Сегодня в обществе доминирует мнение, что запрет творчества Сергея Есенина в СССР в 20-30-е годы – это миф. Об этом говорили и писали неоднократно. Приведу слова известного писателя Захара Прилепина:
"Надо всю эту ерунду о «запрете» Есенина, за стихи которого чуть ли не в тюрьму сажали, прекратить наконец. В СССР с 1926 по 1953-й каждые года три выходила книжка стихов Есенина" [1].
Действительно книги поэта продолжали издавать и в эти годы. Но делалось это с оговорками, что Есенин является типичным представителем «мелкобуржуазного упаднического индивидуализма». А вот утверждение о том, что в тюрьму не сажали за чтение и распространение его стихов, не соответствует действительности. Были и «посадки»...
Одно из таких дел мне довелось изучить. Объединенный военный трибунал при 6-й и 37-й стрелковых дивизиях приговорил в 1930 году командира взвода 3-го стрелкового полка Моисеева (инициалы в приговоре не указаны) к 1 году условного наказания. Он был признан виновным в том, что рассказывал красноармейцам «анекдоты о вождях и читал произведения Есенина», а некоторые из его неизданных стихов распространял среди военнослужащих.
Военный трибунал Белорусского военного округа отменил этот приговор за мягкостью наказания. При новом судебном разбирательстве Моисееву был назначен 1 год реального лишения свободы, и его отправили в лагерь[2].
Этот случай - не единственный.
Так, в главе 10 части 3 «Архипелага ГУЛАГ» А.И. Солженицын упоминает осужденного на 10 лет лагерей лётчика, пилота «Дугласа», восхвалявшего жизнь в Восточной Пруссии и хранившего «полное собрание Есенина».
Шестнадцатилетнюю школьницу Ирину Казимировну Пиотровскую (Янковскую) арестовали в первый день войны - 22 июня 1941 года. Ее задержали в Саратове после того, как один из арестованных членов "организованной террористической группы" сообщил на допросе, что она читала им вслух стихотворение Сергея Есенина “Возвращение на родину”.
Стихотворение это большое, написано Есениным в 1924 году, когда он приехал в село Константиново и увидел там безрадостную картину. От постаревшего деда узнал, что в селе закрыли церковь и верующим людям негде помолиться. В живых осталась лишь мать и сестры, но и они изменились до неузнаваемости. Сестры верят теперь не в Бога, а в в Энгельса и Маркса:
"Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.
Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
«Ну, говори, сестра!»
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал"...
На самом деле школьники создали в Саратове не "организованную террористическую группу", а математический кружок. Однако занимались ребята там не только математикой. Кроме чтения стихов, однажды кто-то принес старые издания трудов В.И. Ленина. Школьники сравнили их с новыми изданиями вождя революции и нашли различия.
Военный трибунал признал Пиотровскую виновной и осудил по 58-й статье на 5 лет лагерей. Освободили ее из заключения в августе 1947 года, а через полгода опять посадили на 8 лет. Всего она провела в заключении четырнадцать с лишним...
Более подробно о тех, кто был осужден за написание, чтение, хранение и распространение стихов – как своих собственных, так и других авторов - можно прочесть ЗДЕСЬ:
[1] АиФ, 14 декабря 2021 г.
[2]Архив Военной коллегии. Наряд без № «Обзоры, сводки о преступности и судимости в 29-30 гг.».