Существуют автобусы разные. Есть легенды: Икарус-260, или ЛИАЗ-677, которые знает абсолютно любой постсоветский человек, а также автобусные фанаты любого возраста, включая тех, эти автобусы не застал.
Есть автобусы менее заметные, но всё-таки выделяющиеся среди других: например, Mercedes O305G. Вы можете понятия не иметь, как он называется, но совершенно точно обратите внимание на его округлые формы, если он попадётся вам в потоке автомобилей.
А есть автобусы, которые как мыши: ни выдающихся характеристик, ни особых удобств... И, самое главное, запоминающейся внешностью такие автобусы тоже не обладают - даже Пазик-3205 на их фоне может показаться легендой. Большинство этих автобусов - азиатского происхождения.
Но если из 442 автобусов, пусть даже и неприметных, остались лишь четыре, то нужно срочно ехать и делать фотографии на память! Один из них ездил в подмосковном Серпухове, куда мы с Автобус Мастером отправились 28 января 2024 года, но сначала нужно было заехать в Чехов, чтобы арендовать автомобиль.
Чехов встретил нас убогой привокзальной площадью. Неубранный снег, куча уродливых магазинов и ларьков с шавермой, здесь же - здание автовокзала в пластмассовом стиле, а вместо какого-либо благоустройства - широченная проезжая часть, совмещённая с автостоянками и маршрутами движения автобусов. Наверное, в Чехове есть секретное производство, и привокзальную площадь специально сделали такой жуткой, чтобы у людей не возникало желания приезжать сюда ещё раз.
Вытерпев это безобразие, а затем пройдя немного через город по неубранным сугробам, которые начали превращаться в кашу-малашу, мы увидели причудливое старинное деревянное здание, в котором размещается музей писем А.П.Чехова. Да и в целом, город показался мне по-советски уютным: есть маленькие здания, есть панельки, есть зелень... Только вот советские технологии текущего содержания в Чехове, как и во многих других подмосковных городах, к сожалению, давно уже утрачены.
В Чехове мы арендовали Kia Rio X-Line у каршеринга Делимобиль и поехали в Серпухов, где ездил нужный нам автобус. Кстати, у меня есть для вас промо-код Делимобиля: REF25JGO. Регистрируйтесь с ним: вам - скидка на первую поездку, а мне - бонусы на счёт, которыми я смогу оплатить поездки.
А также я прошу вас подписаться на мой личный ТГ-канал, где я делюсь оперативными новостями своего блога и размещаю ссылки на все новые публикации, чтобы вы не потеряли их в ленте Дзена.
Серпухов - город более приятный, чем Чехов. Вот, к примеру, ухоженное сталинское здание в приятных цветах.
Рядом с Макд... Ой, простите, с Вкусно и точкой, куда мы заехали за кофечком, расположено здание серпуховской типографии 1917 года. В 2019 году его отремонтировали и открыли в нём музей печати. А на задний план фотографии попала уродливая серая башня, строительство которой нужно было запретить ещё на этапе согласования, ведь так изуродовать Серпухов могли только люди, ненавидящие город всей душой.
Далее мы отправились в деревню Гавшино в паре километров от Серпухова, где проходит автобусный маршрут № 29. По дороге сфотографировать получилось только бывший московский ГОЛАЗ "Вояж" в окраске Московского транспорта, который был передан подмосковному перевозчику Мострансавто в 2020 году.
15 минут петляния по Серпухову - и мы на загородной дороге... Автомобиль был наспех припаркован там, где можно, и мы стали ждать. А вот и он - корейский Hyindai Universe Space 2011 года выпуска - тот самый неприметный автобус-мышь, о существовании которого вы не подозревали до этого момента. В начале 2010-х годов подмосковный перевозчик Мострансавто закупил 442 таких автобуса и они начали ездить из подмосковных городов в Москву, а позже, уступив место ГОЛАЗам, перекочевали на местные маршруты.
Эти автобусы никогда мне не казались интересными: посадочные места для меня, двухметрового лося - очень тесные, внешность - неприметная, да и не шибко красивая, как и у других корейских автобусов. Пока Хёндаев было много, я их не фотографировал, и спохватился лишь в январе 2024 года, когда на всё Подмосковье их осталось 4 штуки: 2 в Серпухове, и по одному в Волоколамске и Верее, а на момент публикации статьи серпуховские машины уже не эксплуатируются. Автобус, тем временем, доехал до своей конечной, развернулся, и мы сфотографировали его во второй раз. Водителю за терпение - спасибо.
