Своенравный и резкий в общении Валентин Серов однажды довел супругу богатейшего фабриканта Владимира Гиршмана чуть ли не до истерики.
Все началось с того, что художник согласился писать Генриетту Гиршман только в довольно вычурной, неудобной для позирования позе.
Обсуждать предполагаемый портрет с упрямым Серовым было бесполезно, поэтому супруги Гиршман согласились работать на условиях художника.
В соответствии со своим видением Валентин Серов заставил Генриетту Гиршман жеманно заломить руку в приподнятом положении и позировать в таком положении длительное время.
Во время очередного сеанса уставшая, с затекшей рукой Генриетта Гиршман возмутилась:
Я уставала стоять у окна и однажды укорила его в том, что Орлову он писал сидящей в кресле, а я страдаю стоя.
На что угрюмый и неразговорчивый Валентин Серов неожиданно рассмеялся и пошутил: "Так ведь то ж княгиня". Но тут же сурово осадил заказчицу:
Зато Ермолова мне позировала раз пятьдесят и тоже стоя, и она постарше вас, мадам.
Серов имел в виду знаменитый портрет актрисы Малого театра Марии Николаевны Ермоловой, который в тот момент уже считался шедевром Русского искусства.
Естественно, что после такой отповеди Генриетта Гиршман больше не жаловалась на усталость и продолжила стоически позировать.
Пикантность ситуации была еще и в том, что Валентин Серов работал над портретом супруги фабриканта в Биаррице во Франции. Для чего Владимир Гиршман оплатил художнику поездку в Европу.
В заключение следует отметить, что Валентин Серов вообще не церемонился с заказчиками. Так, широко известен инцидент, когда он предложил императрице Александре Федоровне самой исправить в портрете Николая II то, что ей не понравилось.
А когда Николай II после событий 1905 года захотел иметь еще один портрет кисти Серова, художник ответил министру Двора короткой телеграммой:
В этом Доме я больше не работаю.