Найти тему

Антропологические основания воспитания человека в контексте христианского мировоззрения (сборник методических материалов)

Антропологические основания воспитания человека в контексте христианского мировоззрения
Антропологические основания воспитания человека в контексте христианского мировоззрения

ВВЕДЕНИЕ

Сборник методических материалов «Антропологические основания воспитания человека в контексте христианского мировоззрения» является пособием для преподавания основ онтологии образования, а именно антропологических оснований воспитания человека педагогам, обучающимся по программам дополнительного профессионального образования, студентам образовательных организаций высшего и среднего профессионального педагогического образования, а также всем категориям работников образования.

Данное пособие является результатом многолетней (2001-2021 гг.) реализации авторских рабочих программ учебных дисциплин и образовательных модулей дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования, соответствующих тематике данного пособия, реализовывавшихся в Калининградском областном институте развития образования, Калужском государственном институте модернизации образования, Калининградском областном центре диагностики и консультирования детей и подростков, Духовно-просветительском центре Калининградской епархии Русской Православной Церкви, а также реализации авторского учебно-методического комплекса по дисциплине «Антропологические основания педагогики в контексте христианской аксиологии» в рамках магистерской программы «Православная культура и межкультурная коммуникация» (направление подготовки: 035700.68 Лингвистика) Балтийского Федерального Университета им. И.Канта.

Материал пособия призван восполнить серьезные пробелы современного профессионального педагогического образования в сфере онтологии образования, представлений об антропологических основаниях образования в целом и воспитания как одной из типологических направленностей образовательной деятельности. Эти пробелы возникли, прежде всего, в силу системного идеологического отступления советской педагогики (1920 – 1980 гг.) от онтологических и ценностных духовно-нравственных оснований отечественной педагогики, благодаря которому оказался кардинально пересмотрен взгляд на происхождение, природу и сущность человека, и которое проявилось в ложной трактовке понятий «светскости» и «отделения церкви от государства».

Кроме того, постсоветская (1990-е – особенно 2000-е / нач. 2020-х гг.) тенденция утилизации человека (воспитания не человека-творца, а человека-функции) способствовала началу утраты самого главного в педагогике – ее педагогичности, человечности (гуманистичности), то есть переориентации с самого человека на стремительно развивающиеся технологии. Человек с места ценности был перемещен на место средства, ресурса.

Однако сегодня отечественной педагогике, хоть и не без трудностей, но постепенно возвращаются ее исконные основания. Данным пособием мы вносим свой вклад в это совершенно необходимое и жизненно важное дело.

Сборник методических материалов состоит из двух разделов:

1. Основные положения христианской антропологии.

2. Христианская антропология как основание теории и практики образования.

Материалу раздела «Основные положения христианской антропологии» посвящено наибольшее внимание и наибольший объем текста, так как этот материал является основополагающим, а всё остальное — производным.

Образование и педагогика обращены непосредственно к человеку. Поэтому необходимо понимать, что такое «человек»: какова его природа, смысл и цель его бытия.

Исходя из представлений о сущности человека формируются представления о том, что такое «образование» и что такое «педагогика», каковы их цели, задачи, основные подходы и принципы, методы и средства. Отсюда же происходит и представление о предназначении педагога, о критериях оценки его служения и результатов педагогического труда.

Понимание сущности человека задаёт также систему ценностей, на основе которой строится педагогическая система (педагогическая модель) образования.

Таким образом, вопрос о том, что такое «человек», является самым важным, фундаментальным вопросом образования и педагогики. Ответ на него позволяет понять: (1) что собой представляет идеальный человек (к чему человек должен стремиться в процессе своего совершенствования, которому нет предела), (2) что собой представляет нормальный человек (каким человек должен быть в норме) и (3) что собой представляет реальный человек (каким человек реально является в настоящее время). Соответствует ли современное состояние человека норме его природы? Чем отличается идеал от нормы?

Образ идеального человека — это главный ориентир образования, его стратегическая цель. Этот образ называется образовательным или воспитательным идеалом.

