Найти тему
Блог ЖД фотографа

Мещёрская магистраль: тупиковая, но внезапно, очень живая ЖД ветка прячется во владимирских лесах. Показываю, что она из себя представляет!

Есть в России много удивительных железнодорожных линий, и каждая удивительна по-своему. Взять хотя бы Мещерскую магистраль: тупиковую железную дорогу, которая начинается во Владимире и заканчивается в посёлке Тума Рязанской области. Удивителен уже сам факт, что в, казалось бы, какой-то там никому не известной Туме есть железная дорога!

Не менее удивительно и то, что на эту, столь близкую к Москве линию, из столицы не приехать на прямом поезде даже по выходным. Ну, мало ли, а вдруг мне захочется с семьёй скоротать выходной день в старинном и очень красивом городке Гусь-Хрустальный, который расположен примерно на полпути до Тумы? Посмотрите, например, какой здесь очаровательный железнодорожный вокзал!

Фото сделано в ноябре 2021
Фото сделано в ноябре 2021

А ещё этот маленький городишко может похвастаться красивым историческим центром, по которому, внезапно, катаются одни из лучших автобусов нашего времени - Scania Omnilink! Это вам не какие-нибудь задрипанные ЛИАЗЫ-677, и, тем более, не ПАЗики, а шведские низкопольные автобусы, ничем не уступающие современным ЛиАЗам, МАЗам и иже с ними... Староватые, правда - из 2000-х годов, но если бы я вам этого не сказал, вы бы и не догадались.

-2

Автобусы эти, в большинстве своём, попали в Гусь из Москвы и Петербурга... Только посмотрите, какие они разнообразные! Белый я уже показал, а как насчёт синего? Зелёного? Не обращайте внимания, что они весьма грязные, просто обе мои поездки в Гусь-Хрустальный попали на влажную погоду... Надо бы летом повторить: арендовать на сутки автомобиль в Стидрайве и поехать... Айда со мной? Кстати, при регистрации в Ситидрайве с промокодом WRMGDB вы получите скидку 50% на первые две поездки!

А хотя погоди-те ка, ведь ПАЗики в Гусь-Хрустальном тоже есть! Но это не те скотовозки, которые мы привыкли видеть в обычных российских городах, это модель 3237! Комфортные низкопольные автобусы марки ПАЗ, появившиеся в 2003 году и работавшие, в основном, в Москве: вот, даже старая бело-зелёная окраска Мосгортранса на некоторых сохранилась. А красненький передан в Гусь-Хрустальный из Казани.

Был здесь и удивительный автобус Säffle System 2000NL 1998 года выпуска, смахивающий на Икарус-415, только в 2022 году куда-то подевался.

-5

А, ну да, железная дорога! Так вот, чтобы в Гусь-Хрустальный приехать на денёк по железной дороге, вам надо в 9 часов утра на станции Владимир сесть в местный пригородный поезд, только как, брать его за ногу, приехать к этому времени во Владимир?! Электричек нет, зато есть Ласточки и дальние поезда, на которые билеты если и удастся урвать за день до отправления, то по неоправданно высокой цене. Непорядок, РЖД! Заказываю: сделайте туристический поезд выходного дня на Тумскую линию! Или хотя бы согласуйте пригородный с московской электричкой как-нибудь...

Сам же пригородный поезд Владимир - Тума представляет собой один или два плацкартных вагона, запряжённых тепловозом. В 2016 году это был полноценный магистральный тепловоз ДМ62, покрашенный в классический советский зелёный цвет - как полагается.

7 февраля 2016 г, перегон Курлово - Великодворье
7 февраля 2016 г, перегон Курлово - Великодворье

К 2017 году все одиночные "Машки" Горьковской железной дороги успели пройти через крупные виды ремонта, где им ободрали оранжевые молдинги под лобовыми окнами и изуродовали корпоративной окраской российских железных дорог.

Станция Улыбышево, 2017 г.
Станция Улыбышево, 2017 г.

А в последнее время пригород стал ещё менее интересным: вместо редкой, пускай и корпоративной, ДМ62, его теперь тянет маневровый тепловоз ЧМЭ3, который, ввиду своей многочисленности и вездесущести, не является чем-то интересным. Но это сейчас. Лет через 10 о них мы будем говорить по-другому.

Окатово, 2021 г.
Окатово, 2021 г.

