учителя Виталия Ходоша.

Оказалось, людям интересно узнать о том, как формировалась и продолжает в нынешнее время существовать академическая исполнительская школа отечественных музыкантов. Ведь это культурная история страны. О ней полезно подумать.

Вторая часть сама собой вышла совсем «французской». Репертуар для исполнения по большей части собрался из произведений Шопена, по сути истинного патриота своей родины – Польши, однако его композиторский язык можно отнести к французской школе, так как с 1830 года и до конца своих дней ему пришлось жить во Франции. К тому же, по отцовской линии он всё-таки француз.

Также прозвучал Дебюсси и Сати. Вполне естественно, что я не могла не рассказать об изобретённом Эриком Сати «интерьерном» минималистическом направлении в музыке, которое так активно актуализируется в наши дни!

К слову: в сетях невероятно много материалов о моде и стиле вещей, создающих эстетику жизни человека, но ведь музыка – одна из важнейших среди них, но об этом пишут не так много. Скорее потому что её невозможно потрогать, и видит её каждый по-своему.

В завершение данного «винегрета»...

Добавлю лишь, что в канун волшебной предновогодней поры, просто крайне важно почувствовать чудо! А чудеса всегда происходят внутри, в человеческом сердце. Именно тогда можно заметить, как они приходят вовне и становятся реальностью…

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статья:

О канале: