12,9K подписчиков

Казань: третья столица России, но с позорным трамваем. Почти новые вагоны здесь ползают по убитым рельсам, словно черепахи!

648 прочитали

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт. Троллейбусы - присутствуют, в чём Казань уже перепрыгнула Москву, в которой остался только потешный музейный маршрут. Здесь же - 10 маршрутов общей протяжённостью 355 километров, на которые выходят 200 троллейбусов, что не густо для города, в котором живёт 1 300 000 человек.

Основная единица - полунизкопольный троллейбус Тролза-5275.03 "Оптима", коих по Казани катается 132 штуки. Машины сравнительно свежие: 2013 - 2017 годов выпуска, все они покрашены в зелёный цвет, и выглядят приятно.

Тролза-5275.03, улица Татарстан
Тролза-5275.03, улица Татарстан

А теперь - страшный сон для людей, утверждающих, что троллейбус - это устаревший вид транспорта! На-те! Смотрите на белорусский МАЗ-303Т 2023 года постройки, коих Казань закупила 25 штук осенью 2023 года! Между прочим, нигде в России таких троллейбусов пока что больше нет, но я надеюсь, что они обязательно пополнят парки ещё в каких-нибудь городах... А вот с вывозом снега в Казани - полная беда! Им завалены дороги, тротуары, убирать его коммунальные службы не торопятся, и даже это фото сделано с огромной снежной горы, расположившейся посреди тротуара... А хотя, за гору, и за эту фотку - коммунальщикам спасибо!

МАЗ-303Т, улица Татарстан
МАЗ-303Т, улица Татарстан

Далее по численности идут вологодские машины "Авангард" 2019 года выпуска, их в Казани 15 штук. Так вышло, что в день посещения Казани, 25 ноября 2023 года, мне не удалось сфотографировать ни одного, так что фото пришлось позаимствовать в интернете.

Фото: https://transphoto.org/photo/1925440/
Фото: https://transphoto.org/photo/1925440/

Ну и совсем единичные экземпляры - это Тролза Мегаполис, их в Казани 4 штуки, причём, трёх разных модификаций, имеющих незначительные отличия.

https://transphoto.org/photo/1950894/
https://transphoto.org/photo/1950894/

Замечательные в Казани троллейбусы! Старых ЗИУ здесь давно уже нет, зато есть передовые МАЗы, современные "Авангарды", да и Тролза-5275.03, хоть и устарели морально, всё-таки вполне соответствуют запросам современных городов. Но! Как сказал классик: "почему тут так мало"? 200 троллейбусов в почти полуторамиллионном городе, называющим себя столицей... Серьёзно? При этом автобусы по тем же улицам ездят огромными табунами. Большинство из них - МАЗы-203, построенные в 2016-2018 годах, которых в Казани есть 337 штук. Красивые, конечно! Но знатно загрязняют в городе воздух. Только представьте, насколько лучше стало бы жить в Казани, будь на месте каждого из этих автобусов троллейбус! Снегоуборочная техника, кстати, тоже бы не помешала (фото 2, 3).

Кроме МАЗов по Казани катаются автобусы почти местного разлива. Шасси делают неподалёку от Казани в Набережных Челнах на заводе КамАЗ, кузов и другую последующую сборку осуществляет завод в Нефтекамске, и в результате получается НефАЗ-5299-40-57, мой любимый автобус из современных. В нём вся сборная солянка: от кондиционера до USB розеток, а также стильная морда со скошенными блоками фар. Ну не красавчик ли?

Численность у них примерно такая же, как у МАЗов, годы выпуска - с 2018 по 2021, а ещё они работают на сжиженном газе. Дешевле и экологичнее, чем дизелные МАЗы, но до троллейбуса по этим показателям - как до луны. Между прочим, такие же автобусы ездят по Москве, но в Казани некоторые из них имеют, скажем так, "раннюю" морду с другими блоками фар, что для нас, москвичей, их делает более интересными.

А эта старая коробка называется... Тоже НефАЗ-5299! Бинго! Два принципиально разных автобуса - и под одним индексом, ну не удивительно ли? Впрочем, цифры после точки у них всё же отличаются: кубик называется 5299-30-32. Уходящая эпоха, напоминающая нам о 2010-х годах, когда эти автобусы выпускались. Спешите прокатиться на них, ведь не пройдёт и пяти лет, как они станут таким же раритетом, каким сейчас считаются Икарусы-гармошки! В Казани их осталось чуть более сотни, а вот Петербург к 2023 году избавился от всего поголовья... Хлоп - и нету!

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-9

Есть в Казани и автобусы-коротышки Лотос-206, которые собираются в Набережных Челнах. И - нет, господа эксперты, это не МАЗ-206! От неповторимого оригинала Лотос отличается установленным в нём китайским двигателем, работающим на сжиженном газе. Лотосов в Казани кот наплакал - всего 10 автобусов, а самих МАЗов-206 здесь и вовсе не осталось.