Первый раздел состоит из девяти подразделов:

1.1 «Сотворение мира и человека», в котором рассматриваются важнейшие вопросы онтологии, происхождения мира и человека. Почему не только человека, но и мира? Потому, что не существует человека без мира и вне мира. Мы видим, что мироздание является не только средой существования человека, но и непременным условием происхождения человека, так как человек «состоит» из всего того, что заключает в себе мироздание, а потому человек именуется «микрокосмом». Проблема происхождения человека — наиважнейшая, от ее решения зависит судьба человека. Кто я такой как существо? Как и в каком направлении мне прокладывать мой жизненный путь? Чтобы понимать, куда человеку идти, необходимо понимать, откуда человек вышел. Именно в этом понимании заключается понимание смысла жизни, а соответственно, и образования.

1.2 «Состав человеческой природы: дух, душа и плоть». Этот подраздел посвящен рассмотрению природы человека. Не осознавая своей природы и не имея представления о том, как устроен мир, человек дезориентирован в жизненном пространстве, не понимает, что и почему с ним происходит, в чем таятся препятствия и опасности, как их преодолевать и избегать, к чему стремиться… Именно в этом подразделе рассматривается генезис традиционной системы базовых ценностей, являющейся основой для построения всякой системы воспитания, в том числе и в образовательной организации.

1.3 «Образ и подобие Божие». В этом подразделе речь идет о природной сути человека. Почему Библия от имени Бога называет человека образом и подобием Божьим? Что это значит и что от этого зависит? Каково предназначение человека, его призвание? Как от этого зависит определение образовательного идеала и главной педагогической задачи, а также определение самого понятия «образование»?

1.4 «Мужчина и женщина». О, сколько недоуменных вопросов и проблем в образовании и в нашей повседневной жизни связано с гендерными особенностями человека. В данном разделе ставится «ребром» вопрос о происхождении женщины, затрагиваются вопросы семейного устроения общества, социальной природы человека, проблемы индивидуализации, единства мужской и женской природы, необоснованности радикального феминизма и другие. Очень интересен тест на соответствие занимаемой руководящей должности согласно критериям апостола Павла — и это здесь есть.

1.5 «Состояние первозданного человека. Понятия: добро и зло, жизнь и смерть, рай и ад, счастье». Думаю, вы сами поняли, о чем пойдет речь в этом подразделе. Но не обольщайтесь, если вам показалось, что эти «замыленные» понятия будут раскрыты привычным и банальным образом. Мы постарались сделать это совершенно по-другому. Во-первых, мы используем метод Козьмы Пруткова — «зри в корень», который заключается в следовании принципу этимологического соответствия — соответствия происхождения слова сущности явления, которое этим словом названо. Каждое явление в мире имеет свое, только ему присвоенное наименование. Корень слова (наименования) называет сущность этого явления. Впрочем, мы этот метод используем на протяжении всего повествования, а не только лишь в данном подразделе. Во-вторых, мы прибегаем к мнению святых отцов Церкви. И вы удивитесь тому, какая живописная картина основ и важнейших явлений нашей жизни предстанет перед вами в их мыслях и высказываниях. Вы будете поражены тем, как эти люди глубоко и ясно мыслили, как они умели четко и, как говорят сегодня, креативно преподнести то, что пытается постичь и объяснить современная наука. А еще, возможно, у вас возникнет недоуменный вопрос: «Как же я до сих пор проходил(а) мимо и не пользовался(лась) мыслями этих великих людей?!»

1.6 «Где находится рай?» Этот вопрос, конечно, интересует всех, но не все на него могут ответить. Если хотите это сделать, то содержание данного подраздела точно для вас. Не удивляйтесь тому, что ответ на этот вопрос будет интересен с точки зрения непосредственного изучения предмета не только преподавателю курса «Основы религиозных культур и светской этики», но и историку, и филологу… Да, кстати, если говорить о профессиональном интересе учителей-предметников, то и другие темы этого раздела будут не менее интересны и полезны биологам, физикам, химикам, преподавателям обществознания и основ безопасности жизнедеятельности, потому что речь идет о происхождении, а значит об основах мироздания, природы, окружающего мира и человеческого общества, знания о которых учителя призваны доносить до своих учеников.