Две фотки? Отлично, но мало. Опять прыгаем в машину, опять едем в Серпухов, по пути обгоняем автобус, пока он стоит на остановках; паркуемся во дворе на улице Ворошилова, и по заснеженному тротуару бежим на поиски такой точки съёмки, чтобы были видны красивые домики, но при этом отсутствовал дурацкий железный забор и желательно сугробы... В одном из которых была найдена малая архитектурная форма. Лев! Не ожидали такое увидеть в Серпухове? Вот и я не ожидал. На интернет-жаргоне это называется "пасхалочка" - спрятанный в неожиданном месте сюрприз.
Щёлкают три затвора - и фотография готова... К сожалению, совсем без сугробов не получилось. И заметьте: наш герой выглядел сравнительно чисто! При такой погоде всё могло быть гораздо хуже. Водитель, наверное, мягко говоря, очень удивился, увидев нас в третий раз. Представляю, какими дикарями мы выглядели в его глазах... Уга! Уга-буга! Автобус!
Здесь же, но в другом направлении, был ещё раз сфотографирован синий ГОЛАЗ "Вояж". Пока что такого добра в Подмосковье хватает, но вы и моргнуть не успеете, как в одночасье они исчезнут вслед за Хюндаями... Так что при случае - фотографируйте, ведь жизнь автобуса коротка. Тем более, у Мострансавто нет музея техники, так что уйдут "Вояжи" с концами.
Обедали мы в ТЦ "Атлас", который уж точно не красит облик Серпухова, а Икс-лайн ждал нас на стоянке.
При этом, убрать снег с пешеходных дорожек на своей же территории администрация торгового центра нужным не посчитала.
Пока Хюндай катался по маршруту, мы устроили себе небольшую экскурсию по Серпухову. Привокзальное пространство здесь организовано почти на столичном уровне, не то что в соседнем Чехове! Есть зебры со светофорами и островками безопасности, на тротуарах нет снежной каши... Илья Варламов бы оценил. Осталось ещё убрать жёлтые каёмки со знаков пешеходного перехода.
В центре привокзальной площади установлена работа скульптора Ильи Дюкова 2020 года - памятник Дмитрию Донскому и Владимиру Храброму.
Сам вокзал тоже является достойным украшением города: здание 1868 года в эклектическом стиле сохранилось до наших дней почти в неизменном виде. Правда, в перевозочном процессе вокзал не участвует и зайти в него нельзя. На этом же фото видны основные типы автобусов Серпухова: справа - ПАЗ Вектор Некст, а слева - ПАЗ-32053, который, между прочим, очень нехарактерен для Подмосковья. Вы вот знаете, где ещё в Подмосковье подобные ПАЗики перевозят пассажиров по городским маршрутам?
Есть в Серпухове и более современная техника: ГАЗель "Сити". Маршрутка здорового человека с широкой дверью и низким уровнем пола.
Есть автобусы ЛИАЗ-4292 средней вместимости для малозагруженных городских маршрутов.
Есть ГОЛАЗ "Вояж" (или их копии ЛиАЗ-5250), которые ездят в пригород...
Ещё один ПАЗик... Ненавидеть ПАЗики можно сколько угодно, но для меня, как для жителя Москвы, ПАЗики - это диковина!
Нужно больше ПАЗиков!
Обратите внимание, как сделана автобусная станция: остановки на тротуаре около вокзала, остановки на островке, павильоны - относительно современные и довольно приятные на вид; стильные чёрные фонари, безбарьерный пешеходный переход, прилично убранный снег и всё это - на фоне красивого вокзала! Эй, Чехов! Учитесь у своего соседа, как надо встречать гостей города, ведь как человека встречают по одёжке, так и человек встречает город по привокзальной площади. Вам вот куда больше хочется, в Чехов или в Серпухов?
Пока есть время, рассмотрим внимательно здание железнодорожного вокзала. Рядом с входной группой сидит павлин в железнодорожной форме и с железнодорожным фонарём - сам размером чуть больше петербургского Чижик-Пыжика, а ещё носит зелёный вязаный шарфик. Эта птичка является геральдическим символом Серпухова и изображена на гербе города, а попала она туда потому, что в местном Введенском Владычном женском монастыре с давних времен разводят павлинов.
Прекрасная оригинальная деревянная дверь с массивной деревянной ручкой хоть и нуждается в ремонте, а всё равно выглядит восхитительно! Однажды в России настанет прекрасное время, когда люди начнут ценить подобные двери и перестанут менять их на пластиковое или на железное барахло.
А пассажирская инфраструктура Серпухова ужасна... Наверное, тяжело быть мамой с грудничком в Серпухове, если нужно поехать куда-то на электричке! Хорошо, что тут строят новый конкорс с лифтом и очень скоро это безобразие уйдёт в историю.
Временные кассы в строительном контейнере: тяп-ляп - и готово!
