Наверное, меня бы не поняли, если бы я завершил этот виртуальный тур без экскурсии по КБЖД. Всё-таки это, конечно, безусловная точка притяжения в наших местах. Иногда можно услышать, что традиционный туристический маршрут немного растянутый. И примерно на середине эти тоннели начинают скорее утомлять, что радовать. Ну с нетерпением их точно не ждешь, поскольку они закрывают красивейший вид на озеро и скалы, которые его окружают. Поэтому мы с вами тоннели будем принимать дозировано, порциями.
Начать вообще-то нужно даже не с Култука, откуда традиционно начинаются многие походы, а со Слюдянки. Хотя и это был даже не конец КБЖД - она тянулась еще дальше на восток вдоль Байкала. Все-таки не в каждом городе есть мраморный вокзал. Причем он целиком из белого и розового мрамора.
И вот тут прямо какие-то чудеса демократии в дореволюционной России. Сначала основную станцию КБЖД планировалось построить в Култуке. И Михаил Иванович Хилков, бывший в те годы министром путей сообщения, уже издал об этом распоряжение. Но жители Култука отказались передавать свои сельскохозяйственные земли под территорию станции. Там, правда, и в наши дни, по моему мнению, с сельским хозяйством всё не очень. Всё-таки холодно от Байкала. Когда я у себя картошку уже копаю - в Култуке она только цветет. Но в те годы эти участки кормили местных жителей. И Хилков удовлетворил их просьбу, перенеся место под основную станцию чуть далее по ходу Транссиба. Здание вокзала начали возводить в 1903 году, а уже в 1904-м оно было сдано в эксплуатацию. Всё-таки фантастические какие-то скорости были в те годы с учетом примитивных орудий труда и не менее примитивных технологий. А в наши годы какое-то одно здание павильона пристраивают годами!
В 1905 году сдадут паровозное депо. Ведь электричество то сюда придет одновременно с новой веткой лишь в 1956 году! И то, только с запада. А участок к востоку от Слюдянки так и оставался не электрифицирован до 1970 года. Ну и как вы помните, участок к западу перевели на переменный ток вообще лишь в 1995 году.
Вплоть до моста через речку Слюдянка старая и новая ветки железной дороги идут вместе, а вот потом они расходятся. Старая вдоль Шаманского мыса, который мы уже вспоминали, отходит на Култук, а новая через Вербный и переезд в сторону Аршана начинает карабкаться на Андриановский перевал. О нем было в предыдущей публикации цикла.
Слюдянка - это в чем-то уникальный топоним. Считается, что он не менялся со времен зимовья в этом месте. Зимовье, поселок, город - всё называлось Слюдянка. Естественно, пошло название от слюды, которую тут же и добывали. Считается, что с XVII века здесь был небольшой острог, который затем перенесли к Култуку. Ну а своим развитием Слюдянка обязана Эрику Лаксману. Знаменитый исследователь нашел в округе множество минералов. Считается, что он вторично открыл месторождения слюды, которые к тому времени были уже забыты. В общем, вернулись сюда люди в начале XIX века. Поселение немного выросло в связи со строительством дороги на Улан-Удэ, который тогда назывался Верхнеудинск. В годы первой революции Слюдянка вошла в историю тем, что здесь был остановлен поезд с оружием, который еще в Чите захватил отряд И. Бабушкина. Работал здесь и С.М. Киров. Нешуточные бои здесь были и во время Гражданской войны. В них принимал участие и ледокол "Ангара", который мы уже вспоминали, и местные партизанские отряды. Именами их руководителей потом Иркутске улицы назовут. Ржанова, Каландарашвили. После революции закроют Никольскую церковь. Ее переоборудуют в Клуб 1 мая. Она недалеко от вокзала в сторону Байкала.