1.7 «Образ жизни первозданного человека». Чем отличалась жизнь первых людей от жизни людей современных? Вы обнаружите, что Библия и святоотеческое предание имеют на это свою собственную точку зрения. Особое состояние человека и окружавшего его мира определяло особые способы жизнедеятельности первого человека в этом мире. Какими они были и как изменились? Это вы узнаете, ознакомившись с материалом данного подраздела.

1.8 «Потеря рая». Что это значит и как это произошло? Как это отразилось и продолжает отражаться на нас с вами — современных людях? Почему для каждого из нас, прежде и ныне живущих, это является одной из важнейших проблем? Что такое «древо жизни» и «древо познания добра и зла»? Что означал запрет вкушать плоды древа познания добра и зла? Почему дьявол обращается именно к Еве и именно в образе змея? Первородный грех — что это? Что человек приобрел и что потерял, лишившись рая? Как все это связано с законами возрастной психологии? В чем заключается глубочайший психологизм библейского повествования о грехопадении первых людей и почему его последствия остаются актуальными для современного человека, для учителя и учеников? Каким образом эти последствия отражаются на состоянии современной системы образования и самом процессе образования? На все эти и другие вопросы вы найдете ответы в подразделе «Потеря рая».

1.9 «Миссия Иисуса Христа». Спектр раскрываемых в этом подразделе вопросов следующий. Почему Иисус Христос именуется Спасителем и в чем заключается Его спасительная миссия? Как это непосредственно касается лично меня и вас? Как это касается целей и задач образования, а также самой сути образования? Что такое любовь, чем она отличается от справедливости, и почему именно любовь полагается в основание воспитания человека? Кто является живым воплощением образовательного идеала и каким образом (какими практическими средствами и способами) мы способны совершенствоваться в устремлении к этому идеалу?

Второй раздел по объему материала значительно уступает первому и состоит из пяти подразделов:

2.1 «Определение понятия “образование”». Это важнейший момент. От того, каким образом мы понимаем и определяем, что такое образование, зависит то, чем мы, собственно, будем заниматься, что и с какой целью будем делать, какие задачи ставить и решать. Здесь очень важно не ошибиться, не перепутать образование с чем-то другим, чем образование не является. Поэтому мы строго придерживаемся принятого нами принципа — «зри в корень».

2.2 «Базовые модели образования в их иерархии». Действительно, существует не одно определение понятия «образование». Почему? От чего зависит их количество и содержание? Оказывается, каждое из них соответствует определенной модели образования, которая основана на определенных педагогических убеждениях, сложившихся в рамках определенных мировоззренческих ориентаций. Эти убеждения определяют типы центрации педагогической мысли — что полагается в центр процесса образования, вокруг чего / кого (какого явления) концентрируется этот процесс и во имя чего / кого он осуществляется. Этим и определяются существующие базовые модели образования, которые представлены в данном подразделе в сравнении и во взаимосвязи. Во взаимосвязи не только между собой, но и с представлениями о природе человека. К какой из представленных моделей образования потянутся ваше сердце и ваш ум? Какая из них вам наиболее близка? Познакомьтесь с их описанием и проверьте себя.

2.3 «Христианские представления о духовности и нравственности». Если сегодня говорят о воспитании, то, как правило, пользуются понятием «духовно-нравственное воспитание». Это понятие прочно вошло и в научный оборот, и в практический педагогический обиход, и в нормативно-правовую базу, например, в Закон об образовании в РФ, в Стратегию национальной безопасности РФ, в Стратегию развития воспитания в РФ до 2025 года и в другие документы. Для того чтобы разобраться в том, что такое «духовно-нравственное воспитание», необходимо четко понимать, что такое «духовность» и что такое «нравственность». Эту задачу мы пытаемся решить в данном подразделе.

2.4 «Основные принципы христианской педагогики». Педагогические принципы — это фундаментальные нормы и убеждения, на основе которых строится педагогическая система и осуществляется педагогический процесс. Принципы педагогики также являются производными ответа на вопрос: что такое человек? После того как вы познакомитесь с материалом первого раздела и усвоите его, вам будет совсем несложно воспринять материал данного подраздела, посвященного основным принципам христианской педагогики, так как они логически следуют из христианских представлений о человеке.

