Иногда поражает, насколько старательно грузины пытаются продлить жизнь своим домам. Подпирают уже свешивающиеся балкончики, закладывают и замазывают щели в стенах, по максимуму используют то, что еще можно использовать... Но когда я это вижу, из головы все равно не выходят мысли о том, что это все-таки очень опасно.
Я специально не буду заострять внимание на Старом Тбилиси — название этой, туристической, части столицы говорит само за себя. А вот за тем, как люди живут в других районах и городах, понаблюдать интересно.
Однако ветхость не единственная особенность жилых зданий в Грузии. Давайте, посмотрим, чем еще они привлекают к себе внимание.
Кстати, если вы читаете меня впервые, то я — Таня, сейчас живу в Тбилиси. В этом блоге рассказываю о своей жизни, увлечениях и путешествиях.
Пристроить сколько нужно
Для Грузии, как и для Армении, характерно такое явление, как самострой. Или, скорее, самопристрой. Все, кому не хватает жилплощади, уже имеющейся в собственности, решают этот вопрос путем пристраивания к ней дополнительных помещений.
Чаще всего пристраивают что-то сбоку. Либо расширяют балконы, либо строят с нуля. Иногда по пристройкам понятно, что соседи с разных этажей договорились и расширились сразу все вместе, а иногда — что соседям сверху с соседями снизу скооперироваться не удалось. И тогда перед окнами более упертых / законопослушных / стесненных в средствах товарищей появляются подпорки, на которых строится этаж для тех, кому нужно больше жилого пространства.
Пристройки почти всегда разношерстны, но бывает, что люди стараются придерживаться одного «стиля».
А сверху, бывает, нескромно пристраивают целые этажи. Чаще всего это делается для сдачи в аренду жилья в туристических местах. О безопасности я даже размышлять боюсь, честно.
Все это незаконно, однако в 2021 году, для того чтобы поддержать население в период пандемии, правящая партия предложила поправки в законодательство, освобождающие граждан от уплаты штрафов за самострой. И даже решается вопрос с признанием законности пристроек, которые пройдут проверку на безопасность .
Ранний заезд — дело тонкое
С откровенным недостроем мы столкнулись впервые в Батуми. Логику людей там можно понять: чем раньше ты подготовишь жилье и сдашь его, тем быстрее оно начнет себя окупать. Поэтому как только в квартире появляются коммуникации, ее готовят и сдают (ну или заезжают, если квартира для себя).
Мы так арендовали очень симпатичную квартиру — компактная, но вместительная, с классным ремонтом, близко к пляжу. В объявлении было написано, конечно, что дом новый... но чтобы настолько новый, что аж еще строится? О таком не предупреждают.
Первый звоночек мы заметили, когда заселялись. На этаже было крайне много строительного мусора, тусовались мастера. Далее нам показали этот завораживающий вид из квартиры напротив:
К тому моменту отпуск у нас уже закончился, днем мы работали, и нам очень часто мешала чья-то дрель. Плюс, в этой квартире напротив постоянно перекрывали воду, приходилось бегать и включать.
Этаж 20+, всего в здании 36 этажей. Такое количество этажей обслуживал всего один лифт — этого мало даже с учетом того, что жителей почти нет. Только на ожидание мы тратили по десять минут; часто в лифт было просто не зайти — куча народу, постоянно кто-то с тяжелыми инструментами... Шахт на самом деле было шесть, просто остальные были закрыты, раз почти никто не живет. Кстати, про лифты написала отдельно, ссылка в конце статьи.
Странно, да? Но оказывается, в 2009 году в Грузии в законодательство ввели поправки, разрешающие заселение в дома, еще не введенные в эксплуатацию. В 2019 году мэрия Тбилиси направила в парламент законопроект, запрещающий это безобразие (в столице, про Батуми я такое не нашла😄). Видимо, процесс идет небыстро, раз в 2023 году строящиеся дома все ещё заселяются раньше сдачи в эксплуатацию:
Твое теплое тело — твое дело
Центрального отопления тут нет.
Точнее как, в объявлении о сдаче квартиры в аренду может быть написано, что в ней есть центральное отопление, но с вероятностью в 99,99999 % это будет означать, что у вас на балконе или где-то еще стоит бойлер, который греет воду для отопительной и водопроводной систем.
Если такого отопления нет, придется греться более дорогими и как будто менее эффективными вариантами — газовыми конвекторами или электрическими обогревателями.
Возможно, подумаете вы, грузины делают ставку на сохранение тепла... Как и я, вы промахнетесь со своей догадкой. Здесь популярны окна в пол, полностью стеклянные балконные двери, незастекленные балконы.
Если в подъезде есть окна, они скорее всего не будут застеклены. Мы жили в таком же доме, как на фото с закатом. Рядом с таким незастекленным окном подъезда.
Рядом с окном еще был щиток, и его постоянно кто-то открывал, срывая резинку, которой я привязывала дверцу. В ветреную погоду, какая была в апреле и мае, сквозняк шатал дверцу щитка — а болталась она с противнейшим скрипом — и свистел нам в дверные щели. Еще каждые несколько минут стучал газовый конвектор... Ах, незабываемые ночи.
Раньше строили не сильно теплее. Жители этих домов в Плато Нуцубидзе (Тбилиси), кажется, уже оценили это неудачное решение.
Дом, милый дом
И все равно грузины любят свои дома, это не может не радовать. Они обустраивают свои дворы, договариваются о каких-то улучшениях, многое делают своими руками.
В Москве установку шлагбаума, бывает, в чате дома обсуждают годами — то скидываться кто-то не хочет, то одного ответственного найти не могут. Тут весной за пару недель на наших глазах преобразился двор, в котором мы жили на тот момент. Грузины высадили деревца, поставили шлагбаум, просторную беседку с освещением, питьевой фонтанчик и кофейный аппарат! Кофейный аппарат!!!
Мне очень нравится подмечать такие моменты. Как хорошо, что теперь есть, с кем делиться ими❤️
***
Благодарю вас за внимание!