Найти тему
"Новая газета"- Рязань

Бутсы раздора, или «Письмо четырнадцати»

Самый крупный скандал в истории российского футбола: 30 лет назад это была катастрофа, сегодня – ностальгия 

30 лет назад, в ноябре 1993 года, прогремел первый и едва ли не самый крупный скандал в истории российского футбола, в результате которого золотое поколение родившихся еще в СССР игроков лишило самих себя возможности пофинтить на чемпионате мира в США-94. Да и вообще те драматичные события раскололи национальную сборную на годы вперед. Вспоминать это и сейчас довольно грустно. Но надо. Просто для того, чтобы нынешнее поколение спортсменов, их тренеры и высокие кабинетные руководители не повторяли подобных просчетов в будущем.

Сборная России-94. Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС
Сборная России-94. Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС

Невероятно, но факт: тот кошмар начался в Афинах. Именно там футбольная дружина под руководством Павла Садырина в последнем матче отборочного этапа билась с греками. Билась в, по сути, ничего не значащем поединке, поскольку выход в финальную часть американского чемпионата веселая и талантливая компания к тому моменту себе уже обеспечила. Причем первой из всех европейских сборных! Поэтому в Греции решалось лишь то, кто выиграет группу и, соответственно, попадет в более привлекательную корзину при жеребьевке…

Апрель 1994 года. Главный тренер сборной Павел Садырин (справа) и тренер Борис Игнатьев. Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС
Апрель 1994 года. Главный тренер сборной Павел Садырин (справа) и тренер Борис Игнатьев. Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС

История не терпит сослагательного наклонения, но если бы чудаковатый арбитр из Габона (ФИФА решила провести эксперимент с судейством) при счете 0:1 не отменил в конце встречи из-за выдуманного офсайда чистый мяч Игоря Добровольского, ничего трагического, возможно, и не случилось бы. Но он отменил. Ребята в белых майках проиграли. А расстроенный донельзя Павел Федорович пнул раскладной стул с такой злостью, как будто его команда пролетела мимо крупного форума. Хотя, повторюсь, путевка в США и так уже была у россиян в кармане. Как, кстати, и у греков. Сегодня при таком раскладе игроки в форме с двуглавым орлом наверняка бы обменялись с хозяевами майками, да и порадовались завершению квалификационного раунда, залив нестрашное поражение пивом.

Греция. 17 ноября 1993 года. Матч российской и греческой команды в Афинах. Игорь Добровольский в борьбе за мяч. Фото: Игорь Уткин /Фотохроника ТАСС
Греция. 17 ноября 1993 года. Матч российской и греческой команды в Афинах. Игорь Добровольский в борьбе за мяч. Фото: Игорь Уткин /Фотохроника ТАСС

Но это сегодня, а тогда в гостевую раздевалку влетел президент РФС Вячеслав Колосков, который раскритиковал футболистов за ужасный настрой и сообщил, что с такой позорной игрой национальной команде в Америке делать нечего. Капитан Игорь Шалимов, защищавший, к слову, цвета «Интера», парировал весьма эмоционально. Его взмокшие партнеры, не успевшие даже в душ сходить, включились в горячую перепалку. И тоже предъявили руководству в лице Колоскова кучу претензий. По организационным моментам и не только. Опять-таки – вроде бы обычное дело в любом творческом коллективе. А в футбольном – тем более.

Вячеслав Иванович Колосков. Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС
Вячеслав Иванович Колосков. Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС

Но покричать по-мужски и разойтись, пожав (или не пожав) друг другу руки, не получилось. Не получилось, вы не поверите, из-за бутс…

Дело в том, что Вячеслав Иванович в той самой раздевалке в резкой форме заявил игрокам о том, что РФС подписал контракт с фирмой Reebok, и потому все сборники должны будут играть на мундиале-94 исключительно в шиповках этого производителя. И это стало последней каплей.

Во-первых, у многих легионеров были личные соглашения с другими фирмами, во-вторых (и в главных), под договором с Reebok стояла подпись в том числе и Павла Садырина, что взбесило футболистов окончательно.

Второй тренер Юрий Семин попытался достучаться до подопечных и успокоить их, дабы не доводить ситуацию до судьбоносного, как оказалось позднее, конфликта. Судьбоносного почти для всех его участников. Но горячих и разозленных парней было уже не остановить. Вот тогда-то и родилось – сразу после матча, в греческом отеле «Хилтон» – пресловутое «Письмо четырнадцати».

В этой печальной истории до сих пор много темных пятен, нестыковок и недомолвок.

Вот текст того самого открытого обращения:

«Письмо четырнадцати»

«Мы, игроки национальной сборной России по футболу, понимая всю возложенную на нас ответственность за выступление команды на чемпионате мира 1994 года в США, считаем недозволительным повторение ошибок, ранее неоднократно допущенных федерацией футбола, – организационные просчеты, финансовые манипуляции, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение сборной, что уже не один раз отрицательно влияло на качество ее выступлений.

Мы знаем, что Садырин П.Ф. – неплохой клубный тренер, но сборная – это другое: главное, что беспокоит нас сегодня, это тренировочный процесс и методы подготовки тренера сборной Садырина, которые, по нашему мнению, не соответствуют уровню работы с главной командой России. Достигнутый же сборной результат – выход в финальную часть чемпионата мира 1994 года – это инерция команды, созданной ее бывшим тренером А.Ф. Бышовцем к чемпионату Европы 1992 года.

Мы считаем:

1. Работу с национальной сборной России по футболу по праву должен вести Бышовец Анатолий Федорович и готовить ее к выступлениям в финале чемпионата мира 1994 года в США.

