Это продолжение обзорной истории про наше путешествие на север Архангельской области. Начало тут
Мезенская губа Белого Моря. Самые высокие приливы и отливы. Ловим камбалу на ужин. Промысловые избы.
Река Мезень щедра рыбой, но настоящие поморы всегда предпочитали морской промысел. Компанию нам составил еще один истинный помор — Димон, брат Алексея.
Сев в две “Казанки”, мы отправились в путешествие через устье Мезени в моря. Встречаются отживающие свое старые деревни, покинутые людьми.
Чуть более чем через час мы достигли побережья в нужной нам точке Мезенской губы. На выстланном плавником бескрайнем пляже разбили лагерь.
За спиной — высокий лесистый берег с редкими промысловыми избами. Там же — бездонные черничники, и болото, как источник чистой пресной воды. Погода оказалась к нам благосклонное, щедро прогревая море для купания. Как опция — “целебные” грязи.
На ужин поморы ловят камбалу традиционным способом, используя небольшую сеть — так называемый бродец.
Запеченная в сковороде камбала оказалась вкуснее, чем в любом ресторане мира. Поморский борщ тоже оказался необычайно вкусным.
Для мытья посуды и умывания использовали все тот же автомобильный душ "беркут" — оказалось очень удобно.
Пара дней на море пролетела как один миг. Наблюдать за приливами и отливами, при которых вода уступает на километры, можно бесконечно.
Мобильной связи нет — настоящий рехаб. Для полного блаженства — для поглаживания доступны три взрослых хаски и семь месячных щенков, смалолетства обретающих навыки выживания в дикой природе.
Взаимодействие поможет собакам в будущем составить хорошую поморскую упряжку, где у каждого будет своя роль.
С моря уходим обратно в Каменку на утреннем приливе, а не на вечернем, как планировалось изначально. Поморы внимательно следят за погодой и морем. По всем признакам, собирается непогода, и нам необходимо уходить.
Предосторожности не лишни. Как минимум, при высоком волнении, поездка на “Казанке” будет очень тряской и с детьми так ехать не стоит.
На пути нам встретились красивые и большие птицы — журавли.
Долгощелье. Мезенские лошаденки и совхоз, застрявший во времени
Село Долгощелье, расположенное на северо-западе от Каменки на берегу впадающей в Белое море реки Кулой, долгое время было связано с “материком” только морем и авиацией. Даже сегодня местный аэропорт принимает несколько рейсов в неделю.
Нынешняя дорога преодолима для большинства автомобилей, но только в сухую погоду. Поездка после дождя потребовала скинуть давление в гудричах до 0.8 атм, чтобы не скользить, как на коньках. Все подъемы и спуски — очень неспешно на понижайке, и строго по центру дороги — иначе улетишь в кювет.
Долгощелье знаменито не только своими рыбаками, но и совхозом, работающим по советским стандартам в лучшем смысле этого слова.
Местное сливочное масло, реализуемое на развес в брикетах по 20 кг (в магазинах его режут) имеет невероятный вкус родом из детства. Это касается и прочей совхозной продукции, которая, в связи со сложностями логистики, за Мезень практически не попадает. Также в совхозе разводят лошадей знаменитой мезенской породы.
В день нашего приезда все лошади, кроме одной (возможно, ее оставили специально для нас) были на вольном выпасе на дальних лугах — туда лошаденок доставляют на лодках.
Деревня на два дома посреди нигде. Грибы, рыбалка, поморское выживание.
Выписавшись из гостевого дома, мы вновь сели на поморскую лодку — и спустя час прибыли в таинственную деревню на два дома где-то на берегу одной из небольших рек, впадающих в Мезень.
Это место настоящего умиротворения. На десятки километров вокруг нет людей. Старинный гостевой дом — еще один музей, в котором нас потчуют приготовленной в русской печи едой — каши, жаркое из лося, шаньи (пирожки) с горбушей и так далее.
Ходить за грибами и ягодами невероятно удобно — остались от прошлых времен многокилометровые дороги-тропы через лес, а сам он устлан мягким подшерстком из мха.
Чернику, голубель и сиху добываем специальными грабилками — причем, нам выдали устройства середины прошлого века. Корзинка для грибов — тоже историческая.