По линии курсируют две пары пригородных поездов, доступных пассажирам, а в 2013 году были ещё и рабочие поезда... Ну, как рабочие. Курсировали 4 пары пригородных в день, потом две из них область оплачивать отказалась, но поезда ходить не перестали, так как ими пользовались работники станций, расположенных на линии. В итоге: поезда продолжили ходить, а вот брать пассажиров - ни-ни! Такие вот у нас в некоторых регионах "политики": не могут с РЖД договориться о сохранении двух "кукушек", эксплуатация которых для нашей богатой России выглядит как сущие копейки.

2013 год, перегон Окатово - Гусь Хрустальный. Рабочий поезд.
2013 год, перегон Окатово - Гусь Хрустальный. Рабочий поезд.

Ветка Владимир - Тумская имеет очень богатую историю. И это сейчас может показаться: ну что за ерунда, целая железнодорожная ветка в какую-то там Туму - да кому она там нужна? Но на самом деле, когда эта железная дорога только появилась, Тума была лишь примерно посередине здоровенной Владимиро-Рязанской узкоколейки!

ЧМЭ3-2129 везёт хопперы из Великодворья во Владимир, февраль 2016.
ЧМЭ3-2129 везёт хопперы из Великодворья во Владимир, февраль 2016.

Строительство железнодорожной линии из Рязани началось в 1897 году, причём, не на пустом месте: за основу была взята узкоколейка, построенная четырьмя годами ранее для вывоза на дрова сгоревшего неподалёку от деревни Криуши леса. В 1898 году железная дорога дотянулась до Тумы, в 1900-м - до Владимира, а движение по всему маршруту от Владимира до Рязани, который, кстати, составлял целых 211 километров, началось в 1901 году.

ЧМЭ3 увозит снегоуборочную машину. Февраль 2016 г.
ЧМЭ3 увозит снегоуборочную машину. Февраль 2016 г.

Новая узкоколейка активно использовалась для связи промышленности Мещеры с большой железной дорогой, причём, перевозки росли с такой силой, что уже в 1924 году участок от Тумы до Владимира был перешит на широкую колею.

Машка едет резервом из Великодворья в Туму, 2017 г.
Машка едет резервом из Великодворья в Туму, 2017 г.

В 1990-е годы узкоколейная сеть между Рязанью и Тумой начала постепенно деградировать и уже к 2007 году от былой роскоши остался лишь 6-километровый участок Тумская - Гуреевский, а также 25-километровое ответвление на Голованову дачу. В 2008 году движение прекратилось и по этим веткам, так как Владимирская и Рязанская область не смогли о чём-то там договориться, но надежда на восстановление перевозок всё-таки оставалась, но и она умерла в 2010 году, когда мосты на линии Гуреевский - Голованова дача сгорели в лесных пожарах. И РЖД такие: "о, отличный повод ничего больше здесь не делать!"... и просто сняли остатки путей, вместо того, чтобы построить новые мосты и привести рельсы в порядок. А люди там как-нибудь сами разберутся, на чём добраться до "большой земли".

Фото: Алексей Потелещенко, 1997 г., railgallery.ru. Посадка пассажиров в пригородный поезд на станции Тумская.
Фото: Алексей Потелещенко, 1997 г., railgallery.ru. Посадка пассажиров в пригородный поезд на станции Тумская.

В итоге у нас есть 120-километровая тупиковая малодеятельная железная дорога, начинающаяся во Владимире и заканчиваются в Туме (станция называется Тумская), на которой, тем не менее, ежедневно курсируют две пары пригородных поездов, а также два грузовых: утром один из них выезжает из Владимира, а другой - из Тумы едет ему навстречу.

Одна из немногих на момент съёмки зелёных 2М62У Горьковской дороги, тепловоз 0363. Станция Улыбышево, февраль 2017.
Одна из немногих на момент съёмки зелёных 2М62У Горьковской дороги, тепловоз 0363. Станция Улыбышево, февраль 2017.

И что поражает меня больше всего, так это то, насколько живая эта ветка! Судите сами: другие российские тупиковые железные дороги в большинстве своём полумёртвые, с хорошо если несколькими грузовыми поездами в неделю, с мёртвыми деревнями, с заколоченными вокзалами, с разобранными станциями и перегонами в несколько десятков километров. Наша же на свои 120 километров имеет целых 8 промежуточных станций,на каждой из которых есть подъездные пути к различным предприятиям, которые ещё и работать умудряются с такой силой, что обеспечивают скромную Тумскую линию аж двумя сборными грузовыми ежедневно! И на некоторых станциях, естественно, есть свои местные тепловозики.