2.5 «Принципы организации образовательной деятельности, сообразные основополагающим принципам христианской педагогики». Принципы организации образовательной деятельности задаются основополагающими принципами христианской педагогики. Следование им позволяет оставаться в рамках принятого нами гуманитарно-антропологического научно-технологического подхода в образовании. И снова мы видим, что сущность и природа человека полагаются в основание педагогической деятельности, в том числе и системы принципов ее организации.

После каждого подраздела предлагаются вопросы и задания для обсуждения и размышления. В конце сборника методических материалов размещен список тем письменных работ (эссе, рефератов, курсовых работ) по рассмотренной проблематике.

Мы не выносим в отдельный словарь формулировки, раскрывающие используемые нами понятия, так как приводим эти формулировки и обсуждаем сущность и происхождение самих этих понятий непосредственно в содержании разделов пособия, отводя данной работе значимое место. Работа с терминами и понятиями является важнейшим методом преподнесения материала автором и освоения его читателями. Некоторые понятия мы самостоятельно выводим на основе представленного материала. Например, важнейшее понятие — образование.

Теперь очень кратко скажем об источниках наших рассуждений.

Прежде всего — это Священное Предание.

Что такое «предание»?

Предание — это то, что передается. Это информация, передающаяся разными способами. Это исторический опыт человечества, передаваемый от поколения к поколению.

Почему это предание именуется священным? Какая информация, какой опыт могут называться священными?

Те, которые связаны с самыми важными ценностями. Это ценностно (аксиологически) ориентированные информация и опыт. Наивысшей ценностью или даже сверхценностью является Бог. Поэтому Священным Преданием именуется опыт человечества, касающийся его взаимоотношений с Богом, со Святыней.

Таким образом, Священное Предание может рассматриваться в качестве исторического источника.

Следовательно, формы Священного Предания (их еще можно назвать способами передачи ценностно ориентированной информации) точно такие, как и формы исторических источников. Вспомним курс истории Древнего мира (5 класс):
=====================================================

-3

Мы, используя текст Священного Писания, не всегда цитируем те места, на которые стараемся обратить ваше внимание, но всегда приводим ссылки на эти места. Поэтому призываем вас, следуя указаниям ссылок, обращаться к первоисточнику тех мыслей, которые выражаются в нашем повествовании.

=====================================================


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

1.1. Сотворение мира и человека

Священное Писание, а вслед за ним христианская традиция определяют сущность человека как образ и подобие Божие. Однако для того, чтобы верно понять, что такое «образ» и что такое «подобие» Божие, необходимо раскрыть ряд положений.

В Книге Бытия читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою… И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 1,26; 2,7; 2, 3). Кроме того, например, в чине погребения усопших в одном из мест поется: «Сам един еси бессмертный сотворивый и создавый человека…».[1]

Почему авторам этих текстов оказалось недостаточным сказать только «сотворил» или только «создал»? Ведь, казалось бы, речь идет об одном и том же — о появлении новой сущности?

Однако, как оказывается, термины «творчество» и «созидание» обозначают разные явления, разные смыслы.

Принципиально важно понимать, что каждый термин[2] в языке обозначает (называет) какое-то конкретное явление. Он присвоен именно этому явлению и ничего, кроме этого явления, более обозначать не может. Корень этого термина (этого слова) указывает на суть данного явления. Одним и тем же термином (словом) не может быть названо несколько явлений, но только одно. Это законы языка. Таким образом, слова, имеющие разные корни, обозначают собой разные по своей сути явления.

Что значит «сотворил»?

Поскольку библейская Книга Бытия написана на древнееврейском языке (т.н. библейском иврите), обратимся к первоисточнику. Древнееврейское БАРА означает воззвание из небытия принципиально новой, небывалой ранее сущности. От термина «сотворил» отличается термин «создал» (древнееврейское АСА). АСАсоздал, построил, сформировал, благоустроил.

В чем разница между «воззвать из небытия» и «создать, построить, сформировать, благоустроить»?

Из небытия вызывается к существованию некая сущность (БАРА), а затем эта сущность преобразуется во всевозможные формы (формируется, созидается, строится) (АСА).