В 1975 году добычу слюды, которая дала название городу, уже прекратили, а вот мрамор добывали в больших объемах. Отправляли его в том числе и в Москву для отделки станций метрополитена. В общем, по Слюдянке можно прогуляться не только по самому городу, но и по окрестностям, если время позволяет. А если здоровье позволяет, то совершить восхождение на Пик Черского - популярнейший маршрут в наши дни. Ну а мы все-таки давайте уже отправимся по КБЖД.
У Култука нас проводит стела Кругобайкальская железная дорога. Кстати, интересно, что официально такой дороги никогда не существовало. Это был участок Забайкальской железной дороги. Существовало лишь управление по строительству Кругобайкальской железной дороги.
Дорога идет все-таки на приличной высоте над Байкалом. Для того, чтобы сделать эту террасу, проводились большие земляные работы. Сейчас нередко можно прочитать, что то, что строители "потрогали" тысячелетиями складывающийся грунт, в итоге и привело к многочисленным осыпям на трассе. Может и так, но строить прямо по берегу был конечно не вариант.
Первые мосты начинаются еще в Култуке. На поселок здесь аж две реки - Култучная и Медлянка. Обе не широкие, поэтому больших проблем не представляли. Хотя нужно понимать, что в конце XIX века любой ручей становился преградой. Первая болеее менее существенная преграда случится на 149-м километре в районе Старой Ангасолки. И там это уже будет настоящее чудо инженерной мысли. Но до тех мест нам еще нужно добраться.
На 154-м километре попадется первый поселок - Широкая - и остановочный пункт возле него. Ну как поселок... 4 человека. Видимо обслуживанием дороги занимаются. Иначе делать там совсем нечего. Ну а на 152-м километре нам встретится первая галерея. Если я правильно понял, много раз слушая экскурсии в этом месте, то основное отличие тоннеля от галереи состоит в том, что тоннель именно прорубают в горной породе, а галерея пристраивается к скале сбоку. Делается это, прежде всего, из соображений безопасности. Обвалы - это главная проблема на КБЖД и в наши дни. Землетрясения здесь происходят просто регулярно. Самое сильное на моей памяти было в конце августа 2008 года. Мы еще на даче жили, но тряхнуло так, что даже просто стоя на земле это чувствовалось. Эпицентр был в 50 км от Байкальска (там было 8 баллов), но в целом не так и далеко от этих мест.
Почти всем галереям и тоннелям на КБЖД дали имена. Вот первая от Култука галерея называется Сосновая. Сейчас стальной путь через нее не проходит, а обходит галерею ближе к Байкалу. Это подсказывает о том, что когда-то дорога была двухпутной.
Именно поэтому, если Вы спуститесь с остановочного пункта "Темная падь" до Старой Ангасолки и пойдете в сторону Култука, то я не смогу сказать, что вы видели тоннели Кругобайкалки. Кроме Сосновой вы увидете еще две галереи - Ангасольская 2 и Ангасольская 1.
Вид на галерею Ангасольская 2 сильно портит два железобетонных столба. Выглядит это вот так:
Со стороны вообще смотрится, что столбами как будто вход в тоннель перегородили, хотя он все-таки немного в стороне. А вот Ангасольская 1 - самая длинная галерея на участке до Старой Ангасолки. Ну и строили ее дольше всего - 4 месяца в 1904 году. И совсем уже недалеко после нее знаменитый мост в Ангасолке. Точнее их там два: один старый, а второй поновее, который испортил вид на старый.
Ну а вот рядом история начального этапа и более современная конструкция.
А вот общий вид на поселок. Прямо именно с паровозом. пускают тут периодически такие ретро-поезда:
Мое мнение такое - идти сюда через Култук смысла нет. Лучше именно спуститься с Темной пади и пойти в сторону противоположную Култуку. Вот тогда вы и настоящий тоннель увидите. А то пока даже не интересно - сооружения есть, но пути через них не проходят.
Ну а мы давайте остановимся в Ангасолке, а завтра продолжим наше путешествие. До встречи на канале!