Например, на станции Улыбышево (в самом начале ветки, у Владиира) есть ТГМ4-2889. Дата съёмки: февраль 2017.
Например, на станции Улыбышево (в самом начале ветки, у Владиира) есть ТГМ4-2889. Дата съёмки: февраль 2017.

А ещё железнодорожные фанаты старой школы, вроде меня, обожают посещать Тумскую ветку по той причине, что здесь не водятся современные тепловозы 2ТЭ25КМ и 2ТЭ116У, фотографировать скучно, так как внутри своих серий они являются копиями друг друга.

...правда, зелёных Машек здесь больше нет.
...правда, зелёных Машек здесь больше нет.

Думаю я, что ваше знакомство с железнодорожной линией Владимир - Тумская успешно состоялось, так что далее насладитесь подборкой моих фотографий с этой чудесной, таинственной и очень живописной ветки. Для начала - белый Коть, пасущийся на шпалах. Не беспокойтесь: я потом прогнал Котея с путей, так что с ним всё должно быть хорошо. Тем более, он здесь местный, так что судьба Твикса ему навряд ли светит.

Ноябрь 2017 г.368
Ноябрь 2017 г.368

Одно из наиболее доступных мест съёмки находится рядом с местечком Головино. Сюда просто добраться на автомобиле: примерно 3 с половиной часа езды из Москвы, удобная стоянка неподалёку от переезда, несколько десятков метров прогулки вдоль скромной деревни, недолгое ожидание - и фотография готова!

2М62У-0268, перегон Улыбышево - Комиссаровка. Ноябрь 2017 г.
2М62У-0268, перегон Улыбышево - Комиссаровка. Ноябрь 2017 г.

В Головино больше нет железнодорожной станции: боковые пути и стрелки демонтированы неизвестно, когда, и только насыпь в один уровень с перегонным путём напоминает о былом величии. Зато людям, не слишком интересующимся тепловозами, здесь есть, на что посмотреть! Знакомьтесь: церковь Амвросия Оптинского! Причём, она новая: строили её с 2005 по 2009 год, а поезда на её фоне не фотографировал только ленивый. Да и сосна здесь живописная!

Пригородный поезд Владимир - Тума. Апрель 2022.
Пригородный поезд Владимир - Тума. Апрель 2022.

Ещё одно удобство Тумоской линии для фотографа в том, что грузовые поезда ходят всегда в одно и то же время. Поезд из Владимира, например, едет спустя час после пригородного. И пускай "Машка" опять попалась в корпоративных цветах, зато оранжевый молдинг под лобовыми окнами сразу делает её более привлекательной. Это вам не прямоугольники убогие!

2М62У-0363 в Головино, апрель 2022.
2М62У-0363 в Головино, апрель 2022.

А вот грузового, идущего во встречном направлении, придётся подождать пару часов, если снимать его здесь же, в Головино. Проходите пару километров за поворот, где начинается небольшой и весьма редкий в наши дни кусочек путей на деревянных шпалах, греете на сухом спирте тушёнку, поедаете её, промакиваете белым хлебом, тролотычите в телефон, строите снеговика... Ну наконец, едет! Ого, вот так динозавр! 2ТЭ10М 1981 года, раннего выпуска, зелёный, да ещё и не проходивший капитального ремонта с заменой дизеля! Что это, если не живой экспонат, который сразу с линии можно отправить в музей железных дорог Петербурга в качестве натурного образца, и запускать там его дизель на радость поклонникам старых локомотивов?! Вы, кстати, тоже можете послушать, как он звучит - посмотрите моё видео 2022 года о поездке в эти места.

2ТЭ10М-0263 неподалёку от Головино. Апрель 2022. На момент публикации статьи не эксплуатируется.
2ТЭ10М-0263 неподалёку от Головино. Апрель 2022. На момент публикации статьи не эксплуатируется.

