Итак, в нашей прошлой публикации мы добрались с вами до станции Старая Ангасолка, полюбовались мостами через речку старой и новой конструкции и поняли, что оказывается, что вплоть до этого места мы так и не увидели ни одного тоннеля, которыми славится КБЖД.
Да были галереи, и то железнодорожный путь через них не проходил, а шел в обход. И вот далее к востоку по сторонам света и к западу по направлению движения по КБЖД (здесь всё смешалось, поскольку участок, по которому поезда двигались на запад - смотрит на восток, и наоборот, если вы ехали по КБЖД на восток, то географически на этом участке вы ехали на запад) нам и встретится первый тоннель. Но сначала нам необходимо преодолеть мост через губу Упорную, что на 148 км дороги, если считать от Иркутска-Сортировочного и буквально в километре от Ангасолки. Выглядит это вот так:
Ну а далее менее чем в 200 метрах от этого моста тоннель № 38. Место одной из самых жутких аварий на КБЖД. По другой версии это произошло в тоннеле № 36, но сути это в общем-то особенно не меняет. Например, 2ГИС показывает расположение памятной таблички об этом событий и у тоннеля № 38, и у тоннеля № 36. Мне всё-таки больше верится во вторую версию, поскольку там и тоннель подлиннее, и видимость похуже.
В марте 1946 года здесь двигался эшелон с бойцами, которые возвращались с Дальнего Востока на Урал по окончании Второй мировой войны. Считается, что в этом пассажирском поезде кто-то дёрнул стоп-кран, в результате чего состав остановился. Через какое-то время он снова продолжил движение, но с очень малой скоростью. А сзади его догонял грузовой состав, машинист которого то ли не заметил, то ли не отреагировал на запрещающий сигнал. И надо ж такому произойти, что догнал он пассажирский состав именно в этом тоннеле, где в результате и столкнулись пассажирский последний вагон и грузовой поезд. А тоннель то всего длиной 100 метров. Но, видимо, погибли все те, кто оказался зажат в этом тоннеле грудой искорёженного металла. Пожар был такой силы, что отваливались облицовочные камни в тоннеле, а отдельные камни от воздействия температуры и вовсе превратились в стекло. На западном портале тоннеля установлена мемориальная табличка в память об этом событии.
Собственное имя этого тоннеля - Малая Упорная Губа. А буквально в 180 метрах от его портала, который обращен к Порту Байкал, будет тоннель № 37 Большая Упорная Губа. В этих местах он один из самых длинных - 254 метра.
Причем особенностью тоннеля № 37 было то, что возводился он сразу под 2 пути. Какое-то время инженерные сооружения перестанут попадаться нам на пути. Зато есть возможность полюбоваться природой. В районе 145 км расположен скальник Паруса, там же открывается вид на мыс Хабартуй.
По распадку протекает там небольшая речка - Хабартуй. По ее правому берегу расположен очень небольшой водопад. А на левом берегу несколько лет назад еще были видны руины электростанции. Может быть сейчас природа уже сделала свое дело и всё там окончательно обвалилось. Построена электростанция была в 30-е гг. ХХ века. Электричество необходимо было для снабжения блок-поста, который располагался тут же.
Ну а дальше достаточно ровный протяженный участок, на котором будет располагаться один из самых узнаваемых на КБЖД объектов - Откол. Иногда ее еще зуб называют. И вот здесь для меня загадка - если проделать такие выемки было относительно не трудно, то почему это повсеместно не делали. На мой не самый квалифицированный взгляд, такой подход должен сильно нарушить целостность горной породы слева, которая просто неминуемо должна начать обсыпаться. Конечно, всё зависит от того, какая здесь порода, но если такой подход возможен, то почему его не использовали в других местах, выбирая именно прокладку тоннеля.
А вот на 143-м километре будет целый комплекс тоннелей / галерей, которые следуют буквально друг за другом. Тоннели - Хабартуй 3 и Хабартуй 2, а между ними еще и галерея разместилась. Причем тоннель Хабартуй 2 - очень длинный - 548 метров.
У этих тоннелей есть одна особенность. Во многих из них в середине прорублены выходы в сторону Байкала. Делали их и с технологической точки зрения - строили то вручную, и убирать отвалы породы особенно из длинных тоннелей через выемки было намного проще - и из соображений безопасности.