2. Должны быть изменены условия материального вознаграждения за выход в финальную часть чемпионата мира.

3. Незамедлительно должно быть улучшено материально-техническое обеспечение сборной команды страны.

Игроки национальной сборной команды России по футболу: Никифоров, Карпин, Иванов, Юран, Шалимов, Добровольский, Колыванов, Онопко, Хлестов, Кирьяков, Канчельскис, Мостовой, Саленко, Кульков».

Анатолий Бышовец. Фото: ТАСС
Анатолий Бышовец. Фото: ТАСС

Считается, что документ составлен 17 ноября 1993 года. Но это не совсем так. Или совсем не так. 17-го была придумана лишь шапка. Саму мотивировочную часть сочинили позднее. Но кто сочинил – загадка. Намекали на одного журналиста, который работал на Анатолия Бышовца. Но «литератор» так и остался неопознанным. А автографы футболистов собирались в хаотичном порядке. Точнее, в Афинах, по словам закоперщика Шалимова, свои подписи поставили 11 человек. Андрей Канчельскис, выступавший за «Манчестер Юнайтед» и из-за дисквалификации в Греции не игравший, прислал свою подпись позднее по факсу. По крайней мере, так сказано в его книге «Моя география». А спартаковцы Карпин и Иванов подмахнули документ уже в Москве. Отдельные свидетели утверждали, что игроки проставляли свои фамилии на чистом бланке… Кому верить? Вопрос. Но вот Олег Саленко клялся, что в подписанном им варианте вообще ничего не было сказано про тренера. Да и Сергей Кирьяков в недавнем фильме Михаила Моссаковского «Мы, игроки сборной России» уверяет, что давал свое согласие по телефону… Так или иначе, но народ узнал обо всей этой вакханалии лишь 25 декабря, после пресс-конференции «бунтарей»… Впрочем, основной сути это не меняло.

25 декабря 1993 года. Пресс-конференция Российского футбольного союза. Представитель Российского футбольного союза Александр Тукманов (слева) и кандидаты в сборную Александр Мостовой, Игорь Шалимов и Сергей Юран. Фото: Александр Яковлев / Фотохроника ТАСС
25 декабря 1993 года. Пресс-конференция Российского футбольного союза. Представитель Российского футбольного союза Александр Тукманов (слева) и кандидаты в сборную Александр Мостовой, Игорь Шалимов и Сергей Юран. Фото: Александр Яковлев / Фотохроника ТАСС

Футболисты же попытались пройти напролом. И письмо свое адресовали не кому-нибудь, а влиятельнейшему в спортивной тусовке Шамилю Тарпищеву, который к тому же имел прямой и ежедневный доступ к президенту Борису Ельцину.

…Сейчас две стороны конфликта осознают, что тогда нужно было просто еще раз собраться вместе и обсудить сложившуюся проблему. Но бунтовщикам, которые с декабря 93-го по июнь 94-го продолжали свою войну с руководством, никто не предложил мирных переговоров. И компромисса не нашли. Однако часть «революционеров» перед самим мундиалем одумалась (Садырин очень просил ребят поменять решение). Подписи в итоге отозвали Карпин, Никифоров, Онопко, Хлестов (все – «Спартак»), Мостовой («Кан», Франция), Саленко («Логроньес», Испания), Юран («Бенфика», Португалия).

При этом Карпин о своем «обратном» поступке предупредил Шалимова. А вот Мостовой «рокировку» в обратную сторону провел втихую. И с Шалимовым они с тех пор не общаются…

Но самое печальное, что возвращение группы игроков просто-напросто раскололо сборную. И даже не на две части… А тренерский штаб во главе с Садыриным так и не определился, на птенцов какого гнезда сделать ставку.

Я был на чемпионате мира в США. И даже на цветных фотографиях в местной прессе наши полпреды смахивали на каких-то потерявшихся туристов. И отнюдь не из-за формы. Они прежде всего внутренне не были готовы к серьезной борьбе. Даже солнечные очки не могли скрыть грустных глаз футболистов.

Два безответных мяча они пропустили от бразильцев – будущих триумфаторов первенства. Перед шведами, которые закончили турнир с бронзой, россияне распахнули ворота трижды. Хотя Олег Саленко и открыл счет на 4-й минуте. С Камеруном на «Стэнфорд Стэдиум» наш форвард и вовсе отличился пять раз и получил «Золотую бутсу». Но сборной тем не менее пришлось паковать чемоданы раньше срока.

28 июня 1994 года. Чемпионат мира в США. Матч Россия – Камерун. Роже Милла и Олег Саленко. Фото: "Спорт-экспресс" / ИТАР-ТАСС
28 июня 1994 года. Чемпионат мира в США. Матч Россия – Камерун. Роже Милла и Олег Саленко. Фото: "Спорт-экспресс" / ИТАР-ТАСС

А ведь даже после провального Евро-92 всем казалось, что объединенные и независимые ребята, которые еще в союзные времена выигрывали все крупные континентальные турниры на юношеском и молодежном уровне, в Соединенных Штатах прогремят на весь мир. Но главные звездочки – три Игоря (Добровольский, Колыванов и Шалимов), а также Андрей Канчельскис и Сергей Кирьяков – не прогнулись. Как и Василий Кульков с Андреем Ивановым, которых уже нет с нами…

И если в карьерах олимпийского чемпиона-88 Добровольского и Игоря Шалимова был до этого итальянский ЧМ-90, то другие отказники собственноручно лишили себя единственного шанса сыграть на главном футбольном соревновании. Да не просто сыграть. Они, по мнению специалистов, имели все шансы победно войти в историю.

Андрей Успенский

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