Переместимся на станцию Нечаевская, где Тумская ветка пересекается с магистралью Москва - Казань, с путепровода которой можно сделать приличную фотографию, особо не напрягаясь. Посмотрите, сколько здесь чудесных вечнозелёных сосен! В хвосте у грузового - маневровый тепловоз ЧМЭ3, который и занимается перестановкой вагонов на промежуточных станциях... Ну, чтобы Машку этим не напрягать. Она ведь - магистральный тепловоз. А ещё этот поезд здесь довольно короткий, так как основную массу вагонов к нему прицепят в Гусь-Хрустальном.

2М62-0665, перегон Окатово - Гусь Хрустальный. Ноябрь 2021.
2М62-0665, перегон Окатово - Гусь Хрустальный. Ноябрь 2021.

Иной раз из Тумы до Гуся и вовсе едет один грустненький вагончик! Прямо как на этой фотографии, сделанной 29 января 2023 года.

Перегон Окатово - ГУсь-Хрустальный, 2ТЭ10М-3275
Перегон Окатово - ГУсь-Хрустальный, 2ТЭ10М-3275

А это самый первый тепловоз серии 2ТЭ10У! Построен он в 1989 году, попал в депо Унеча, что под Брянском, а в 1999 его начало мотать по всей России: Гудермес, Дербент, Верхний Баскунчак, Астрахань, Агрыз, Юдино (депо приписки на момент съёмки), а в апреле 2023-го его и вовсе сослали в далёкую Тынду. И если они расчитывают, что в Тынде его никто не сфоткает, то они ошибаются. Что ж, пожалаем самому первому тепловозу серии 2ТЭ10У после завершения карьеры попасть либо в музей, либо на постамент около какой-нибудь железнодорожной станции!

2ТЭ10У-0001 около деревни Нечаевская, ноябрь 2021.
2ТЭ10У-0001 около деревни Нечаевская, ноябрь 2021.

Кстати, приезжать на Тумскую ветку за фотками поездов лучше всё-таки на автомобиле. Ведь одно дело, если ваша цель - городские достопримечательности, где можно обойтись и поездами с автобусами, и совсем другое - когда надо один и тот же поезд сфотографировать в двух разных местах. Например, поймать его сперва у переезда рядом со станцией Комиссаровка...

2М62У-0320 у станции Комиссаровка, 29.01.2023.
2М62У-0320 у станции Комиссаровка, 29.01.2023.

...а потом успеть ещё доехать до путепровода на автомобильном обходе Гусь-Хрустального, приткнуть на обочине машину, пройти немного вдоль мокрой дороги, и сделать ещё одну зимнюю, но при этом наполовину зелёную, благодаря хвойным деревьям, фотографию. Всё здесь замечательно, кроме окраски тепловоза. Посмотрите на показанную ранее 363-ю Машку, у которой был и молдинг, и полосочки... И на вот это чудище-юдище с полу-серой полу-красной мордой, на которой красуются два нелепых прямоугольника.

2М62У-0320, перегон Гусь-Хрустальный - Окатово, 29.01.2023
2М62У-0320, перегон Гусь-Хрустальный - Окатово, 29.01.2023

Тумская ветка получает от меня 10 одиночных Машек из 10. Не так важно, какого цвета здесь ездят тепловозы (но лучше - зелёные), ведь приезжать сюда можно ради одной только атмосферы. Таинственные леса Мещёры, уютные региональные дороги и Гусь-Хрустальный, с его столь нехарактерными для провинциальных городков автобусами столичного уровня - всё это отлично подойдёт для человека, уставшего от городской суеты. А возможность сфотографировать пару-тройку поездов с тепловозами Луганского завода создаёт в этих местах дополнительный туристический поток в виде железнодорожных фанатов, вроде меня. Рекомендую к посещению!

Если вам нравятся мои фотки, мои видео, мои статьи, то пожалуйста, поддержите меня небольшим ежемесячным платежом. Мне - монета, а вам - бонусные видео, все подробности по этой ссылке: >>Стать спонсором<<

Также вы можете смотреть эксклюзивы за разовую плату на Бусти.

"Всё, что движется" - телеграм-канал, в который несколько транспортных авторов с Дзена, включая меня, дублируют свои публикации. Подпишитесь, чтобы нас не потерять.

А ещё посмотрите фотографии Мещёрской магистрали, сделанные в 2013 году.

Обнаружили жизнь на железной дороге, которую считали заброшенной.
Блог ЖД фотографа13 мая 2021

До скорого!