Важно иметь в виду еще один принцип. Сотворенная сущность, вызванная из небытия, несет в себе принципиальную возможность существования всего того, что создается на ее основе. Например, если глину условно принять за такую сотворенную сущность, то все, что возможно сформировать из глины (кирпичи, здания, скульптуры, сосуды и т. д.), уже существует, несмотря на то, что пока еще не сформировано.

Схема-иллюстрация - СЛАЙД 1

Почему?

Потому что сама глина и, например, глиняный горшок или глиняная скульптура — это по своей сущности одно и то же. Все это — глина. Поэтому, если существует глина, то существует уже и все то, что можно из нее сформировать. Формы не нужно вызывать из небытия. Есть сущность — есть и ее формы. Нет сущности — нет и форм.

Этот важнейший принцип напрямую касается учения о человеке. Дело в том, что с самого момента зачатия в мир является полноценный человек, который содержит в себе всю полноту человеческой природы. Так же, как и зернышко каждого растения уже содержит в себе всю полноту природы этого растения. Конечно, важны условия, в которых теперь предстоит развиваться зачатому ребенку или зернышку. Однако важно понимать, что ребёнок в утробе матери — это не «мышонок», не «лягушка», не «неведома зверушка», он, так же как и родившийся ребенок — это не недоразвитый взрослый, это полноценный человек, находящийся на определенной стадии своего развития, формирования, становления. Вся полнота его природы уже есть и теперь этой полноте лишь предстоит развиваться, формироваться, проходить становление.

Иллюстрация - СЛАЙД 2

Таким образом, в процессе рождения мира, как утверждает Библия, проявились сразу два феномена, два принципиально разных акта — творческий и созидательный.

Под словом «мир» в данном случае подразумевается природа. Понятие природа (корень «род») ясно говорит само о себе. Оно означает все то, что родилось (появилось), т. е. имеет точку отсчета, момент рождения, начало своего бытия. Термин «природный» означает — рожденный, относящийся к явлениям, имеющим начало, к природе.

В отличие от природы Бог, сотворивший природу, не имеет начала. Он безначален и бесконечен. Он превечен, т. е. никем не сотворен, но был, есть и будет. Бог вне природы. Поэтому будет некорректным сказать «природа Бога», но «сущность Бога». А всё сотворенное Богом имеет свою природу.

В соответствии с этими положениями библейская традиция представляет следующую модель картины мира: [3]



======================================================
======================================================

[1] Требник. — М.: Изд. совета Российской православной церкви, 2002. — 541 с. — С. 183.

[2] «Каждый термин» — не значит, что каждое отдельное слово имеет сугубо свое отдельное значение, отличное от значений всех остальных слов. Имеется ввиду что каждый корень имеет свое сугубое значение, а, следовательно, что существуют целые группы однокоренных слов-терминов, корень которых имеет свое сугубое значение, свойственное всей этой группе. Например, слова «лук» как оружие, «лук» как лукошко, «лук» как излучина реки, «лук» как лукоморье, «лук» как согбенность, сгорбленность (слав. «женщина слука» (Лк. 13, 12), т. е. согбенная, скрюченная женщина), «лук» как лукавый, т. е. искривленный, непрямой в значении — «извращенный» — это все абсолютно одно и то же значение, которое лежит в основе этих разных слов, обозначающих разные вещи и явления, но суть их наименования одна — это «изгиб». Спорность происхождения слова «лук» в значении «овощ» (Шанский Н. М. указывает на возможность исконно славянского происхождения – «изгиб», Фасмер М. утверждает происхождение от др. германского lauka, Федорова Т. – от германского louch) не отменяет принципиального указания на изгиб как на сущностную характеристику каждой вещи (явления) в данном ряду. А далее уже следует разбираться в том, что это за вещь (явление) конкретно.
[3] Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка: значение и происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 2-е изд. — М.: Изд. дом «Дрофа»,1997. — 398 с. — С. 27.
[4] Имеется ввиду сотворение Богом
всей ангельской природы как святой и падение одной трети ангелов, вслед за сатаной отвратившихся от Бога и извративших свою природу до бесовской.
======================================================

КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ФРАГМЕНТА
с
полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке:
1_Коротких С.Н. Сборник Текст
2_Коротких С.Н. Сборник Иллюстраций
Перейти на сайт Сергея Коротких