Здесь на 143 км произошел один их очень крупных обвалов горных пород ужена этапе эксплуатации дороги. Дело было в 1929 году, когда в апреле после землетрясения с высоты 200 метров на полотно железной дороги упал огромный скальный массив. Отдельные глыбы были просто огромными - до 30 кубометров. Учитывая высокую плотность скальных пород, по массе они легко могли достигать 60 тонн. В результате, их убирали с помощью направленных взрывов, раскалывающих глыбы на части.
Тоннель № 35 - это вообще очень интересное сооружение. В нем не один, а сразу два поворота! Тоннель № 34 относительно короткий, а вот перед речкой Большая Крутая Губа будет еще один весьма протяженный - более чем 300-метровый тоннель № 33. Уже на моей памяти в 1991 году на Кругобайкалке произошел колоссальный обвал, в результате которого скальной породой общим объемом около 700 кубометров был полностью завален вход в тоннель № 33.
Но самый примечательный объект здесь - это, конечно, каменный виадук. Высоченная каменная конструкция 75-метровой длины!
Сюда с железной дороги приходит тропинка, а зимой накатывается лыжня. Идет она от остановочного пункта Переезд. Там, если вы едете из Иркутска, нужно будет перейти железнодорожные пути, затем перейти автомобильную федеральную трассу, и сразу же будет хорошо видна тропа вниз. Общая протяженность практически 15 км, причем на всем протяжении почти она будет идти вниз. Но нужно прикидывать, что от этих мест до Ангасолки 8,5 км, а потом еще вверх до Темной пади 4,5 км. А между электричками не так и много времени будет. В общем, самое главное грамотно рассчитать свои силы, иначе придется искать ночлег где-нибудь у местных жителей, поскольку с местами коллективного размещения там не очень.
Остался нам еще один тоннель № 32 и будет очередной остановочный пункт - Малая Крутая Губа, рядом с которым расположен поселок Шарыжалгай (или Шаражалгай). Перевести это можно как Желтая падь. Здесь располагается достаточно крупная база отдыха, а в самом поселке постоянного населения почти не осталось. Ну а речка здесь - Малая Крутая Губа.
До этих мест можно добраться и железнодорожным транспортом. Всё-таки дорога то действующая. Не каждый день, но в целом здесь ходят поезда, иногда даже по 2 штуки в день. Время в пути от Слюдянки, до которой около 23 км - 1 час 9 минут. То есть средняя скорость движения около 20 км/ч. Дают возможность полюбоваться местными красотами. Но одна из главных проблем - это то, что поезд движется достаточно близко к скалам, отчего видимость ограничена. Поэтому, на мой взгляд, лучше садиться все-таки на сторону, которая смотрит на Байкал, и на изгибах будут открываться красивые виды, в том числе на горы. В общем, ажиотажа в этих местных поездах на тепловозной тяге (или в дизельных железнодорожных автобусах), как правило, нет, а потому можно относительно спокойно перемещаться по вагону от окна к окну. Вот только выйти на остановочных пунктах вряд ли получится. Стоянки по одной минуте. Цены на местную электричку очень бюджетные - от Слюдянки до Порта Байкал - 180 рублей. Можете сравнить с ценами на туристический поезд. Там цена билета начинается от 6500 руб. Да, из электрички не выйдешь. Но можно же доехать до самых красивых мест, погулять там, а затем вернуться назад в Слюдянку.
Ну допустим:
- рано утром (не позднее 7 утра) выезжаем на маршрутке в сторону Слюдянки. Можно чуть позже на машине (не позднее 7.30);
- примерно в 9-9.30 вы в Слюдянке, в 9.55 садитесь на поезд до Малой Упорной Губы;
- в 11.00 вы уже на месте. Выходите и идете вдоль одного из самых живописных участков в направлении Старой Ангасолки (то есть в сторону, обратную описанному маршруту). Протяженность прогулки около 10 км. Но идти можно совсем не торопясь, поскольку обратный поезд в Ангасолке в 17.11. В 17.47 вы в Слюдянке
- электричка в Иркутск в 18.17. Ну или машина / маршрутка
Весь бюджет путешествия около 700 рублей с человека (в зависимости от того, как добираться до Слюдянки - самой первой утренней электричкой из Иркутска не успеть, придется думать про другие варианты), то есть в 10 раз дешевле самого дешевого билета на туристический поезд.
Вот таким у нас оказался очередной участок. До встречи на следующих публикациях!