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-10

Хорошо всё-таки путешествовать по российским городам зимой! Захотел сфотографировать пейзаж с возвышенности - куча снега к твоим услугам. Удобно! Ни пройти, ни проехать, зато фоточки получаются классные!

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-11

А ещё в Казани есть эксклюзив! ПАЗик! Но это не тот убогий ПАЗик, в котором водитель раскладывает монетки справа от себя на тумбе двигателя, накрытой ковром, и не тот ПАЗик, в который залезть и в котором ехать можно только пассажирам, имеющим спортивный разряд по акробатике. Это первый в своё время автобус ПАЗ-3237 по кличке "Кубик", действительно созданный для пассажиров и идеально подходящий для малозагруженных городских маршрутов. Приятный внешний вид, низкий пол, накопительная площадка, но при этом - дизельный, без кондиционера и без розеток для телефона. Хороший автобус для своих лет: казанские экземпляры (а их тут 30 штук) построены в 2012 году, а вообще в России можно найти и экземпляры из начала 2000-х.

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-12

К другим интересностям. Hyindai Universe Space Luxury! В Казани на междугородних маршрутах работают 11 автобусов этой модели. Неприметные, неудобные, не очень красивые, но всё-таки, тоже являющиеся частью автобусной истории нашей страны. Подробнее о них я рассказывал в одной из предыдущих публикаций.

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-13

Прервём ненадолго путешествие по городу, чтобы засунуть нос на внутригородскую железнодорожную линию, через которую проходит большинство пассажирских и пригородных поездов.

Перегон Дербышки - Аметьево
Перегон Дербышки - Аметьево

Местный пригород, конечно, не назовёшь городской электричкой, ибо интервалы, часто составляющие больше часа, говорят сами за себя. Да и поезда здесь - далеко не Иволги и даже не Ласточки, а морально устаревшие и не очень красивые поезда ЭД9М 2000-х годов постройки... Но зато их тут моют, в отличие от ЭД4М, которые курсируют по хвалёному московскому МЦД-4!

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-15

Встречаются и чуть более современные ЭД9Э, чьё электрическое оборудование позволяет экономить электроэнергию за счёт возможности рекуперации почти до полной остановки поезда... Если коротко, то рекуперация - это когда электродвигатели при торможении становятся генераторами и начинают вырабатывать электричество, а подробнее читайте на канале vivan755, вот ссылка на материал. А ещё ЭД9Э имеют слегка изменённую более стильную "кософарую" морду.

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-16

Перейдём к трамваям Казани! На первый взгляд, всё замечательно: вагоны разнообразные, современные, в фирменной вишнёвой окраске, навскидку чистые, ездят по обособленным путям... А ещё тут водится эксклюзив: трамваи 71-911Е "СитиСтар", которые строились в Твери до 2019 года и стали прообразом массово распространяющегося по России "Львёнка". Только Львят построено более 250 штук, а этих - 51, и встретить их можно лишь в Казани, в Ростове-на-Дону, а также, внезапно, в латышском Даугавпилсе...

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-17

Есть в Казани 20 белорусских трамваев БКМ-621 2013-2014 годов постройки. Вроде не старые, но гремят не хуже, чем КТМ-5 по неухоженным рельсам, что ещё раз доказывает: менять нужно не только подвижной состав, но и технологии ремонта, а также руководителей предприятий, не способных за этими технологиями следить и внедрять их. А если и это не помогает - то и руководителей городов.

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-18

Есть 37 трамваев модели 71-407-01, построенных в Екатеринбурге... Думаю, обывателю нетрудно будет спутать их с показанными выше белорусскими вагонами.

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-19

Но мне, если честно, не нравится внешность и тех и других. Это же 2017 и 2018 год выпуска! Как можно в 21 веке рисовать такие неказистые коробки? Чего стесняться? Просто сознайтесь, что построили слегка видоизменённый советский КТМ-5 с вклеенными окнами! Не спорю: внутри эти трамваи современные, с низкопольной площадкой, наверняка удобные, но внешность... В общем, заводу Уралтрансмаш точно стоит сменить дизайнера и художника.

71-407-03
71-407-03

Гораздо симпатичнее, на мой взгляд, выглядят трамваи КТМ-23, которые во всех городах, кроме Казани, получили прозвище "морковка" за оранжевый окрас... Руководствуясь такой логикой, казанские КТМ-23 можно называть... Свеклой?! Так вот, свеклы в Казани немного: всего лишь 23 трамвая, зато все они относительно новые, ибо построены в 2016 году. Кстати, а с какой скоростью должны ездить трамваи по обособленным путям, как на фото ниже? Автомобили к ним залезть не могут, пешеходов тоже здесь нет, расстояния между остановками приличные... Я думаю, 80 километров в час!