А вот и новое строительство. Скоро электрички Серпухова станут доступными для маломобильных пассажиров. В таком городе уже не так страшно стареть: знаешь, что при необходимости сможешь уехать в Москву и никакие дикие лестницы тебе не помешают.
Панорама с пешеходного моста. Насколько прекрасен вокзал, настолько же уродлив турникетный павильон... Я работаю в одном из московских моторвагонных депо, и у нас в подобном стиле оформлена площадка для хранения старых деревянных поддонов... Если уж поставили турникеты, то могли бы соорудить под это дело красивый стеклянный павильон с кондиционером и с отоплением, а не убожество, открытое всем ветрам! И это, к сожалению, проблема далеко не только Серпухова.
К остановке подкатил наш Хюндай. Мы спустились с моста, оплатили проезд невозмутимому водителю и уселись на кресла. Салон у автобуса самый обыкновенный: два ряда по два сидения, из удобств - только подлокотники, а подголовники отсутствуют... Но всё равно, уютно!
Только очень уж тесные посадочные места в корейском автобусе - прямо как в маршрутке.
О рабочем месте водителя мне сказать нечего, так что просто смотрите. Выглядит красиво: стильный руль, цветная подсветка... Может, в комментариях появится человек, который водил такой автобус и поделится впечатлениями?
По состоянию автобуса и не догадаешься, что он старый: едет тихо, не дребезжит и не воняет бензином, и мне жаль, что такие хорошие машины списываются по, казалось бы, формальным причинам. Ну, да, 14 лет эксплуатации... А что с того? На мой взгляд, если состояние позволяет, то зачем ограничивать срок службы? Посмотрите видеозапись поездки в этом автобусе и ответьте: что мешает эксплуатировать машину и дальше?
Двух остановок вполне хватило, чтобы понять: Мострансавто списывает хорошие автобусы почём зря. Поэтому через две остановки мы вышли рядом с панелькой, украшенной с изображением павлина с монастырём и с надписью "Серпухов" в древнерусском стиле. Вот адрес: улица Ворошилова, 151 - можете приехать и посмотреть своими глазами.
Да и вообще, зимний Серпухов оказался даже более ухоженным, чем Москва. Пускай скамейка в сугробе, зато под ногами нет снежного месива... А москвичи прекрасно помнят, что творилось в столице зимой 2024 года. Неужели все дворники из Москвы перекочевали в Серпухов?
Перед отъездом я сфотографировал около вокзала ПАЗик со старой мордой, ведь в Серпухове таких осталось мало, а большинство автобусов уже со светодиодными фарами.
Автобусы Hyindai Universe Space - это самые обычные автобусы: не лучше и не хуже других; неприметные, не легендарные и не запоминающиеся. К тому же, прощается с этими автобусами только подмосковный перевозчик Мострансавто, а в целом по России их ещё катается вагон и маленькая тележка.
А ещё хотелось бы, пока не поздно, чтобы у Мострансавто появился музей техники, ведь столько интересных автобусов уже безвозвратно ушло под нож! Особенно жаль подержанные автобусы из Европы: пусть они были старые и не совершенные, но благодаря им в тяжёлые годы после распада СССР, когда российская промышленность жалобно крякала, жители Подмосковья не потеряли возможность передвижения. Полюбуйтесь, на красивые автобусы, которые теперь мы можем увидеть только на фотографиях! И спрашивается - что мешало сохранить каждый из них хотя бы в одном экземпляре?
Если открыть музей в ближайший год, то туда успеет попасть не только Хюндай, но и ГОЛАЗ-622810, которые есть только в Мострансавто! Ведь если Мострансавто вовремя не подсуетится, то и эти красавцы через пару-тройку лет останутся только на фотографиях. А ведь они, между прочим, перевозили гостей сочинской олимпиады в 2014 году!
Город Серпухов получает от меня 7 павлинов из 10. Он небольшой и уютный, в нём есть современное благоустройство, много зелени, аккуратные советские и современные дома, почти нет многоэтажек, а также здесь разнообразные автобусы. Но к сожалению, Серпухов имеет те же болячки, что и другие подмосковные города, самой неприятной из которых я считаю строительство рядом с историческими зданиями уродливых "торгашей" и мерзких высоток. Снесите это всё, на освободившихся площадках сделайте парки, и в дальнейшем свой архитектурный мусор стройте, пожалуйста, на окраине городов. А ещё лучше - оставьте его в своих больных фантазиях!
С вами был Блог ЖД Фотографа. Если можете - поддержите мой канал небольшим ежемесячным платежом на Бусти: мне - монета на съёмки новых обзоров, а вам - доступ к дополнительному контенту. Там же вы можете оформить уровень поддержки "Путешественник" и ездить со мной в автопутешествия, вроде этого, при этом не скидываться на аренду автомобиля, все подробности - на Бусти.
До скорого!