Во время нескольких дневных выходов, поморы учили нас и наших детей собирать грибы и ягоды. Дети сортировали сбор по поморской технологии, и сами сварили черничное варенье.
В один из дней мы отправились на рыбалку на близлежащие озера.
Тут нас ждало настоящее поморское приключение. Улов был отличный, но предназначенная для переправы через рек на пути резиновая лодка внезапно дала течь по шву.
Тут на выручку пришел Помор со своими талантами выживания — это было очень познавательно. Об этом расскажу отдельно.
Когда воды мало — это “сухая вода”. Идти на казанке по сухой воде чревато попаданием на мель и повреждением мотора. На обратном пути торопимся. По извилистому узкому рукаву реки нам нужно вернуться к месту отправления с первой высокой водой, и потом успеть на паром в Мезень, который также начинает работу по высокой воде.
Расчет Помора оказался верный — лодка нигде не чиркнула за грунт, лишь несколько раз нужно было приподнять мотор. Мы по самой первой воде добрались до места стоянки “патрика” и стартанули на переправу в Каменке.
Ехали примерно минут сорок, и были в очереди на паром не последними. После чего благополучно переправились. На часах — уже почти 17 часов, поэтому доехали только до “аэропорта” в Пинеге, где и заночевали. Наутро — переправа в Усть-Пинеге, до нее еще две сотни километров грейдера.
“Двиносплав 230” успешно доставил нас на другой берег шумящей Северной Двины, а оттуда до асфальта рукой подать. Ночевка в “ТриА” в Вологде, рядом — мойка самообслуживания (200р за 30 минут). На следующий день благополучно финишировали.
УАЗ 3163
Оранжевый Экспедиционный Патриот я тестировал в числе из первых, поэтому для поездки в Мезень хотел взять именно его. Машина огромная, довольно удобная, хотя сиденья я бы заменил. В комплектации есть все необходимое, включая ESP. Привыкнуть к повадкам большой и грубой машины несложно, в итоге от езды можно получать удовольствие — особенно там, где кончается асфальт.
Стойкость машины к разного рода препятствиям высокая. Плавность хода умеренная, зато подвеску не пробить. И пусть по скорости и стабильности на грейдерах УАЗ проиграет машинам на независимой подвеске. Зато мостовая конструкция помогает автомобилю на бездорожье и внезапных ямах, сохраняя постоянный дорожный просвет.
На асфальте федералки все не так уж плохо. Да, если не крутить мотор выше 3000 (на груженой), езда получается неспешной. Но если нужно, то давишь на педаль получаешь и скорость, и момент в зоне более высоких оборотов. Недовольно ворча, старичок ЗМЗ выводит на быстрый обгон. Неплоха и траекторная стабильность — главное, не мешать машине ехать и не мельтешить рулем. Держать 130 по автобану — запросто, вот только обороты на предельной пятой передаче будут в районе 4000. Не очень экономично, но ехать можно.
За четыре тысячи километров на топливо потратили немалые 35 тысяч. Цена 92-го бензина на трассе варьируется. В Ярославле можно заправиться за 49, а в Пинеге — уже по 54. По грубому расчету (у УАЗа БК не показывает средний расход), расход у груженой машины получился в диапазоне 16-17 литров. Это учитывая все грейдеры, бездорожье, шуструю езду по трассе, и буксировку загруженной буханки на дистанции под 200 км. Не так уж много для большого внедорожника, загруженного выше чем по крышу, да еще иногда с буханкой на хвосте.
Путешествие к поморам — новый взгляд на Русский Север
До поездки в Мезень я составил карту интересных исторических локаций — и к своему стыду, из всех них мы посетили только Кимжу. Поморские приключения в приливах и отливах захватили нас с головой. Выпал шанс оказаться наедине с природой в безлюдных местах, при этом с профессиональным сопровождением, активностями и шикарным питанием. Тут не до детального изучения чудес северной архитектуры! А это значит, что к поморам надо будет обязательно вернуться. Например, зимой, когда и до моря, и до деревни сможем добраться на собачьей упряжке.
***
Это продолжение обзорной истории про наше путешествие на север Архангельской области. Начало тут
Как вам такое путешествие? Хотели бы поехать к поморам? Делитесь ссылками на свои путешествия на Русский Север!