Хотя ладно, на улице Габдуллы Тукая можно не 80, а 60 км/ч, всё-таки, здесь не обособленные трамвайные пути. А вот идиотский забор вдоль проезжей части с улицы Габдуллы Тукая абсолютно точно нужно убрать, как и знаки в мерзкой жёлтой каёмке, ведь этот визуальный мусор абсолютно бесполезен, а также мешает любоваться архитектурой. Хотите безопасную улицу - сужайте полосы, ограничивайте скорость автомобилей, делайте лежачих полицейских и вешайте камеры контроля скорости, а вот уродовать заборами город не обязательно.

Кстати, местный Метроэлектротранс насчёт скоростей со мной не согласен. Чего, 80 км/ч на обособленном полотне?! Вот уж дудки! 40 километров в час, и это в лучшем случае! Морковки... Ой, свёколки... СитиСтары, БКМы и 71-407 - всё это ползает как по новым трамвайным линиям, так и по старым, со скоростью черепахи. При таком раскладе не стоит удивляться, что всё больше жителей Казани пересаживаются в личный автомобиль, забивая дороги и ненароком устраивая в городе пробки!

Казань - третья столица России? Что ж, давайте посмотрим, насколько по-столичному в третьей столице России организован городской наземный транспорт.-23

Казалось бы, у Казани есть даже сочленённые вагоны БКМ-843! Уж они-то точно могли бы выполнять роль метро в тех районах города, где его ещё не построили! Удобные, вместительные, быстрые... В теории. Но не на практике. Червяки по Казани ездят даже медленнее, чем одиночные вагоны.

А всё почему? Во-первых, рельсы здесь отремонтированы тяп-ляп. Во-вторых, после проведения капитального ремонта, Метроэлектротранс, видимо, решил забыть об их обслуживании. В-третьих, на убитых путях трамваи убиваются очень быстро. В-четвёртых, обслуживание трамваев. Посудите сами: в Казани есть 17 трамваев БКМ-843 2013 года, есть 3 очень похожих БКМ-845 2018 года, а прокатились мы лишь в двух из них... Однако в обоих не работало отопление, в стеклопакетах, как в аквариуме, качалась вода, с потолка шёл дождь, а на колёсах были такие ползуны, что некоторые грузовые вагоны, коим свойственна эта болезнь, нервно курят в сторонке...

БКМ-843
БКМ-843

А ещё БКМ-843 - это трамваи двухсторонние, то есть, у них две кабины. При этом, на всех БКМах, которые попались нам в Казани, задняя кабина представляла собой пыльную заброшку с мутными стёклами и с распотрошённым пультом управления... Понятно, что кабина не нужна, но помыть её что помешало? В общем, грустно казанским трамваям. Спасибо, что они хотя бы перестали гореть каждый месяц, как это было до 2021 года.

БКМ-845 отличается расположением дверей.
БКМ-845 отличается расположением дверей.

Мой итог: 4 красных НефАЗа из 10. Толпа новых автобусов - это хорошо, но мы с вами живём в цивилизованной стране, а в цивилизованных странах, где города возглавляют разбирающиеся люди, загруженные автобусные маршруты переводят если не сразу на трамвай, то на троллейбус - уж точно, ведь это хороший способ убрать выхлопные газы за пределы города. Казань же развитием маршрутной сети и строительством новых линий заниматься не спешит, ограничившись лишь обновлением подвижного состава. Спасибо и на этом.

Улица Татарстан. JAC JS4 добрался уже и до Казани.
Улица Татарстан. JAC JS4 добрался уже и до Казани.

А ещё есть претензия и к троллейбусам и к автобусам: Казань - третья столица, а сочленённых машин совсем нет. Хотите сказать, ни на одном маршруте автобусы и троллейбусы не забиваются "в мясо"? Хотите сказать, в 1,3-миллионной Казани автобусами и троллейбусами пользуется меньше людей, чем в 200-тысячном Великом Новгороде, где сочленённые автобусы выходят на маршруты даже по выходным?! Бредятина.

А вот трамвай Казани - это позор! Здесь нет ни одного вагона старше 15 лет, при этом все вагоны уже сейчас ушатаны точно так же, как были ушатаны местные КТМ-5 в далёком 2007 году.

Неработающее отопление, дождь в салоне, низкие скорости, убитые рельсы - от всех этих "ценностей" российским городам, и особенно, Казани, давно пора избавляться. Устройте себе службу пути, наберите туда профессионалов, организуйте своевременные текущие ремонты путей и вагонов, поднимите зарплаты, и сделайте, наконец, ваш трамвай серьёзным видом транспорта! Ведь сейчас это прикрытое красивыми картинками посмешище, которым есть смысл пользоваться только пассажирам, желающим подольше поспать по дороге на работу.

С вами был Блог ЖД Фотографа! Чтобы не пропустить новые публикации, подпишитесь на ТГ-канал "Всё, что движется", где я размещаю на них ссылки, или на мой личный канал, где я ещё делаю короткие заметки и рассказываю о новостях моего блога. Также уже смонтированный видео обзор транспорта Казани доступен на Бусти.

Буду рад любой поддержке моего канала монетой: 2202 2032 6378 2304.

До скорого!

Другие обзоры городов и городского транспорта: