В этой статье кратко изложу некоторые соображения относительно редкого случая, когда академический музыкант профессионально формируется по двум направлениям: фортепиано и композиция.
Существуют разнообразные варианты такого профильного сочетания в плане глубины познания и непосредственной работы в области искусства композиции и пианизма. Но рассмотрю тот из них, к которому имею практическое отношение.
Когда приоритет в равной степени распределён между двумя ревностными сферами музыкальной деятельности.
О минусах
Быть пианистом и композитором в полном смысле этих понятий в одновременности — невероятно тяжёлый труд, запрашивающий в первую очередь личного желания, потребности в развитии и сохранении себя в качестве как пианиста-исполнителя, так и композитора.
Одно и другое запрашивает больших ресурсов времени, не говоря о силах.
- Пианист — музыкант, владеющий техникой исполнителя, а также репертуаром. Человек, способный его накапливать, восстанавливать и держать.
Для этого необходима системная работа за инструментом, практический контакт с нотной музыкальной литературой, изучая и «вживаясь» в которую, музыкант развивается на уровне исполнительских данных, техники самого пианизма, и на уровне музыкального мышления, представлений об искусстве и мире в целом.
- Композитору, помимо творческого вдохновения и времени для претворения своих идей в жизнь, необходимо мастерство, вырабатывающееся в процессе формирования личного композиторского языка и прочего.
К тому же, работа композитора над собой заключается в изучении и аналитике многочисленных трудов великих мастеров, глубоком освоении теоритических дисциплин.
К сожалению, в сутках только 24 часа, и человеческий организм рассчитан в строгом соотношении с ними. Позанимавшись даже 5 часов специальностью фортепиано, сил на сконцентрированную работу над своей композиторской идеей практически не остаётся.
Работать прогрессивно над конкретной задачей возможно, лишь на некоторое время притормозив работу над остальными. Значит, если у пианиста бывают передышки в работе от музыки вообще, то пианист-композитор всегда использует их для работы над своей музыкой.
При крайне рациональном распределении времени возможно развиваться параллельно по двум направлениям. Но это означает жизнь целиком и полностью принадлежащую музыке (насколько это может быть возможным).
О плюсах
- Одно обогащает другое. Работа композитора позволяет расширить его представление о структуре музыки, соприкаснуться с ней изнутри. Следовательно, повысить эффективность его же работы в качестве пианиста.
- Пианист обладает развитым двигательным багажом, тактильной интуицией, практическим знанием инструмента. Это повышает скорость реализации творческих идей, их поиск и генерирование.
В процессе работы на фортепиано над каким-либо известным произведением, может неожиданно прийти то состояние ума и души, которое необходимо для работы с композицией.
Одно направление музыкальной работы безусловно взаимодополняет и усиливает эффективность работы над другим. И уровень развития в одном прямо влияет на другое, при том что и полноценное погружение в одно не даёт возможности так же войти в другое на момент.
Вывод
Существует множество стенограмм известных пианистов и композиторов XX века, раскрывающих эту тему.
В этой статье не стану приводить конкретные примеры во избежание злоупотребления вниманием дорогого читателя.
Но основной вывод заключается в том, что композитор, являющийся хорошим пианистом, всегда способен особенно чутко воспринять и раскрыть произведение других композиторов в своём исполнении.
И при исполнении своей же музыки очень важно оставаться именно пианистом, с тем же требованием к себе качественности, точности и безупречности исполнения.
При сочетании двух специальностей важно не потерять, а умножить качественный уровень своей работы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также другие материалы о профессиональной жизни пианиста и композитора в разделе канала «О профессии»