Я тут недавно удивилась, когда узнала, что в Грузии тоже процветает майнинг криптовалют. И в одном из регионов, причем далеком от столицы, майнеры особенно активны.
Кстати, если вы читаете меня впервые, то я — Таня, сейчас живу в Тбилиси. В этом блоге рассказываю о своей жизни, увлечениях и путешествиях.
Это проблема не нова, но недавно снова «всплыла» в СМИ, из-за чего я обратила на нее внимание.
Так где обитают грузинские майнеры?
Облюбовали они Местию. Точнее как, в ковидные времена из-за труднодоступности региона в нем острее, чем по стране, ощущалась нехватка туристов. И именно местное население было вынуждено искать другие способы заработка. Многие открыли для себя майнинг криптовалют.
Причина интереса к нему проста: власти Сванетии предоставляют населению льготы, за счёт которых физические лица за свет не платят ни копейки тетри, а предприниматели — буквально копейки тетри.
Лично мне это кажется весьма странным решением, ведь еще до начала майнинга нужно хорошо вложиться в оборудование (тем более если речь о фермах). Тогда как люди, доход которых так сильно зависит от внешних факторов, по моим представлениям, менее склонны копить и, следовательно, иметь деньги на такие вложения. Думаю, что туда ещё и из других регионов приезжают люди с деньгами, что усугубляет ситуацию.
Почему майнинг в Сванетии вызывает недовольство поставщиков электроэнергии, властей и всех сочувствующих?
Майнинг — процесс энергозатратный. И чем дальше, тем более энергозатратным он становится, ведь со временем процесс «дорожает». Если брать биткоин, то каждые несколько лет вдвое сокращается награда за вычисления, то есть удваивается количество времени, которое нужно потратить на добычу того же самого размера награды. Следовательно, возрастает и количество электроэнергии, которая будет потрачена на соответствующие вычисления.
Для майнеров, которые платят за свет, просто растет себестоимость крипты. Они платят больше, из этих денег покрываются расходы на обслуживание сетей. В случае с Местией эти расходы — на властях. Нагрузка на электросети возрастает в разы, оборудование изнашивается и выходит из строя быстрее, а чинить его из-за труднодоступности и условий сложнее (то есть дольше и дороже).
По сути, местийские майнеры зарабатывают деньги за чужой счет, что и вызывает возмущение.
Как решается эта проблема?
Майнеров вслух обвиняют в недобросовестности:
СМИ публикуют обращения к жителям с призывами проявлять ответственность, думать о других, отказываться от «лёгких» денег и т.д.
Поставщик электроэнергии непрозрачно намекает на повышение тарифов, а пока идет ремонт сетей, население Местии получает свет по графику. Что, естественно, тоже тормозит туристическую сферу (хотя, думаю, те, кто основательно взялся за туристический бизнес, решают эту проблему самостоятельно).
В 2021 году было даже такое, что местные жители клялись на иконе (а нарушение такой клятвы — позор), что работа всех майнинговых ферм будет остановлена. Но судя по тому, что в 2024 году местийские майнеры мелькают в новостях, проблема до сих пор не решена.
***