Найти тему

В Концертном зале Мариинского театра выступит Петербургский камерный хор

По словам Николая Корнева, этот проект пытается охватить историю развития русской музыкальной культуры, хорового исполнительства начиная с XVII века и до наших дней. Суть в том, что Петербургский камерный хор давно и последовательно создает записи произведений светской и духовной хоровой музыки русских композиторов. Все начиналось с тех сочинений, на которых учатся студенты, но которые редко звучат со сцены. Затем «желание познать как можно больше на хоровом пути» привело музыкантов в библиотеки, музеи, архивы. Началась большая исследовательская работа, поиски оригиналов нот, их расшифровка. По дороге случились и продолжают случаться самые неожиданные находки, всплывают новые имена, возвращаются в сферу внимания те, что были стерты из памяти. Так, до недавнего времени почти никто не был знаком с сочинениями, которые написал для хора Николай Голованов, народный артист СССР, неоднократный лауреат Сталинской премии. Был почти забыт в России Константин Шведов, покинувший страну после Октябрьской революции. Теперь их творчество благодаря «Антологии русской хоровой музыки» открыто заново.

В то же время камерный хор исполняет сочинения Чайковского, Рахманинова, Танеева и других великих композиторов, выявляя непривычные грани их таланта. Именно их музыка (в этот раз — исключительно духовная) будет звучать 27 ноября в Концертном зале Мариинского театра.

Концерт этот будет записан. Ибо главная цель авторов проекта — «создание нотной и аудиобиб­лиотеки, доступной для изучения и прослушивания профессиональными музыкантами и широкой ­аудиторией». Для того чтобы такую библиотеку собрать, нужно много времени. Официальной датой начала работы над антологией считается 2014 год. Однако Николай Корнев ведет отсчет с года основания камерного хора, то есть с 1977‑го. Он уверен: главные принципы и направления работы были сформулированы уже тогда.

С тех пор камерный хор записал около двух с половиной тысяч музыкальных произведений, это примерно 150 часов (более 6 суток) непрерывного звучания. Если раньше записи были исключительно студийными, то теперь они ведутся и на концертах. В нынешнем году антология пополнилась шестнадцатью студийными альбомами и тремя концертными.

Пока эти записи доступны только специалистам по специальному запросу. Часть из них попробовали выложить в социальные сети, но оказалось, что там невозможно обеспечить необходимое качество звука. Какая платформа могла бы это сделать? Пока на такой вопрос нет ответа. Однако есть надежда ответ отыскать, ведь проект реализуется при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга и Мариинского театра.

В идеале записи должны быть опубликованы, изданы не в одном, а в нескольких форматах, чтобы они были максимально доступными, вошли в современное культурное пространство и стали его органичной частью.

— Создание «Антологии русской хоровой музыки» позволит значительно расширить представление об этом виде исполнительского искусства и, возможно, глубже понять корни русской музыкальной культуры, — говорит Николай Корнев. — Сейчас настало время вынести этот проект на сцену. Не только записывать музыку, но и доносить ее до зрителя.